г. Саратов |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А12-9647/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Акимовой М.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя Антонцева И.Я.: Антонцева М.И., действующего на основании доверенности от 21 мая 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области, ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294 (г. Волжский Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2012 года по делу N А12-9647/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294 (г. Волжский Волгоградской области)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, ОГРН 102770048757, ИНН 7705401340 (г. Волгоград)
заинтересованное лицо: Антонцев Иван Яковлевич (г. Волжский Волгоградской области),
Администрация городского округа - города Волжский Волгоградской области, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011 (г. Волжский Волгоградской области),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298 (г. Волгоград),
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ОГРН 1033400710991, ИНН 3428904535 (р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области)
Об оспаривании действий и результатов межевания
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257 и оспаривании результатов межевания указанных земельных участков.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2012 г. в удовлетворении требований Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257 и о признании недействительными результатов межевания указанных земельных участков, отказано.
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области, не согласившись с вынесенным по делу решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Антонцев И.Я. представили отзывы на апелляционную жалобу. Учреждение и Антонцев И.Я. просят оставить решение арбитражного суда Волгоградской области без изменения, а апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения, выводы суда считают обоснованными и соответствующими нормам материального права.
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явилось. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления N N 80327, 80328, 80329, 80331, 80332 о вручении почтовых отправлений указанным лицам 03 и 04 сентября 2012 года. Определение суда от 24 августа 2012 года о принятии апелляционной жалобы к производству суда опубликовано на сайте суда в сети Интернет 25 августа 2012 года.
При таких обстоятельствах, указанные лица имели реальную возможность обеспечить свою явку либо явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2012 г. Антонцев И.Я. обратился в Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлениями о присвоении адресов градостроительным объектам - земельным участкам с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257, выделенных в счет земельных долей.
Из документов, приложенных к указанным обращениям, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области стало известно, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257 поставлены на государственный кадастровый учет 30 марта 2011 г.
Полагая, что действия по постановке на государственный кадастровый указанных земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257 произведены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с нарушением требований ст. ст. 13, 13.1 Закона N 101-ФЗ и нарушает права Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, последний обратился в арбитражный Волгоградской области соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения..
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности бездействия лежит на органе, совершившим бездействие. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу то том, что оспариваемые действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" результатом которым явилась постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257 соответствуют положениям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу ч. 3 ст. 1 данного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) (ч. 1 ст. 3 Закона N 221-ФЗ)..
Статьей 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определены принципы ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также и иные дополнительные сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 7 указанного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона N 221-ФЗ, осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета определен ст. 21 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а их состав - ст. 22того же Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами при кадастровом учете земельного участка являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона; заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок); копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 412 утверждены форма межевого плана (приложение N 1); требования к подготовке межевого плана (приложение N 2).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 ФЗ N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ в случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
Согласно ч. 3 ст. 27 указанного Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений; площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
Обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
Суд установил, что 17 марта 2011 г. Антонцев И.Я. обратился в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет с заявлением о постановке на кадастровый учет трех земельных участков, образованных путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:0:00000014, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в границах Красного сельсовета, СПК "Ахтубинский", что следует из кадастровых дел и кадастровой выписки (т. 1 л. д. 60 - 70). По результатам рассмотрения заявления осуществлен кадастровый учет земельных участков с присвоением кадастровых номеров 34:28:070006:255, 34:28:070006:256 и 34:28:070006:257.
В целях учета заявителем в соответствии со ст. 22 Закона N 221-ФЗ были представлены заявление о постановке на государственный кадастровый учет и межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
При подготовке межевого плана были соблюдены требования, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", п. п. 3 п. 24 которого в редакции, действующей на момент обращения заявителя установлено, что при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе направленного участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте, извещения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 17.07.2003 г. N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" информация о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, о возможности приобретения земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, сообщения о наличии земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду, о проведении общего собрания участников долевой собственности, извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, о необходимости согласования проекта межевания земельного участка (в случаях если такие извещения не направлялись участникам долевой собственности), а также список невостребованных земельных долей в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подлежат опубликованию в газете "Волгоградская правда" и средстве массовой информации, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения соответствующих земельных участков (земельных долей).
Из представленного Учреждением кадастрового дела кадастрового деления Среднеахтубинского кадастрового район Волгоградского кадастрового округа N 34:28 следует, что на момент обращения Антонцева И.Я. с соответствующим заявлением (17 марта 2011 г.), земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256, 34:28:070006:257 располагались на территории Среднеахтубинского муниципального района.
