город Воронеж |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А14-7720/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Поротикова А.И., |
|
Мокроусовой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варнавской С.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Алефъ": Кардашова С.Н., представителя по доверенности б/н от 26.07.2012;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 по делу N А14-7720/2012 (судья Росляков Е.И.) по исковому заявлению общества с ограниченный ответственностью "Алефъ" ОГРН (1083668014451) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ОГРН (1027700485757) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, 2. Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков в размере, соответствующем их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченный ответственностью "Алефъ" (далее - ООО "Алефъ" - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - ответчик) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 36:34:0310011:74 - 165 439 043 руб. и земельного участка, кадастровый номер 36:34:0310011:75 - 152 368 440 (с учетом уточнений).
Определением суда от 23.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 исковые требования "Алефъ" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Рассмотрение дела откладывалось для представления ответчиком дополнительных пояснений, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения настоящего спора.
В судебное заседание апелляционной инстанции 13.09.2012 представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа не явились.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции представитель ООО "Алефъ" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, заслушав объяснения участвующих в судебное заседание лиц, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Алефъ" на основании договора купли-продажи от 12.09.2011 и акта приема-передачи от 12.09.2011 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 145 961 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5-а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, с разрешенным использованием: строительство торгового центра, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2011 сделана запись регистрации N 36-36-01/117/2011-377, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 36-АГ N 444291 от 19.09.2011.
Решением единственного участника ООО "Алефъ" (собственника) N 02/11 от 1.10.2011, земельный участок общей площадью 145 961 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5-а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: строительство торгового центра был разделен на два отдельных земельных участка: участок N 1 площадью 69 979 кв.м, участок N 2 площадью 75 982 кв.м.
В результате раздела были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75 по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 5-а.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 22.12.2011 N 36-0-1-25/5261/2011-13479, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:74 площадью 75 982 кв.м установлена в размере 377 975 498,28 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 974 руб. 54 коп. за кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 22.12.2011 N 36-0-1- 25/5261/2011-13478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:75 площадью 69 979 кв.м установлена в размере 348 113 334,66 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 974 руб. 54 коп. за кв.м.
Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
По заданию истца общество с ограниченной ответственностью "Агентство независимой экспертизы собственности" выполнило оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0017, площадью 145 961 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 5а по состоянию на 1.01.2009. В соответствии с отчетом N 333/12-рз об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28.03.2012 величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1.01.2009 составляет 317 807 483 руб.
Данный отчет N 333/12-рз об оценке рыночной стоимости получил положительное экспертное заключение N 053/04/12 от 17.04.2012 в Некоммерческом партнерстве Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков".
В связи с тем, что размер кадастровой стоимости спорных земельных участков многократно и явно превышает размер их рыночной стоимости, не согласившись с результатами кадастровой стоимости указанных земельных участков, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ООО "Алефъ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному истцом отчету N 333/12-рз об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28.03.2012 стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0017 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка.
В соответствии с отчетом N 333/12-рз от 28.03.2012 величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1.01.2009 составляет 317 807 483 руб. В указанном отчете отмечено, что поскольку на дату проведения ретроспективной оценки земельного участка, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, был разделен на два земельных участка общей площадью, равной исходному земельному участку, то стоимость образованных при разделе земельных участков по состоянию на 1.01.2009 может быть определена путем умножения удельного показателя рыночной стоимости 1.кв.м исходного земельного участка на площадь образованного в результате раздела земельного участка. В связи с чем, оценщик приходит к выводу о том, что по состоянию на 1.01.2009 рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 36:34:0310011:74 составляет 165 439 043 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:75 составляет 152 368 440 руб.
Кроме того, при разделе земельного участка, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра в размере 4 974 руб. 54 коп., остался прежним: внесенная после раздела участка в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость образованных участков представляет собой величину, полученную в результате умножения этого удельного показателя соответственно на площадь обоих участков.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку заявленные ООО "Алефъ" требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, заявленные требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Ходатайств о назначении экспертизы отчета оценщика не заявлялось.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:74 в размере 165 439 043 руб. и земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:75 в размере 152 368 440 руб.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Учитывая приведенные нормы, учреждение является организацией, подведомственной Управлению Росреестра по Воронежской области, осуществляющей функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости отождествлять кадастровую и рыночную стоимость объектов землеустройства основана на неверном толковании норм материального права и, более того, противоречит пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Ссылки заявителя жалобы о достоверности результатов кадастровой оценки спорных земельных участков судебная коллегия находит несостоятельными, так как из постановления Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 усматривается, что для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционная инстанция приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
По мнению апелляционной инстанции, судом области нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика, однако на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 по делу N А14-7720/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7720/2012
Истец: ООО "Алефъ", ООО "Алефь"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области", ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" (в лице филиала по Воронежской обл.)
Третье лицо: ИФНС по Левобережному району г. Воронежа, Управление Федеральной службы государственной регистраци кадастра и картографии по Воронежской области