г. Москва |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А41-13357/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребская А.С.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - не явились, извещены;
от комитета - не явились, извещены;
от ООО "Мастер" - не явились, извещены;
от третьего лица - Данилов К.В. по доверенности от 23.12.2011 N 2138-1/02-29,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-13357/122 по заявлению Заместителя прокурора Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Мастер" (ОРГН 1055007102017), Комитету по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района (ОГРН 1025007458849), Администрации Орехово-Зуевского муниципального района (ОГРН 1025007461511), о признании недействительными постановлений и договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Московской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Мастер", третье лицо - Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, с требованиями:
- признать недействительным постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения кафе-шашлычной на земельном участке площадью 2.000 кв.м, расположенном в Орехово-Зуевском районе, сельское поселение Новинское, д. Заволенье";
- признать недействительным постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 21.02.2011 N 187 "О предоставлении в аренду ООО "Мастер" земельного участка площадью 2.000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Заволенье, ул. Школьная, участок 93, под размещение кафе-шашлычной";
- признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный между ООО "Мастер" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района от 02.03.2011 N 1130;
- применить последствия недействительности сделки: договора аренды земельного участка от 02.03.2011 N 1130, в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно - обязать ООО "Мастер" освободить и передать занимаемый земельный участок общей площадью 2.000 кв.м, с кадастровым номером 50:24:0061202:248, расположенный по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Заволенье, ул. Школьная, участок 93, а Комитету по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района принять указанный участок.
Решением от 6 июля 2012 года по делу N А41-13357/12 Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском срока подачи заявления об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Московской области, Заместитель Прокурора Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным судом установлено, что суд первой инстанции рассмотрел данное дело и вынес решение, не определив надлежащее процессуальное положение Администрации Орехово-Зуевского муниципального района - заинтересованное лицо, в связи с чем, Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции. Апелляционный суд определил процессуальное положение Администрации Орехово-зуевского муниципального района - заинтересованное лицо.
Заслушав представителя Администрации, исследовав в совокупности представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявление Заместителя Прокурора Московской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено: 01.07.2009 постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 869 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2.000 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного в Орехово-Зуевском район, сельском поселении Новинское, д. Заволенье, предварительно согласовано место размещения кафе-шашлычной ООО "Мастер" и утвержден акт комиссии по выбору земельного участка площадью 2.000 кв.м (пастбище) расположенного в Орехово-Зуевском районе, сельское поселение Новинское, д. Заволенье.
На основании постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 21.03.2011 N 187 "О предоставлении в аренду ООО "Мастер" земельного участка площадью 2.000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Заволенье, ул. Школьная, участок 93, под размещение кафе-шашлычной" между Комитетом по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района и ООО "Мастер" 02.03.2011 был заключен договор аренды земельного участка N 1130.
В соответствии с данным договором аренды ООО "Мастер" принял в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 2.000 кв.м, с кадастровым номером 50:24:0061202:248 из земель населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте от 18.01.2011 N 5024/201/11-153, расположенный по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Заволенье, ул. Школьная, участок 93, с разрешенным видом использования "под размещение кафе-шашлычная".
Считая, что акт о выборе земельного участка был оформлен постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 в нарушение установленной законодательством процедуры, а именно - без публичного информирования населения, то есть без соблюдения установленных публичных процедур, без выяснения вопроса о возможных иных претендентах на данный земельный участок, Заместитель Прокурора Московской области обратился с иском в суд.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
В связи с этим суду надлежит выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 10.10.2006 N 7830/06).
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления.
Письмом от 29.07.2009 Администрация Орехово-Зуевского муниципального района направила Орехово-Зуевской городской прокуратуре копию постановления N 869 от 01.07.2009, отметка о получении датирована 29.07.2009.
Письмом от 31.03.2011 Администрация Орехово-Зуевского муниципального района направила Орехово-Зуевской городской прокуратуре копию постановления N 187 от 21.02.2011, отметка о получении датирована 31.03.2011.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В материалы дела представлен протест Орехово-Зуевской городской прокуратуры от 07.12.2011 N 7.16-2011, направленный Главе Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на постановление Главы Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 (л.д. 8-11).
