Аудит учетной "кухни" предприятий питания
О результатах деятельности предприятий общественного питания можно судить по многим фактам и показателям, один из них - финансовая отчетность. Ее достоверность очень часто вызывает сомнение, даже если система бухгалтерского учета в компании на высоком уровне. В таких случаях собственники и иные заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности обращаются к независимым экспертам - аудиторским фирмам, которые предлагают клиентам широкий спектр услуг начиная, как правило, с проверки и заканчивая налоговым аудитом, консультационными и иными сопутствующими аудиту услугами.
Аудиторская проверка касается не столько самой организации, сколько бухгалтерской службы, для которой нельзя назвать ее безобидной, так как выявленные ошибки в любом случае не обрадуют исполнителей. Тем не менее их можно исправить, воспользовавшись рекомендациями профессионалов учета и отчетности. К сожалению, не всегда бухгалтер четко представляет цели и задачи аудита, его основные аспекты и методологию аудиторских проверок, а также порядок оказания сопутствующих аудиту услуг. Эти знания необходимы - они помогут пройти проверку в обстановке взаимовыгодного сотрудничества и избежать необоснованных претензий со стороны руководства по результатам аудита.
Какой бывает аудит?
В настоящее время существует несколько классификаций аудита. Так, по видам деятельности экономического субъекта можно выделить общий, банковский, страховой и аудит инвестиционных институтов и бирж. Предприятиям общественного питания из этого перечня выбирать не приходится, для них, как и для многих других компаний, предусмотрен общий аудит. Исходя из того, кто проводит аудит (собственный отдел аудита или сотрудники сторонней организации), он подразделяется на внешний и внутренний. Цели проведения аудита определяют проверку бухгалтерского, налогового, управленческого учета и отчетности, представляемой пользователям. Для предприятий общественного питания есть принципиальное различие между аудитом, проводимым в обязательном порядке и по инициативе предприятия. С обязательным аудитом приходится сталкиваться крупным компаниям, с инициативным, как правило, имеют дело субъекты среднего и малого предпринимательства.
Основу обязательного аудита составляет ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации (п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности)*(1). С аудиторами хорошо знакомы компании, организационно-правовая форма которых - ОАО. По этому показателю далеко не многие предприятия общественного питания подходят под обязательный аудит. У большинства из них организационно-правовая форма - ООО или ЗАО. Данное требование достаточно редко обязывает организации общественного питания проводить обязательную проверку.
Помимо этого есть еще два требования, обязывающие позаботиться об аудиторском заключении, - предельный объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса более 20 млн. руб. Первый показатель можно определить по строке 010 Отчета о прибылях и убытках, второй - по строке 300 бухгалтерского баланса. При этом выручку следует определять без учета сумм НДС, предъявленного поставщикам и заказчикам. Это следует из п. 3 ПБУ 9/99*(2), ведь главная цель аудита - проверка бухгалтерской отчетности. Если поименованные показатели по итогам года превышают допустимые значения, то организация автоматически попадает в список претендентов на аудиторскую проверку.
По показателям своей отчетности среднее предприятие общественного питания не дотягивает до обязательной аудиторской проверки. Тем не менее, если организация достаточно крупная и имеет сеть точек общественного питания, то валюта баланса вполне может превысить ограничение в 20 млн. руб. Источником превышения суммы активов предприятия может быть также дорогостоящая недвижимость, которая каждый год переоценивается в бухгалтерском балансе.