Согласно Уставу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (принят решением Среднеахтубинской районной Думы от 2 июня 2005 г. N 49/256) районной газетой (официальным печатным изданием) Среднеахтубинского района Волгоградской области является газета "Звезда".
В связи с этим, заявитель правомерно в качестве приложения к межевому плану представил публикации, сделанные в газете "Волгоградская правда" от 11.02.2011 г. N 25 (26591) и газете "Звезда" от 15.02.2011 г. N 11 (10970).
Является несостоятельным довод Комитета о том, что объявление о выделе земельных участков в счет земельной доли подлежало публикации в газете "Муниципальный вестник" (официальное печатное издание на территории г. Волжского).
Проверив представленное заявление и приложенные к нему документы, орган кадастрового учета 30 марта 2011 г. принял решение N 3434/11-18139 о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет.
Законом Волгоградской области от 25.03.2005 г. N 1032-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" установлены границы города Волжского.
Из материалов дела следует и не оспаривается представителями сторон, что сведения о границах г. Волжского, установленных Законом Волгоградской области от 25.03.2005 г. N 1032-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" в государственный реестр были внесены 05 августа 2011 г.
Доказательств обратного, а именно того, что Учреждение на момент принятия решения об осуществлении кадастрового учета (на 30 марта 2011 г.) располагало сведениями о границах г. Волжского, установленных Законом Волгоградской области от 25.03.2005 г., внесенными в Государственный кадастр недвижимости, Комитет в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу и о том, что органом, осуществляющим кадастровый учет, были соблюдены требования Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ, в котором отсутствовала норма, предусматривающая необходимость утверждения и представления проекта межевания.
Из заявления, поступившего в суд первой инстанции, представляется возможным сделать вывод о том к кому заявлено требование об оспаривании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256; оспариваются ли действия по межеванию либо ненормативный правовой акт, принятый по результатам межевания (не указаны оспариваемые в связи с этим акт, решение, действия, орган принявший акт, решение или, совершивший действия и т.п.).
Лицом, чьи действия оспариваются заявителем, указано БГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области.
Вместе с тем, межевые планы подготовлены в результате выполнения кадастровых работ, проведенных в связи с образованием трех земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из земель СПК "Ахтубинский".
Суд апелляционной инстанции указывает на то, что Комитет не представил доказательств, каким образом оспариваемые им действия нарушаю его права в сфере экономической деятельности.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как указано выше в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не представляет интересов собственника земельного участка, из которого выделены земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256; 34:28:070006:257, не является лицом, обратившимся с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которого совершены определённые действия.
По результатам обращения заинтересованного лица, орган кадастрового учета принимает решение об осуществлении кадастрового учета, либо об отказе в осуществлении кадастрового учета. Из анализа правовых норм, содержащихся\ в ст. ст. 23, 27 ФЗ "О государственном кадастровом учете" следует, что только отказ в осуществлении кадастрового учета может быть обжалован в судебном порядке (ч. 13 ст. 27).
Указанная правовая позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из материалов дела следует, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по результатам рассмотрения заявления Антонцева И.Я. от 17 марта 2011 г. приняла решение от 30 марта 2011 г. N 3434/11-18139 (т. 1, л.д.100), которое заявителем не оспаривается.
Права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:070006:255, 34:28:070006:256; 34:28:070006:257 зарегистрированы за Антонцевым Иваном Яковлевичем в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 34-АА N 371493, серии 34-АА N 371494, серии 34-АА N 371495 соответственно.
Зарегистрированные в установленном порядке права Антонцева И.Я. на земельные участки заявителем не оспариваются.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с п. 56 указанного Постановления зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
Из материалов дела не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о нарушении органом кадастрового учета требований ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; нарушения прав заявителя, подлежащих защите в порядке главы 24 АПК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных Комитетом требований.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которым бы суд первой инстанции не дал оценки. Податель апелляционной жалобы новых доказательств по делу не представляет и на наличие таковых не ссылается.
Само по себе несогласие с выводами суда первой инстанции не является основанием к отмене судебного акта.
Решение суда соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами, которым суд первой инстанции дал оценку в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2012 года по делу N А12-9647/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9647/2012
Истец: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Антонцев И. Я., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Антонцев Иван Яковлевич, Управление Росреестра по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3654/13
21.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3654/13
25.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10506/12
21.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7948/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-9647/12