г. Москва |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А40-38968/12-149-366 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.07.2012 по делу N А40-38968/12-149-366, судьи Кузина М.М.,
по заявлению ООО "Саус Порт Девелопмент" (ОГРН 1087746675026, 115088, г.Москва, 2-й Южнопортовый проезд, дом 16)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Морозова Н.С. по дов. от 27.02.2012; |
от ответчика: |
Брызгалова А.Ф. по дов. от 10.01.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Саус Порт Девелопмент" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: город Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, вл. 20, на кадастровой карте территории; обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Саус Порт Девелопмент" путем оформления и выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: города Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, вл. 20.
Решением от 03.07.2012 г. суд удовлетворил заявленные требований, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемый по делу отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка является не законным, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что оспариваемый по делу отказ является законным, вынесен ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции, не нарушает права и законные интересы заявителя. Ссылается, что в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения обществом имущественного комплекса. Считает, что заявитель не обосновал размер истребуемого земельного участка. Указывает, что местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий - границ территории улично-дорожной сети.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Саус Порт Девелопмент" на праве собственности принадлежат здания по адресу: город Москва, 2-ой Южнопортовый пр. вл.20 стр.1-6.
25.11.2011 г. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы по вопросу оформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: город Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, вл. 20 на кадастровой карте территории. К указанному выше заявлению был подан пакет документов, на здания, расположенные на данном земельном участке.
23.12.2011 г. в адрес общества поступил отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении схемы расположения земельного участка на том основании, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП запрашиваемый документ не может быть оформлен, поскольку расположен в улично-дорожной сети, поставленный на кадастровый учет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно абз. 1 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (пункт 2.1 Постановления).
Порядок оформления и выдачи запрашиваемого распоряжения предусмотрен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным указанным постановлением Правительства Москвы. В котором установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа заявителю в выдаче запрашиваемого документа (раздел 5 Регламента).
При этом пунктом 5.2 Регламента предусмотрено, что отказ в выдаче запрашиваемого документа должен быть мотивированным, оформленным в письменном виде и по возможности содержать рекомендации по дальнейшим действиям заявителя, необходимым для получения запрашиваемого документа.
В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа заявителю в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка послужил тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий - территории улично-дорожной сети.
Между тем, на основании постановлений Правительства Москвы от 12.04.2011 г. N 118-ПП и от 16.11.2010 г. N 1019-ПП на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность по принятию мер для устранения пересечений границ земельных участков с улично-дорожной сетью, внесению данных вопросов на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. Кроме того, пунктом 3.11.4 Регламента подготовки документов в режиме "одного окна" установлено обязательное направление Департаментом проекта распорядительного документа в Москомархитектуру для подготовки соответствующего заключения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении заявителю схемы расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах улично-дорожной сети, не принимаются во внимание апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно ст. 2 Закона от 21.03.2007 г. N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы уточняет границы земельных участков улично-дорожной сети города Москвы; изменение Перечня земельных участков улично-дорожной сети города Москвы осуществляется не реже одного раза в календарный год путем внесения Мэром Москвы проекта закона города Москвы о внесении изменений в настоящий Закон.
Таким образом, указанный перечень не является постоянно действующим.
Пунктом 1.1.2 Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 г. N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" установлено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети (далее - УДС) в случае наличия на земельном участке, границы которого установлены на местности в целях постановки на государственный кадастровый учет и имеют пересечения с границами участка УДС, объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права собственности.
Таким образом, на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность по принятию мер для устранения пересечений границ земельного участка, где расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, с границами участка улично-дорожной сети.
При этом обстоятельства, свидетельствующие о невозможности в применении мер к устранению несоответствий в местоположении границ земельных участков, пересекающих границы земельного участка улично-дорожной сети, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения обществом имущественного комплекса, а также о необоснованности размера истребуемого земельного участка, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства не были положены в основу оспариваемого по делу отказа ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем случае, учитывая незаконность и необоснованность оспариваемого по делу отказа ответчика, права заявителя признаются апелляционным судом нарушенными.
Принимая во внимание вышесказанное, коллегия полагает, что в настоящем случае установлена совокупность оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.07.2012 по делу N А40-38968/12-149-366 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38968/2012
Истец: ООО "Саус Порт Девелопмент"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов, Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР