Опасная популярность
Легко ли защитить бренд?
Несколько лет подряд компания "Нижфарм" боролась с производителями лекарств, которые выпускались под маркой одного из препаратов нижегородского предприятия. Что пришлось предпринять владельцу торгового знака, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность?
Лекарство, оказавшееся предметом спора, - препарат "Левомеколь", разработанный еще в конце 70-х специалистами Харьковского фармацевтического института. В 1982 году ХФИ обратился к Горьковскому фармацевтическому заводу (сегодня - "Нижфарм") как к основному производителю мягких лекарственных форм в Советском Союзе с предложением о совместной разработке нормативно-технической документации и внедрении в производство мази "Левомеколь". Специалисты "Нижфарма" разработали технологический процесс изготовления, его аппаратурную схему, составили промышленный регламент, написали фармакопейную статью. Именно на горьковском заводе впервые был осуществлен промышленный выпуск мази, которая быстро стала востребованной. Популярность препарата и стала главной причиной многочисленных посягательств на бренд "Левомеколь" со стороны недобросовестных фармпроизводителей.
Кто успел...
В середине 90-х "Нижфарм", будучи основным производителем мази, зарегистрировал товарный знак "Левомеколь". Спустя некоторое время компания подписала лицензионное соглашение с фирмой "Акрихин", дающее предприятию разрешение производить препарат под этим же торговым наименованием. "Мы заключили с "Акрихином" лицензионное соглашение на производство препарата, потому что у нас была возможность убедиться в соблюдении этой фирмой стандартов качества, - поясняет ситуацию журналу RM директор по качеству компании "Нижфарм" Игорь Касакин. - Мы действовали и продолжаем действовать исключительно в интересах потребителей, тем более что производство мази - это сложный технологический процесс. Производитель, купивший по случаю списанное оборудование, сделать качественно такую сложную мазь не может". Однако рецептура мази широко известна, ее компоненты не представляют никакого секрета, к тому же состав "Левомеколя" не запатентован. А так как лекарство стало уже очень популярным на рынке, у многих компаний возник соблазн производить аналогичные препараты именно под маркой "Левомеколь". "Особенно часто этим грешили вновь созданные предприятия, - рассказывает директор по правовому обеспечению и управлению персоналом Юлия Великанова. - Иногда это происходило просто потому, что их руководство не знало, что "Левомеколь" - это зарегистрированный товарный знак. Но чаще закон нарушался сознательно. Такие случаи были прямым нарушением закона, поскольку правообладателем торгового знака "Левомеколь" является компания "Нижфарм", и, кроме "Акрихина", мы никому не разрешали производить и распространять мазь с таким названием. Естественно, мы не можем запретить другим фирмам производить аналоги нашей мази. Но им придется выпускать ее под другими марками".
Безусловно, многочисленные аналоги препарата от разных производителей, появляющиеся на рынке под названием "Левомеколь", представляли серьезную угрозу как для репутации компании "Нижфарм", так и для бренда. "Мы были всерьез озабочены создавшейся ситуацией, - говорит Игорь Касакин. - "Левомеколь" применяется для обработки открытых ран, ожогов, для лечения осложнений при таких тяжелых заболеваниях, как сахарный диабет, варикоз. Препарат эффективен при условии высокого качества. Купив известный продукт у неизвестного производителя или такого производителя, который выпускает его контрафактно, потребитель почти наверняка не получит ожидаемого эффекта. При этом все претензии, конечно, будут обращены к бренду "Левомеколь" и нашей компании как владельцу марки".
Законный шпионаж
Для защиты своей марки и репутации "Нижфарму" пришлось последовательно отстаивать права на обладание этим товарным знаком, отслеживать появление на рынке контрафактной продукции и предупреждать лжепроизводителей о последствиях производства подделок.
Одним из первых шагов по снижению риска появления на рынке нелегального "Левомеколя" стала организация сбора первичной информации от торговых представителей. "Основная информация поступает в компанию от наших медицинских представителей, в чью задачу входит не только продвижение препаратов, но и отслеживание ситуации с появлением контрафактной продукции непосредственно в аптеках, - поясняет Юлия Великанова. - Убедившись в факте нарушения, компания предпринимает ряд действии, позволяющих исправить ситуацию в пользу "Нижфарма".
Так, компания уже направляла письма производителю и дистрибьютору, где сообщала, что именно "Нижфарм" является единственным обладателем товарного знака "Левомеколь", и требовала прекратить производство и дистрибуцию незаконно выпускаемого препарата. В противном случае, говорилось в письме, компания, нарушившая законодательство, будет отвечать за свои действия по закону. Если предприятия, выпускающие контрафакт, игнорировали предупреждающие письма, "Нижфарм" обращался в суд. Например, после того как выяснилось, что "Левомеколь" выпускает московская фирма "ЦЕФК", "Нижфарм" подал в Арбитражный суд Москвы иск о прекращении нарушения прав на товарный знак. В то же время компания-нарушитель обратилась в Палату по патентным спорам Роспатента с требованием о признании недействительной регистрации товарного знака, заявив, что это было сделано незаконно. Палата требования ЦЕФК удовлетворила. "Нижфарм" не согласился с таким решением, и только в Высшем арбитражном суде удалось восстановить справедливость и подтвердить право на товарный знак. Изучив материалы по делу, Высший арбитражный суд указал, что в них нет доказательств нарушений, допущенных при регистрации товарного знака "Левомеколь". В результате судебного разбирательства ВАС РФ в декабре 2004 года вынес постановление о сохранении регистрации товарного знака "Левомеколь" за компанией "Нижфарм". На основании этого постановления Арбитражный суд Москвы принял окончательное решение: обязать компанию-нарушителя - ЦЕФК - прекратить производство и предложение к продаже контрафактной мази "Левомеколь"*(1).
Непреодолимая преграда
В число наиболее действенных мер по борьбе с распространением контрафактных препаратов входит и работа с дистрибьюторами. "Появление фальсификатов мы пресекаем на стадии дистрибуции, - продолжает Юлия Великанова. - Мы официально довели до сведения всех наших партнеров, что предложение дистрибьютору "Левомеколя" от любого другого производителя, кроме "Нижфарма" и "Акрихина", незаконно. Также компания просила дистрибьюторов ставить в известность юридическую службу "Нижфарма" о подобных случаях. Очевидно, что компании-дистрибьюторы, заинтересованные в развитии собственного бизнеса, никогда не согласятся покупать контрафактную продукцию". Однако не исключено, что мелкие дистрибьюторы не станут обращать особого внимания на легальность произведенной продукции, поэтому последний барьер - это отношение потребителей к контрафакту. "Мы предполагаем, что появление контрафактной продукции возможно в первую очередь на уровне мелкой дистрибуции, - заключает Игорь Касакин, - поэтому потребители должны знать о ситуации, обращать внимание на компанию-производителя, не прельщаться подозрительно низкой ценой, которая, как правило, и есть самый очевидный признак контрафактной продукции. В лучшем случае это будет неэффективный препарат, а в худшем - вредный для здоровья".
О других юридических рисках фармдеятельности см. с. 62
Л. Федорова
"Риск-менеджмент", N 9-10, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом см. Постановление ВАС РФ от 14.12.04 N 11580/04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020