Если организация не заинтересована в проведении аудита, то ей нужно сократить валюту баланса на конец года. Это можно сделать разными способами, наиболее логичный из них - погасить "лишними" активами существующие обязательства. Но не все так просто - внеоборотные и оборотные активы приобретаются для использования в основной деятельности, а не погашения обязательств кредиторам. Тогда напрашиваются другие варианты - перевод активов на баланс дружественной компании (в первую очередь, внеоборотные) и последующая их аренда на выгодных условиях или забалансовый учет отдельных видов оборотных активов. К примеру, если организация общественного питания реализует не только кулинарную продукцию собственного производства, но и покупные товары, то она может их поставить на забалансовый учет и реализовывать их на условиях посреднических договоров. Безусловно, есть и другие способы сокращения валюты баланса в зависимости от того, какое имущество составляет актив компании, но мы не будем на них останавливаться. Аудит не налоговая проверка, иногда лучше пригласить аудиторов и выявить ошибки, чем потом подсчитывать штрафные санкции по акту выездной налоговой проверки. Поэтому даже если предприятие питания и не подпадает под обязательный аудит, оно может провести проверку учета, отчетности и расчетов с бюджетом по налогам и сборам в добровольном порядке.
Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации. С инициативой проведения аудита могут выступать собственники компании (руководители), у которых есть сомнения в достоверности бухгалтерской отчетности. В отличие от обязательного аудита сфера проведения инициативной проверки шире и не ограничивается финансовой отчетностью, а может включать контроль состояния текущих дел компании. У общества инициатором проведения аудиторской проверки в добровольном порядке может быть любой участник. Он вправе лишь предложить общему собранию участников общества кандидатуру аудитора для проведения соответствующей проверки, тогда как окончательное решение этого вопроса принимается большинством голосов общего собрания участников общества (Постановление ФАС УО от 14.05.2007 N Ф09-3475/07-С4). Такой порядок объясняется тем, что Законом об ООО*(3) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг отнесены к компетенции общего собрания участников общества. Кроме того, порядок проведения аудиторских проверок определяется уставом общества.
Независимо от того, по какому основанию проводится аудит, прежде чем заключить договор, проверяемому лицу нужно выбрать специалистов, которые проверят учет и отчетность предприятия.
Кому отдать предпочтение?
При ответе на этот вопрос организации следует иметь в виду, что главное в аудите - независимость проверяемых и проверяющих лиц. Поэтому как для обязательного, так и для инициативного аудита компании отбираются только независимые аудиторы, иначе результаты проверки могут быть поставлены под сомнение. Законом об аудиторской деятельности для аудиторских фирм и их сотрудников предусмотрены отдельные требования независимости от проверяемого лица. Так, аудиторами общества не могут быть его участники. Кроме того, аудиторы не должны занимать должности, на которые возложена ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в обществе (руководители, бухгалтеры и иные лица). С указанными должностными лицами аудиторы общества не должны состоять и в близком родстве.
В свою очередь, у аудиторской фирмы не должно быть с проверяемой компанией (ее филиалами) общих учредителей, руководителей и иных должностных лиц, состоящих в близком родстве. Не допускается проведение аудита фирмами, которые на протяжении последних трех лет оказывали проверяемой организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета. Если все перечисленные условия выполнены, то аудиторов и аудиторскую фирму можно считать независимыми по отношению к проверяемому лицу. В дополнение к этому пока аудиторские фирмы должны иметь лицензию (данное условие является обязательным до 1 июля 2008 года, п. 5.2 ст. 17, пп. 87.1 п. 1 ст. 18 Закона о лицензировании*(4)), а при проведении обязательного аудита - застраховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона об аудиторской деятельности).
Наряду с перечисленными требованиями выбор аудитора определяется профессионализмом проверяющих, комплексом и стоимостью оказываемых ими услуг. К оценке качества услуг аудиторской компании существуют различные подходы. Самый простой - выбрать аудиторов по рекомендации. Можно поинтересоваться деловой репутацией аудиторской фирмы, стажем ее работы на рынке аудиторских услуг, количеством аттестованных аудиторов. Если этого недостаточно, то целесообразно заключить договор на консультационное обслуживание, по результатам выполнения которого пригласить организацию на аудиторскую проверку. Крупные организации и холдинги со значительными финансовыми возможностями могут провести конкурс. Но для того чтобы привлечь участников, нужно их заинтересовать суммой договора на аудиторскую проверку, а это под силу не любому предприятию. Те, у кого таких возможностей нет, нередко выбирают аудитора по другому принципу - исходя из невысокой стоимости и перечня предоставляемых услуг. Вопрос цены каждая организация решает в индивидуальном порядке, и в этом ей трудно что-либо рекомендовать. Рассмотрим другой аспект выбора аудиторской фирмы, касающийся перечня оказываемых ею услуг.
Какие услуги можно включить в "заказ"?
Исходя из главной цели аудита - выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству - основной аудиторской услугой является проверка учета и отчетности компании. Помимо этого, аудиторским фирмам предоставлено право оказывать сопутствующие аудиту услуги, перечень которых приведен в п. 6 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование (постановка систем внутреннего контроля), в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по возникающим спорам;
- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещено заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Однако этот перечень открытый, поэтому компания вправе обратиться к аудиторской организации также за оказанием иных услуг. К примеру, предприятие может привлечь аудитора для инвентаризации имущества и материальных ценностей. Претензии налоговиков, не согласных с этим и исключающих такие расходы из налогообложения, могут быть оспорены организацией в судебном порядке (Постановление ФАС ПО от 08.06.2006 N А49-12625/2005-565А/17). Данное мероприятие является необходимым при подготовке бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете*(5). Поэтому инвентаризация связана с деятельностью предприятия и может рассматриваться как одна из сопутствующих аудиту услуг. Данные аргументы могут оказаться полезными, если организация решит отстаивать перед налоговиками расходы на оплату иных услуг, связанных с аудиторской деятельностью и подготовкой бухгалтерской отчетности.
На каких условиях заключать договор?
Как правило, договор на оказание аудиторских услуг составляется исполнителем - аудиторской фирмой, а заказчик, ознакомившись с ним, вправе подписать договор или изменить его отдельные условия по согласованию с аудиторами. Но прежде чем вносить свои коррективы в условия договора, организации необходимо знать, что может быть предусмотрено в договоре на аудит.
Как и в любом другом договоре на оказание услуг, договор на аудит считается заключенным, если между сторонами в требуемой в таких случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Таковыми являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В числе существенных условий договора на аудит следует отметить:
- предмет договора (проведение проверки или оказание конкретных видов сопутствующих услуг);
- условия оказания аудиторских услуг (объекты аудита, сроки и этапы проверки);
- права и обязанности аудиторской организации;
- права и обязанности проверяемой организации;
- стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
- ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Помимо существенных условий в текст договора на оказание аудиторских услуг по пожеланию сторон могут быть включены:
- примерный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;
- общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;
- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;
- согласие экономического субъекта на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией, и привлечение соисполнителей;
- указания по ограничению ответственности аудиторской организации;
- порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;
- условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
Условий предостаточно, большинство из них направлено на защиту интересов аудиторской фирмы. Проверяемым организациям, выступающим в роли заказчиков, тоже следует позаботиться о себе, для чего необходимо знать права и обязанности - свои и аудиторских организаций. Они описаны в ст. 5, 6 Закона об аудиторской деятельности, условия заключенных договоров не должны им противоречить.
Если предприятие и аудиторская фирма пришли к соглашению по всем существенным условиям и заключили договор на проверку, то следующее, на что нужно обратить внимание проверяемому лицу, - составление аудиторами плана проверки. Здесь речь идет не о процедурах, прописываемых для аудитора во внутренних стандартах аудиторских фирм, а о перечне проверяемых участков по бухгалтерскому учету и налогообложению.
В настоящее время достаточно часто заказчик аудиторской проверки самостоятельно выбирает проверяемые участки учета и налогообложения. Это может служить поводом для отказа аудиторской организации в выдаче безусловного положительного заключения. Тем не менее аудиторские организации, чтобы не потерять клиента, идут на это, снижая цену договора и выдавая условное положительное заключение с отдельными оговорками, вполне устраивающее заказчика. Что предлагают проверить профессионалы учета и отчетности предприятиям общепита?
