г. Красноярск |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А33-20693/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
муниципального унитарного предприятия "Синеборский водоканал" (заявителя) - Ермоленко В.В., на основании доверенности от 01.06.2012, паспорта;
Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (административного органа) - Переславцева А.В., на основании доверенности от 20.04.2012 N 68-04/12, паспорта; Орабинской Е.В., на основании доверенности от 08.08.2012 N 73-08/12, служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Синеборский водоканал"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 июня 2012 года по делу N А33-20693/2011, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Синеборский водоканал" (далее - предприятие, заявитель) (ОГРН 1062442004063, ИНН 2442010707) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - служба, административный орган) (ОГРН 1052466189071, ИНН 2466133610) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 18.06.2012 не согласно по следующим основаниям:
- отсутствует вина предприятие в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у предприятия не имелось возможности для соблюдения правил и норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязанность организовать и санкционировать место сброса и вывоза отходов возложена на администрацию Синеборского сельского совета;
- административным органом не определена объективная сторона административного правонарушения (не конкретизировано какие именно экологические нормы нарушены, какие именно санитарно-эпидемиологические требования не соблюдены);
- в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания не указано время совершения правонарушения.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 18.06.2012 считает законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края на основании приказа от 23.08.2011 N СПР/Э-0329-ос проведена проверка соблюдения муниципальным унитарным предприятием "Синеборский водоканал" установленного порядка обращения с отходами производства и потребления, а также факта слива фекальных отходов на земли сельскохозяйственного назначения в районе п. Синеборск Шушенского района.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 10.11.2011 N О-0239-пр, в котором зафиксировано, что предприятие на территории Шушенского района, в двух километрах в северо-западном направлении от п. Синеборск (вблизи автодороги по направлению в с. Лыткино), в районе сопки Песчаная осуществляет несанкционированный сброс фекальных жидких бытовых отходов; деятельность по централизованному сбору, транспортировке и размещению на местной поселковой свалке в 1000 м от п. Синеборск по направлению в с. Дубенское твердых бытовых отходов, образуемых и накапливаемых частным сектором, социальными объектами п. Синеборск, осуществляет с несоблюдением требований действующего законодательства.
Постановлением о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО муниципальное унитарное предприятие "Синеборский водоканал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о назначении административного наказания, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и предприятием не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, по следующим основаниям.
Согласно статье 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 М 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Постановлением от 28.12.2001 N 607-ст Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии "О введении в действие государственных стандартов" в действие введен ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Этапы технологического цикла. Основные положения" (далее - ГОСТ 30772-2001), в соответствии с которым отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Согласно примечанию к ГОСТу 30772-2001 к отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей. Обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение.
Согласно ГОСТу 30772-2001 несанкционированные свалки отходов - территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 1); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно пункту 2 "Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления" Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды Российской Федерации от 15.07.1994, природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
В силу главы IV "СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Размещение объекта складирования не допускается: на территории I II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех поясах зоны санитарной охраны курортов; в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений; рекреационных зонах; в местах выклинивания водоносных горизонтов; в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.
Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.
Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфалытополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ГОСТу 30772-2001 собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В соответствии с установленными видами деятельности предприятие осуществляет централизованный сбор и транспортировку на местную поселковую свалку отходов, образуемых и накапливаемых частным сектором, социальными объектами п. Синеборск.
В соответствии с договором на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов от 25.12.2009 N 1 предприятие производит удаление твердых бытовых отходов от населения в количестве 0,11 куб.м. на человека, всего в объеме 250 куб. м. в год. Из материалов административного дела следует, что вывоз мусора производится 1 раз в месяц в количестве 8 куб.м. Учет вывезенных отходов на свалку ведется по факту.
Предприятием осуществляется сбор и вывоз отходов различных классов опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказам Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, имеющих следующие коды, в том числе:
91100100 01 00 4 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные);
91100200 01 00 5 Отходы из жилищ крупногабаритные;
91200400 01 00 4 Мусор от бытовых помещений в организации несортированный;
91200500 01 00 5 Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный;
91200601 01 00 4 Мусор строительный от разборки зданий;
91201001 00 00 5 Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;
91201100 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
91201200 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами;
9.1201300 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений;
91201400 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий.
Транспортировка твердых бытовых отходов муниципальным унитарным предприятием "Синеборский водоканал" осуществляется посредством транспорта, состоящего в хозяйственном ведении - трактор МТЗ-50.
Административным органом в ходе проверки установлен факт размещения предприятием отходов в несанкционированном месте:
- в 1000 м от п. Синеборск по направлению в с. Дубенское вдоль автодороги по левой стороне от обочины и далее в сторону лесного массива, общая площадь которого составляет 50 000 кв.м (5 га). Фракционный состав отходов на данном участке: бутылки (стекло, пластик), упаковочный картон, полиэтиленовые пакеты, продукты питания, одежда, предметы мебели, утратившие потребительские свойства, автомобильные покрышки, иной бытовой мусор. Отходы размещены на почве в виде неравномерных навалов, максимальная высота которых не превышает 0,5 м;
- в двух километрах в северо-западном направлении от п. Синеборск (вблизи автодороги по направлению в с. Лыткино) в районе сопки Песчаная расположено место несанкционированного сброса фекальных жидких бытовых отходов на рельеф местности. Площадь участка, по которому распространяются фекальные жидкие бытовые отходы составляет 40 000 м (4 га).
Протоколы анализа ОЛАТИ по Республике Хакасия ЦЛАТИ по Енисейскому региону от 05.10.2011 N 108г-В, от 12.10.2011 N 32-а, от 12.10.2011 N 32-6 г-П подтверждают наличие сточных вод (фекальных жидких бытовых отходов) на проверяемом месте несанкционированного сброса фекальных жидких бытовых отходов, расположенном на территории Шушенского района, в двух километрах в северо-западном направлении от п. Синеборск (вблизи автодороги по направлению в с. Лыткино), в районе сопки Песчаная.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается предприятием, что размещение отходов осуществлялось им в несанкционированном месте, что является нарушением вышеизложенных норм права и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП.
С учетом изложенного, отклоняется как необоснованный довод предприятия о том, что административным органом не определена объективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
В материалы дела не представило доказательств, подтверждающих своевременное принятие предприятием необходимых мер по исполнению требований законодательства при размещении отходов, в связи с чем, вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, является установленной.
Довод заявителя о том, что у предприятия отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязанность организовать и санкционировать место сброса и вывоза отходов возложена на администрацию Синеборского сельского совета, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку данные обстоятельства не исключают обязанность предприятия по размещению отходов в специально организованных для этого местах.
Довод предприятия о том, что в протоколе и в постановлении об административном правонарушении не указано время совершения правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в силу следующего.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, дата и место его составления; время совершения и событие административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Учитывая, что выявленное административным органом административное правонарушение является длящимся, то временем совершения вменяемого административного правонарушения является время его выявления административным органом (28.09.2011 - дата проведения проверки), которое указано в протоколе об административном правонарушении от 10.11.2011 N О-0239-пр; в постановлении о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Поскольку административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, то основания для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания от 24.11.2011 N 103-11/АО отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июня 2012 года по делу N А33-20693/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20693/2011
Истец: МУП "Синеборский водоканал" в лице представителя - Ермленко В. В.
Ответчик: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края