г. Томск |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А67-4332/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Усанина Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Унжаков Е.Г. по доверенности от 11.05.2012;
от заинтересованного лица: Тонких А.Н. по доверенности от 14.06.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области
на определение Арбитражного суда Томской области от 20.06.2012
по делу N А67-4332/2012 (судья Сенникова И.Н.)
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (ОГРН 1027001686910, ИНН 7024004494)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области
(ОГРН 1047000367578) о признании незаконным решения и требования налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее по тексту - заявитель, Управление, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее -Инспекция, налоговый орган, апеллянт) о признании незаконным решения от 30.03.2012 N 1561; о признании незаконным требования N 1087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.06.2012.
Одновременно заявителем было подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановлении действия: решения ИФНС России по ЗАТО Северск от 30.03.2012 N 1561; требования N 1087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.06.2012, обосновывая свое заявления о применении обеспечительных мер тем, что исполнение решения от 30.03.2012 N1561 о привлечении Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N1087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.06.2012, до вынесения судом решения по существу спора по рассматриваемому делу может нарушить имущественные интересы заявителя, поскольку он финансируется из бюджета, а бюджетную смету доходов и расходов на текущий платежный период не включены суммы, указанные в вышеназванных и оспариваемых решении и требовании налогового органа. Исполнение решения и требования повлечет за собой нарушение исполнения бюджетной сметы, в том числе по оплате труда работников заявителя, кроме того, может повлечь привлечение заявителя и его руководителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.14. КоАП РФ за "нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов".
Определением Арбитражного суда Томской области от 20.06.2012 заявление Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск принято к производству.
Определением Арбитражного суда Томской области от 20.06.2012 заявление Управления удовлетворено, приостановлено действие оспариваемых решения и требования Инспекции до вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому делу.
Не согласившись с вынесенным определением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судебный акт вынесен судом без учета фактических обстоятельств по делу, выводы суда о необходимости обеспечения заявленных обществом требований не мотивированы, невозможно понять как непринятие обеспечительных по рассматриваемому делу может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, вынесенного по существу спора, полагает, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для применения обеспечительных мер.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на её удовлетворении, представитель Управления поддержал позицию, указанную в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, Управления проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается принятие судом обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. Кроме того, арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" дано разъяснение о том, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Поскольку предметом заявленных Управлением требований является признание недействительным решения и требования Инспекции которыми обществу предложено уплатить налоги, соответствующие суммы пени, у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им ненормативного правового акта и возможности совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании этого документа в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, любое изъятие денежных средств налогоплательщика без законных оснований является нарушением его конституционных прав как собственника. Взыскание с налогоплательщика сумм налога при наличии его возражений относительно законности такого взыскания до вынесения судом решения по существу возникшего спора, должно рассматриваться в качестве ущемления прав налогоплательщика как собственника, лишением его возможности в полной мере реализовывать соответствующие правомочия (статья 35 Конституции Российской Федерации).
При этом, установленная статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, пени и налоговых санкций сложна и продолжительна во времени, что может затруднить исполнение судебного акта.
С учетом изложенного, принятые обеспечительные меры соответствует критериям разумности и обоснованности, не нарушают баланса интересов налогоплательщика и публичных интересов, не влекут за собой утрату исполнения оспоренных актов налогового органа при отказе Обществу в удовлетворении требований по существу спора.
Доводы апеллянта выводы суда о возможности удовлетворения заявленных Управлением требований о применении обеспечительных мер не опровергают, т.к. обеспечительные меры заявлены в связи с оспариванием ненормативных документов налогового органа, и доказательств того, что применением обеспечительных мер суд нарушил баланс частных и публичных интересов материалы дела не содержат.
Кроме того, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", в случае несогласия с обеспечением заявления ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ.
При принятии обжалуемого по делу судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных требований о применении обеспечительных мер, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, определение Арбитражного суда Томской области о принятии обеспечительных мер от 20.06.2012 по делу N А67-4332/2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 20 июня 2012 года по делу N А67-4332/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4332/2012
Истец: Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск Томской области
Ответчик: ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4433/13
03.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4433/13
19.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-85/13
22.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6596/12
14.09.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4332/12
12.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6596/12