Что проверяют в общественном питании?
Специфика оказываемых предприятиями общественного питания услуг обуславливает проверку следующих отраслевых операций:
- правильности ценообразования и калькуляции цен на кулинарную продукцию и кондитерские изделия собственного производства, а также на покупные товары;
- документального оформления и учета наличия и движения материально-производственных запасов в кладовых, в производстве (на кухне), в кондитерском и других цехах предприятий общественного питания;
- учета реализации продукции собственного производства и покупных товаров;
- определения состава расходов на продажу и себестоимости услуг общественного питания.
Помимо специфических операций учетной "кухни" на предприятиях общепита в план проверки следует включить общие методологические вопросы бухгалтерского учета. К ним относится учет основных средств и других внеоборотных и оборотных активов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, операций с денежными средствами и финансовыми вложениями, формирование финансового результата деятельности компании.
Зачастую организации общественного питания, особенно те, которые находятся на спецрежимах, заказывают не бухгалтерский, а налоговый аудит. Он предполагает проверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Как правило, объект проверки выбирается исходя из существенности налоговых отчислений. У спецрежимщиков наибольшие суммы составляет единый налог, у организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, - федеральные и региональные налоги, такие как НДС, налог на прибыль, налог на имущество. В отношении "зарплатных" налогов и взносов (ЕСН, НДФЛ, пенсионные взносы) меньше вероятность ошибки, поэтому нередко заказчики исключают их из программы проверки. Если предприятие пользуется освобождением от НДС, предоставленным пп. 5 п. 5 ст. 149 НК РФ, то ему целесообразно включить в план проверки анализ правомерности применения льготы и правильности ведения раздельного учета в случае осуществления облагаемых и необлагаемых видов деятельности. Но перегружать план проверки вопросами бухгалтерского и налогового законодательства не стоит, это может привести к увеличению стоимости оказываемых услуг и времени проведения проверки. Достаточно указать аудиторам на основные участки учета и перечень проверяемых налогов.
Как быть, если выявлены нарушения?
В зависимости от ситуации аудиторские организации могут порекомендовать различные методы исправления допущенных ошибок. Общеизвестные способы - это сторнировочные записи в бухгалтерском учете в периоде выявления ошибки, а также корректировка налоговой базы в период совершения ошибки. В отличие от бухгалтерского налоговый метод достаточно трудоемок и чреват штрафными санкциями. Тем не менее, если допущена ошибка, то ее лучше исправить даже тогда, когда искажение касается налоговой базы по тому или иному налогу. Дело в том, что самостоятельное выявление и исправление ошибок в налоговой декларации может быть признано судом смягчающим обстоятельством, что уменьшит сумму штрафа за допущенное занижение налога (постановления Арбитражного суда Нижегородской обл. от 22.01.2007 N А43-34448/2006-6-767, от 25.12.2006 N А43-34280/2006-6-766). Не исключено, что в конкретной ситуации аудиторы могут подсказать такие способы исправления допущенной ошибки, которые позволят избежать или хотя бы снизить размер налоговых санкций. Бухгалтеру не стоит стесняться обращаться к аудиторам не только по вопросам правильности учета и налогообложения, но и исправления допущенных нарушений.
Когда можно учесть расходы на аудит?
В бухгалтерском учете затраты на аудиторскую проверку согласно п. 5 ПБУ 10/99*(6) организация вправе учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Они являются текущими затратами, связанными с основными видами деятельности. Моментом признания расходов в бухгалтерском учете будет дата составления документа после фактического оказания услуг. Поэтому, например, затраты на проводимый в следующем году аудит состояния бухгалтерского учета и отчетности за предыдущий год будут формировать финансовый результат текущего года.