Соответственно заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов до истечения трехмесячного срока или в иной разумный срок.
Апелляционный суд не установил уважительных причин пропуска срока подачи заявления, прокурор в апелляционной жалобе на наличие таких причин не указывает, в связи с чем, основания для восстановления данного срока отсутствуют.
Исходя из изложенного, не подлежат удовлетворению требования заявителя о признании недействительными постановлений Главы Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 и от 21.02.2011 N 187, поскольку заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта орган местного самоуправления.
Заявитель ссылается на то, что акт о выборе земельного участка в нарушение установленной земельным законодательством процедуры оформлен постановлением главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 без публичного информирования населения, то есть без соблюдения установленных публичных процедур, без выяснения вопроса о наличии иных претендентов на данный земельный участок.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным. Акт комиссии по выбору земельного участка конкретному лицу, был утвержден оспариваемым постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 01.07.2009 N 869 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения кафе-шашлычной на земельном участке площадью 2.000 кв.м, расположенном в Орехово-Зуевском районе, с/п Новинское, д. Заволенье" после публичного информирования населения о предполагаемом строительстве, опубликованном в "Своей газете" от 12.04.2006 N 14 (522), а также после проведения публичного слушания по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, состоявшегося 29.01.2009. По итогам публичного слушания получено одобрение по размещению на землях населенного пункта д. Заволенье, сельского поселения Новинское Орехово-Зуевского муниципального района кафе-шашлычной на площади 0,2 га с разрешенным видом использования указанного земельного участка - "под общественно-деловые цели". Указанная информация была также опубликована в Информационном Вестнике Орехово-Зуевского района от 16.01.2009 N 1 (138) и от 06.02.2009 N 4 (141).
Таким образом, требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ о публичном информировании населения о возможном или предполагаемом предоставлении земельных участков для строительства соблюдены без каких либо преимуществ в отношении единственного заявителя на спорный земельный участок и без ущемления интересов иных лиц.
Заявитель также указывает на то, что при заключении договора аренды земельного участка от 02.03.2011 N 1130 допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем, данный договор является ничтожной сделкой, не порождающей правых последствий.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным в связи со следующим.
Поскольку основанием для возникновения гражданско-правовых отношений в области землепользования является волеизъявление собственника земельного участка (в данном случае - постановление муниципального образования), то требования о признании недействительным договора аренды земельного участка, по основаниям нарушения порядка его предоставления, может рассматриваться лишь одновременно с оценкой законности распорядительного акта собственника.
Законодательством предусмотрен специальный порядок защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров, в соответствии с которым, обжалованию подлежит соответствующий ненормативный акт органа местного самоуправления, несоответствующий закону.
Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с Главой 9 ЗК РФ "Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров" нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок (пункт 1 статьи 60 ЗК РФ).
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (пункт 1 статьи 61 ЗК РФ).
Таким образом, законодательством предусмотрен специальный порядок защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров, в соответствии с которым, обжалованию подлежит соответствующий ненормативный акт органа местного самоуправления, в случае его несоответствия закону.
Апелляционным судом установлено, что заключению спорного договора аренды земельного участка предшествовало решение органа местного самоуправления, а именно - постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 21.02.2011 N 187 "О предоставлении в аренду ООО "Мастер" земельного участка площадью 2.000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Заволенье, ул. Школьная, участок 93, под размещение кафе-шашлычная".
Поскольку в удовлетворении требований о признании недействительными данных постановлений отказано, требование о признании недействительным договора аренды земельного участка от 02.03.2011 N 1130, заключенного между ООО "Мастер" и Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района на основании постановления от 21.02.2011 N 187, также удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил иных доказательств несоответствия требованиям закона или иным правовым актам договора аренды земельного участка от 02.03.2011 N 1130.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что требования Заместителя Прокурора Московской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 6 июля 2012 года по делу N А41-13357/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13357/2012
Истец: Заместитель прокурора Московская область, Заместитель прокурора Московской области
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского района, ООО "Мастер"
Третье лицо: Администрация Орехово - Зуевского муниципального района Московской области, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района