город Омск |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А46-14785/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5943/2012) закрытого акционерного общества "НИК-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2012 по делу N А46-14785/2012 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "НИК-Омск" (ОГРН 1025501394885, ИНН 5507052083) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании решения N 08-12/469ДСП от 30.12.2011 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-15/03395 от 13.03.2012) частично недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "НИК-Омск" - Винокурова Л.Г. по доверенности от 11.01.2011 сроком действия 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Голушкова Д.А. по доверенности N 15-56/01312 от 26.01.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); Захарнева В.М. по доверенности от 06.09.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
закрытое акционерное общество "НИК-Омск" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "НИК-Омск", налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (ниже по тексту - ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании решения N 08-12/469ДСП от 30.12.2011 (в редакции Решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области) недействительным в части: начисления пени в сумме 90 211 руб. 22 коп.; определения дополнительного налогового обязательства по земельному налогу в сумме 385 903 руб.; предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 385 903 руб.; предложения уплатить пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2012 по делу N А46-14785/2012 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что налогоплательщик и налоговый орган самостоятельно не определяют кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции также отметил, что положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п. При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения к спорным правоотношениям кадастровой стоимости, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество, указывает на то, что в связи с исполнением решения Арбитражного суда по Омской области от 17.02.2009 по делу N А46-4418/2009 из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) исключены с 28.12.2007 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110212:5 в размере 32 040 500 руб. 97 коп, поэтому считает правомерным исчисление земельного налога за 2008 год, рассчитанного в соответствии с предыдущей кадастровой стоимостью, утверждённой указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Кроме того, податель жалобы, руководствуясь определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации, указывает на то, что постановление N 174-п вступает в законную силу с 01.01.2009, и не распространяет свое действие на правоотношения 2008 года.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "НИК-Омск" принадлежит земельный участок площадью 6 287 кв.м. с кадастровым номером 55:36:110212:5, расположенный по адресу: ул. 3-я Енисейская, д. 3, г. Омск (свидетельство о государственной регистрации 55 АВ N 222747 от 22.07.2006).
Исходя из сведений ГКН по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 32 040 500 руб. 97 коп.
12.03.2009 ЗАО "НИК-Омск" была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой сумма исчисленного налога составляет 480 607 руб. (рассчитана исходя из кадастровой стоимости 32 040 500 руб. 97 коп.).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 17.02.2009 по делу N А46-4418/2009 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области по внесению в ГКН кадастровой стоимости земельного участка в размере 32 040 500 руб. 97 коп., удельного показателя - 5 096 руб. 31 коп. Указанным решением суд обязал Управление Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области исключить из ГКН сведения о названной кадастровой стоимости и удельном показателе. Незаконно внесённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110212:5 была исключена из ГКН с 28.12.2007.
26.03.2009, после признания судом действий Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области по внесению 28.12.2007 сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 32 040 500 руб. 97 коп. незаконными и исключению их из ГКН, Обществом была подана уточнённая налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой сумма исчисленного налога составляла 91 791 руб. (рассчитана исходя из кадастровой стоимости в размере 6 119 389 руб.).
С учетом произведенного уменьшения подлежащего уплате земельного налога ЗАО "НИК-Омск" обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Решениями от 28.05.2009 N 41026 и N 41027 налоговым органом возвращены на расчётный счёт заявителя денежные средства в сумме 297 841 руб. и 6 809 руб. 52 коп., что подтверждается платёжными поручениями от 29.05.2009 N 554 и N 555.
ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска проведена выездная налоговая проверка ЗАО "НИК-Омск" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за 2008 год. По итогам проведённой налоговой проверки Инспекцией был составлен акт и принято оспариваемое решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа, Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год в размере 385 903 руб. и пени в сумме 90 211руб. 22 коп.
ЗАО "НИК-Омск" обжаловало данное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, которое отменило решение ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска в части привлечении Общества к налоговой ответственности, приняло новое решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В остальной части решение N 08-12/469 ДСП оставлено без изменения, в связи с чем налогоплательщик обратился в арбитражный суд с выше указанным заявлением.
01.06.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "НИК-Омск" принадлежит земельный участок площадью 6287 кв.м. с кадастровым номером 55:36:110212:5, расположенный по адресу: г.Омск, ул. 3 енисейская, д. 3.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", данные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 174-п во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление N 174-п было опубликовано в издании "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007.
Налоговые органы в соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению, закреплению в государственном земельном кадастре экономических показателей кадастровой стоимости.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из оспариваемого решения (в редакции решения вышестоящего налогового органа), при дополнительном определении налогового обязательства ЗАО "НИК-Омск" по земельному налогу за 2008 год заинтересованное лицо исходило из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 174-п, тогда как заявитель, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2008 год применил кадастровую стоимость в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, официально опубликованного 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
По результатам проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что о необоснованности применения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15932/10.
В названном Постановлении содержится вывод о том, что положения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу и применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году не могут.
Содержащееся в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Ссылка подателя жалобы на решение Арбитражного суда по Омской области от 17.02.2009 по делу N А46-4418/2009, на основании которого из ГКН с 28.12.2007 исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110212:5 в размере 32 040 500 руб. 97 коп, не опровергает вышеизложенных выводов апелляционного суда и не свидетельствует о правомерности исчисления заявителем земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ЗАО "НИК-Омск".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "НИК-Омск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2012 по делу N А46-14785/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14785/2012
Истец: ЗАО "НИК-Омск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5943/12
31.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5943/12
09.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5943/12
01.06.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14785/12