Для целей налогообложения прибыли ситуация аналогичная. Если фирма учитывает затраты по методу начисления, то расходы признают на дату подписания документа, свидетельствующего о завершении оказания аудиторских услуг. Соответствующие затраты поименованы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Предприятие вправе уменьшить свои доходы на расходы как на обязательный, так и на добровольный аудит. В Налоговом кодексе не содержатся ограничения на этот счет, главное, чтобы аудиторские услуги были оказаны в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, о чем говорится в Письме Минфина РФ от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282.
Вместе с тем при решении вопроса об отнесении к затратам организации, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на аудиторские услуги необходимо определить соответствие оказанных услуг понятию аудиторских, а также их экономическую оправданность (установить, связаны ли эти расходы с производственной деятельностью, направленной на получение дохода). При этом отсутствие положительного эффекта от проведения аудита не свидетельствует об экономической неоправданности расходов, так как она определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода (Постановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 N Ф04-2507/2007(33689-А27-40)).
В целом у налогоплательщика неплохие шансы учесть расходы на необязательный аудит, при этом не следует забывать о необходимом документальном подтверждении расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Если документы не раскрывают содержание оказанных услуг, а содержат лишь их перечисление, то это не является доказательством экономической оправданности и обоснованности расходов в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли (Постановление ФАС ЗСО от 04.06.2007 N Ф04-3295/2007(34593-А46-40)). Поэтому документальному оформлению следует уделить особое внимание.
Проведение аудиторской проверки подтверждается аудиторским заключением - официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой отчетности проверяемых лиц. Данный документ составляется при проведении обязательного аудита. В договоре на инициативную проверку финансовой отчетности аудиторское заключение не является неотъемлемым элементом. Вместо него для экономического субъекта может подготавливаться письменная информация. Также аудиторская фирма, как правило, представляет проверяемой организации следующие документы:
- отчет аудитора о проверенных вопросах учета и отчетности;
- лицензию на предоставление аудиторских услуг;
- акт приема-передачи оказанных услуг, счета-фактуры;
- протоколы разногласий, если по ряду выявленных нарушений организация не согласна с аудиторами и не принимает мер по их исправлению.
Не все из перечисленных документов представляются в обязательном порядке, проверяемая организация может потребовать только тех из них, которые необходимы по условиям договоров на аудит и оказание сопутствующих услуг.
Что следует учитывать плательщикам единого налога?
Предприятия общественного питания могут пользоваться преимуществами двух спецрежимов - "вмененки" и "упрощенки". Плательщики ЕНВД ведут бухгалтерский учет, однако сумма единого налога не зависит от произведенных расходов. То же можно сказать об "упрощенцах", выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы". Те, кто выбрал 15%-ную ставку налога и объект налогообложения "доходы минус расходы", вправе учесть расходы, поименованные в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ. К ним относятся расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, которые могут быть учтены в уменьшение полученных доходов. Заметим, в этом перечне нет услуг по ведению налогового учета "упрощенца", поэтому, по мнению столичных налоговиков, они не могут быть учтены при расчете единого налога (Письмо от 11.04.2006 N 18-12/29565@). Противопоставить налоговикам можно судебное решение, в котором указано, что организации, применяющие "упрощенку", могут учесть в уменьшение единого налога расходы на аудиторские услуги, к которым относится налоговое консультирование (Постановление ФАС ЗСО от 20.03.2007 N Ф04-1610/2007(32509-А46-27)). Такие услуги близки к ведению налогового учета, однако учесть на этом основании расходы на их оплату вряд ли удастся. Ведение налогового учета не поименовано перечне ни основных, ни сопутствующих услуг, оказываемых аудиторскими организациями.
Можно ли сдать отчет без обязательного заключения?
