Значение Решения Суда ЕС от 12 сентября 2006 г.
N C-196/04 для развития российского законодательства
Наступление на оффшоры начинается
Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг. (одобрены на заседании Правительства РФ 02.03.2007) предусмотрен ряд мер по борьбе с укрывательством доходов российских компаний в офшорных зонах, которые условно можно назвать "антиофшорным законодательством". По словам Президента РФ, капиталы российских граждан не должны "болтаться" в офшорных зонах*(1).
Благодаря Федеральному закону от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2008 г. в России появится законодательное определение офшорной зоны*(2): это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких "зон" должен быть утвержден Минфином России. Проект "черного списка" подготовлен в рамках законопроекта о совершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Однако не совсем понятен принцип отнесения Минфином России государств и территорий к офшорам. Допуская возможность частичного делегирования, статья 57 Конституции РФ требует закрепления пределов такого делегирования (в нашем случае - порогового значения) в законе. Например, часто используется подход на основе сравнения определенной доли (1/3, 1/2, 2/3*(3), 3/4 ) ставки налога на прибыль или на доход со ставкой в другой стране.
Новая аббревиатура - CFC
В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в практике налогообложения некоторых стран применяется правило, когда нераспределяемый между учредителями доход иностранной дочерней компании (контролируемой иностранной компании, CFC) или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль как доход ее владельца - материнской компании. При этом во избежание двойного налогообложения налоги, уплачиваемые с дохода контролируемой компании по месту регистрации, принимаются к зачету. Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании в офшорные зоны в результате последовательности сделок.
С 2009 г. в налоговое законодательство России (гл. 23 и 25 НК РФ) планируется ввести определение контролируемых иностранных компаний, а также установить размер стратегического участия. Например, в США и Финляндии контролируемой считается компания, в которой национальные акционеры владеют более 50% акций, в Казахстане - 10% и более. В Великобритании, Италии и Дании критерий для признания контроля установлен в размере 25% капитала иностранной компании. Можно лишь предположить, что в России размер стратегического участия будет связан с размером участия, установленным Федеральным законом от 16.05.2007 N 76-ФЗ для применения нулевой ставки на получаемые дивиденды.
Информация - ключевой фактор
Действие правил об иностранных контролируемых компаниях невозможно без получения соответствующей информации. Для этого предлагается возложить на налогоплательщиков обязанность под страхом применения санкций указывать в декларациях все свои иностранные аффилированные компании, а также сведения о степени участия в контролируемой компании. Такой "односторонней" обязанности может оказаться недостаточно, поэтому планируется пересмотреть международные соглашения России с другими странами об обмене информацией об акционерах и финансах.
За опытом - в Европу
"Правило CFC" - один из "сдерживающих" факторов. Другие инструменты - определение понятия налогового резидента применительно к организациям, контроль за трансфертным ценообразованием во внешнеэкономических сделках, правила о "недостаточной капитализации".
Разработка законодательных норм о контролируемых иностранных компаниях - дело ближайшего будущего, и через два-три года с этими нормами столкнутся ориентированные на международный рынок российские компании. В связи с этим специалисты юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" перевели на русский язык и предоставили для публикации в "Налоговеде" Решение Суда ЕС от 12.09.2006 N C-196/04. Изучение этого решения позволит лучше понять подходы к применению правил о контролируемых иностранных компаниях и возникающие при этом проблемы.
В.М. Зарипов,
заместитель главного редактора
"Налоговед", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г.
*(2) С принятием данного Закона слово "офшор" окончательно "обрусело" и потому пишется, как слово "офис" и другие подобные заимствованные слова, с одной буквой "ф".
*(3) В проекте закона предлагалось использовать ставку 2/3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914