г. Москва |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А41-22602/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тамбовским М.А.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области - Гуляевой С.Е. (представителя по доверенности от 01.08.2011 N 125);
от индивидуального предпринимателя Житомирского А.А. - извещен, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.06.2012 по делу N А41-22602/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Житомироского Александра Александровича (далее - предприниматель) финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1 567 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2012 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя предпринимателя.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По факту представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 1 квартал 2011 год с нарушением установленного срока (согласно описи по форме АДВ-6-2 эти сведения представлены 06.12.2011) управление на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.12.2011 N 3231, вынесло решение от 11.01.2012 N 3231 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон) в виде 1567 рублей 80 копеек штрафа и 03.02.2012 вынесло требование N 3231 об уплате финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении требования управления о взыскании с предпринимателя названного штрафа, суд первой инстанции признал его взыскание несоответствующим положениям законодательства.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из абзаца 1 статьи 5 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) и его территориальные органы имеют право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФ РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона об обязательном пенсионном страховании страхователи обязаны представлять в территориальные органы ПФ РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона об индивидуальном учете, в редакции, подлежащей применению в рассматриваемом случае (идет речь о представлении отчетности за 1 квартал 2011 года), отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Таким образом, представляя 06.12.2011 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 1 квартал 2011 год, предприниматель допустил нарушение установленного законодательством срока.
Согласно абзацу 2 названной статьи Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФ РФ.
Таким образом, управление сделало правильный вывод о совершении предпринимателем нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно которому размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Из упомянутой описи сведений по форме АДВ-6-2 следует, что из 15678 рублей предпринимателем уплачено 7236 рублей, в связи с чем управление, исходя из названной правовой позиции Президиума, неправильно определило сумму штрафа.
Кроме того, из имеющихся в деле документов нельзя определить, в отношении кого предпринимателем представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета: в отношении только наемных работников либо в отношении предпринимателя, наемных работников. В описи указано, что количество застрахованных лиц составило 3 человека. При этом из выступления представителя управления в судебном заседании апелляционного суда следует, что предприниматель отчитывался в отношении себя и двух наемных работников (представлялись трудовые договоры 2009 года с двумя гражданами).
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона об индивидуальном учете, устанавливавшие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 6 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "Плательщики страховых взносов" заменены словами "Главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность указанных лиц представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие сведения (документы).
Вместе с тем положения статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете и статьи 46 Закона о страховых взносах, предусматривающие ответственность страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, сохранены.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, необходимо исходить из того, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
Исходя из упомянутых изменений законодательства, а также из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названном информационном письме Президиума от 11.08.2004 N 79, в размер штрафа, назначенного управлением, нельзя было включать сумму штрафа, исчисленного от страховых взносов, относящихся на предпринимателя.
Таким образом, исчисление штрафа от суммы взносов, причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ в отношении предпринимателя и его работников, а не только в отношении последних, по которым были несвоевременно представлены сведения, является необоснованным. Какая сумма страховых взносов начислена каждому из работников, предпринимателю (отдельно) за 1 квартал 2011 года, не представляется возможным установить и проверить исходя из упомянутых акта и решения управления о взыскании штрафа в судебном порядке и из иных документов, имеющихся в материалах дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.06.2012 по делу N А41-22602/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22602/2012
Истец: ГУ - УПФ РФ N 22 по Москве и Московоской области, ГУ-Управление ПФ РФ N22 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ИП Житомирский А. А.