г. Пермь |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А50-7410/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя - Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 363" г.Перми (ОГРН 1025900516817, ИНН 5902504446): Мокрушин А.А., паспорт, доверенность от 16.11.2011,
от заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июня 2012 года
по делу N А50-7410/2012,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 363" г.Перми
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
о признании решения незаконным,
установил:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 363" г. Перми (далее - заявитель, МАДОУ "Детский сад N 363") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (далее - управление Пенсионного фонда) от 15.02.2012 N 069 001 12 РК 0020601 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.06.2012, принятым судьей Катаевой М.А., заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми от 15.02.2012 N 069 001 12 РК 0020601 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как не соответствующее Федеральному закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что МАДОУ "Детский сад N 363" не подтвердило право на применение пониженных тарифов страховых взносов, поскольку такое право предоставлено только коммерческим организациям. Муниципальное автономное образовательное учреждение доходов от основной деятельности не имеет, поскольку такая деятельность связана с выполнением муниципального задания, затраты по исполнению которого возмещаются учредителем в рамках целевого бюджетного финансирования. Доходы, полученные в виде средств целевого бюджетного финансирования, не включаются в объект налогообложения и налоговую базу по всем налогам, в том числе налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, управление Пенсионного фонда указывает на то, что правомерно привлекло МАДОУ "Детский сад N 363" к ответственности, предусмотренной ст. 48 Закона N 212-ФЗ, поскольку требование о предоставлении документов от 05.12.2011 МАДОУ "Детский сад N 363" не исполнено. Представитель управления Пенсионного фонда в судебное заседание не явился.
Представитель МАДОУ "Детский сад N 363" в судебном заседании просил апелляционную жалобу - без удовлетворения, решение суда считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования МАДОУ "Детский сад N 363" на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждение физическим лицам за 9 месяцев 2011 года (Форма РСВ-1 ПФР). По итогам проверки составлен акт от 16.01.2012 N 06900130020890.
По итогам рассмотрения материалов проверки управлением Пенсионного фонда принято решение от 15.12.2012 N 069 001 12 РК 0020601 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением на МАДОУ "Детский сад N 363" наложен штраф по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в сумме 22 060 руб. 40 коп., по ст. 48 Закона N 212-ФЗ в сумме 1950 руб.; начислены пени на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3475 руб. 01 коп., а также ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 302 руб.
Основанием для начисления указанных взносов, пени и штрафа явились выводы управления Пенсионного фонда о необоснованном применении страхователем пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Считая решение управления Пенсионного фонда от 15.12.2012 N 069 001 12 РК 0020601 незаконным, МАДОУ "Детский сад N 363" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
МАДОУ "Детский сад N 363" на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 58 Закона 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере. Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в указанный перечень включена деятельность в сфере образования.
Для указанных плательщиков в 2011 году применялись следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 18 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) данная форма была дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МАДОУ "Детский сад N 363" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
МАДОУ "Детский сад N 363" в управление Пенсионного фонда представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года по форме РСВ-1 ПФР, в разделе 4.4 которого страхователь произвел расчет соответствия условия на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно расчету доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, составила 89,46978% от общих доходов МАДОУ "Детский сад N 363".
В Постановлении Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" в разд. М "Образование" указаны коды 80.1 - "Дошкольное и начальное общее образование", 80.10 - "Дошкольное и начальное общее образование" и 80.10.1 - "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)".
По информации, предоставленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, МАДОУ "Детский сад N 363" установлена идентификация с использованием общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) 80.10.1 - дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что МАДОУ "Детский сад N 363" в отчетном периоде 9 месяцев 2011 года соблюдены условия, установленные ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, и обоснованно применен льготный тариф страховых взносов.
Доводы управления Пенсионного фонда о том, что основным видом деятельности МАДОУ "Детский сад N 363" является "деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов" (код ОКВЭД 75.11.31) отклоняются, поскольку опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Также подлежат отклонению доводы управления Пенсионного фонда о том, что сумма доходов должна быть уменьшена на сумму родительской платы и платы за питание сотрудников, поскольку сведения, отраженные в разделе 4 расчетной ведомости по форме РСВ-1 ПФР, управлением Пенсионного фонда не проверялись, в частности соответствие включенных в указанный раздел доходов Книге учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. В акте камеральной проверки и решении и привлечении к ответственности отсутствуют сведения о том, какие нарушения допущены страхователем при заполнении расчетной ведомости, подтверждено ли им право на льготу в порядке, установленном ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Между тем арбитражный суд проверяет законность оспариваемого решения на дату его вынесения, исходя из тех обстоятельств и доказательств, которые установлены и получены в ходе проверки, и выводов, послуживших основаниями для его вынесения.
Доводы проверяющих основаны лишь на нормах Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", из анализа которых сделан вывод об отсутствии у образовательного учреждения, имеющего организационно-правовую форму автономного учреждения, права на льготу. Выводы о том, что расчет доли дохода от основного (льготного) вида деятельности в общей сумме всех поступлений плательщиком произведен неверно, не являлись основанием для вынесения оспариваемого решения. В материалах дела не содержится каких-либо данных об установлении и исследовании управлением Пенсионного фонда обстоятельств, свидетельствующих о том, каким образом и на основании каких конкретно первичных документов, явившихся предметом проверки, установлено событие правонарушения, довод апелляционной жалобы о том, что заявителем неверно определена доля дохода в связи с неверным заполнением раздела 4.4 РСВ-1 ПФР, является необоснованным.
Доводы управления Пенсионного фонда о том, что изначально право применения пониженных тарифов страховых взносов было предоставлено именно коммерческим организациям, имеющим доход от основной деятельности, со ссылками на Послание Президента Российской федерации Федеральному Собранию от 30.11.2010, пояснительную записку к законопроекту N 472509-5, не принимаются.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в ст. 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и ст. 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сформулирован ясно, не требует дополнительного уяснения смысла через изучение пояснительных записок.
Ссылки управления Пенсионного фонда на правомерность привлечения МАДОУ "Детский сад N 363" к ответственности, предусмотренной ст. 48 Закона N 212-ФЗ, поскольку требование о предоставлении документов от 05.12.2011 МАДОУ "Детский сад N 363" не исполнено, также отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Согласно ст. 48 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Из акта проверки следует, что управлением Пенсионного фонда в адрес МАДОУ "Детский сад N 363" направлено требование от 05.12.2011 о представлении в срок до 29.12.2011 уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года и индивидуальных сведений с доначислением по страховой части страховых взносов по коду тарифа "01 в связи с невозможностью применения пониженного тарифа".
Указанное требование плательщиком не исполнено.
Поскольку материалами дела подтверждена обоснованность применения МАДОУ "Детский сад N 363" в отчетном периоде 9 месяцев 2011 года льготного тарифа страховых взносов, постольку требование о представлении вышеназванных документов в связи с невозможностью применения пониженного тарифа является неправомерным.
Пенсионным фондом с учетом установленных выше обстоятельств, правомерность принятия оспариваемого ненормативного акта не доказана.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июня 2012 года по делу N А50-7410/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7410/2012
Истец: МАДОУ "Детский сад N363", Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N363" г. Перми
Ответчик: УПФ РФ (ГУ) РФ в Ленинском районе г. Перми, УПФР в Ленинском районе г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9399/12
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7410/12
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12441/12
20.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12441/12
20.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9399/12
27.06.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7410/12