Если исходить из требований ст. 15 Закона о бухгалтерском учете, то пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в ее принятии. Он обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. У организаций, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, поэтому несмотря на требование законодательства, налоговики могут не принять отчетность, ссылаясь на то, что без аудиторского заключения она не является полной. Разрешить эту ситуацию можно просто, отправив отчетность по почте, но это не освободит организацию от штрафных санкций за нарушение требования законодательства. Привлечь к ответственности за данное нарушение налоговики могут по ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ как за непредставление документов, необходимых для налогового контроля. При этом уплата штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
В заключение о преимуществах и недостатках
Любая аудиторская фирма может привести достаточно аргументов, чтобы убедить компанию воспользоваться ее услугами. Мы перечислим лишь некоторые из преимуществ аудиторской проверки. Начнем с того, что, как известно, от ошибок никто не застрахован. Двойная запись, которая является основой бухгалтерского учета, исключает многие промахи, но, конечно, не все. В вопросах методологии учета и налогообложения бухгалтерам приходится руководствоваться нормативными актами, которые не идеальны и не всегда дают четкие указания для той или иной ситуации. Это только увеличивает вероятность совершения ошибки в учете и расчетах с бюджетом.
Полноценная аудиторская проверка хороша тем, что позволяет выявить как разовые, так и системные ошибки. Первые могут быть обнаружены там, где их никто не ожидал увидеть, вторые могут не замечаться на протяжении нескольких отчетных и налоговых периодов до проведения налоговой проверки. Поэтому важно вовремя выявить такие ошибки и исправить, воспользовавшись рекомендациями аудиторов. Тогда у налоговиков будет меньше шансов неприятно удивить бухгалтера результатами проверки.
Другим плюсом сотрудничества с аудиторскими организациями является возможность воспользоваться в ходе проверки или вне нее сопутствующими аудиту услугами. В первую очередь, речь идет о консультационном обслуживании, благодаря которому можно выявить не только недочеты прошлых отчетных периодов, но и избежать совершения ошибок в текущем периоде и будущем.
Если организация предлагает аудиторской фирме долгосрочное сотрудничество, то к перечисленным преимуществам добавляются следующие. Повышается качество проверки, аудиторами учитывается специфика деятельности и большее число хозяйственных операций компании. Взаимное доверие исполнителя и заказчика позволяет последнему воспользоваться различными аудиторскими услугами по сниженным расценкам, что тоже немаловажно для проверяемой организации.
Помимо преимуществ в долгосрочном сотрудничестве есть и недостатки. Главный из них - снижение бдительности постоянного аудитора и рост вероятности того, что он пропустит ошибку. Тогда организации придется разделить с невнимательными аудиторами финансовые последствия ошибки.
Часто о недостатках аудиторской проверки судят по результатам последующей налоговой проверки, однако такой подход нельзя назвать объективным. Аудиторская проверка выборочная, она не предполагает проверки всех участков бухгалтерского учета и налогообложения. Аудитор оценивает финансовое состояние организации в целом исходя из выбранного уровня существенности. Поэтому к сведению принимаются только те ошибки, которые могут повлиять на достоверность финансовой отчетности и принимаемые на ее основе обоснованные решения.
То же можно сказать о налоговом аудите, он предполагает проверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам в определенных рамках. Качество проведенного аудита, как и любых других заказываемых предприятием услуг, зависит от многих факторов: масштабов и видов его деятельности, проверяемых аудитором участков, объема документооборота, и, конечно же, стоимости оказываемых услуг. Это не означает, что соотношение плюсов и минусов аудиторской проверки напрямую зависит от стоимости договора, тем не менее каждый фактор оказывает свое влияние на качество аудиторских услуг. Перечисленные преимущества и недостатки вряд ли принимаются во внимание организациями, подпадающими под обязательный аудит. Однако тем предприятиям, для которых проверка отчетности - собственная инициатива, следует проанализировать ее плюсы и минусы и самостоятельно решить, какими услугами аудиторской фирмы им стоит воспользоваться.
М.А. Потехина,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(3) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(4) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(5) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(6) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"