Раз развлечь гостей ты смог, уплати тогда "налог"
В настоящее время трудно найти гостиницу или отель без ресторана, бара или кафе, а услуги общественного питания стали неотъемлемой частью гостиничного сервиса. А какой ужин без музыки или шоу-программы? Безусловно, без них можно обойтись в небольших отелях и дорожных кемпингах - посетители больше будут рады недорогому и уютному ночлегу, а также горячему и вкусному ужину. Но, как показывает статистика, кафе, рестораны и бары широко используют музыкальную продукцию.
Казалось бы, приятная музыка и развлекательные радиопрограммы, которые звучат во время бизнес-ланча, обеда или ужина, всего лишь ни к чему не обязывающий владельцев точек питания "музыкальный сервис". Однако музыкальные произведения являются объектами авторских прав, которые охраняются не только законом, но и авторским сообществом, требующим уплаты "гонорара" авторам и исполнителям музыкальных произведений. Возможно, то, о чем мы сейчас говорим, не более чем теоретические домыслы. Но есть Определение Верховного суда РФ от 10.04.2007 N 42-В07-4, свидетельствующее о том, что претензии авторского сообщества к ресторанам, барам и кафе небеспочвенны.
О каком не установленном Налоговым кодексом "развлекательном" налоге идет речь? Кому и в каком размере его уплачивают за воспроизведение и иное использование музыкальных произведений? Как отражать данные затраты и какие нюансы налогообложения следует учитывать? Можно ли не платить "развлекательный" налог активно "наступающему" на ресторанный бизнес РАО? Ответы на эти и другие вопросы мы постарались дать в статье с позиции действующего, а также вступающего со следующего года законодательства в области охраны авторских и смежных прав.
Когда и у кого возникает авторское право?
Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием музыкальных произведений, фонограмм, исполнений и постановок, регулируются Законом об авторских правах (далее - Закон)*(1), цель которого - защита авторских прав. Незаконное использование произведений или объектов авторских прав влечет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. К сожалению, оно достаточно часто меняется, и со следующего года гостиницам и отелям, предоставляющим постояльцам "музыкальные" услуги, следует опираться не на Закон, который утрачивает силу, а на четвертую часть ГК РФ. И тот, и другой документ во многом повторяют друг друга, поэтому акцент будет сделан на более свежих нормах гражданского права.
По Закону автором является создатель музыкального, сценического или другого произведения, а исполнителем - актер, певец, музыкант или танцор, который представляет на сцене эти произведения. При этом не исключено, что певец или музыкант может быть и автором, и исполнителем. Однако в большинстве случаев авторы текстов, музыки и сценариев ограничиваются созданием произведений, доверяя их исполнение профессионалам - артистам, певцам, танцорам. При этом исполнять произведения могут и любители, что практикуется в небольших ресторанах, кафе и барах.
В соответствии с вступающими в силу со следующего года главами 70 "Авторское право" и 71 "Права, смежные с авторскими" IV части ГК РФ автором музыкального произведения признается композитор, а исполнителем - лицо, творческим трудом которого создано исполнение (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо) (ст. 1313 ГК РФ). Автору произведения принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность и на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Исполнителю - исключительное право на исполнение, право авторства (признание автором исполнения), право на имя (указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы), право на неприкосновенность исполнения (защиту исполнения от искажения).
Большинство из поименованных прав автора и исполнителя относятся к неимущественным (право авторства, право на имя), то есть они неотчуждаемы и непередаваемы. Но есть и права, которые автор может передать другим лицам, - имущественные. Основным среди них является исключительное право, которое возникает у автора (исполнителя) и может быть передано им другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным законным основаниям (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Автору принадлежит исключительное право на использование произведения, а исполнителю, соответственно, - на исполнение.
У автора и исполнителя достаточно полномочий - они по своему усмотрению могут разрешать или запрещать другим лицам использование результата своей творческой деятельности. При этом отсутствие запрета на воспроизведение или исполнение произведения не считается согласием (разрешением) на осуществление данных действий (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Следовательно, для того чтобы музыкальные произведения звучали на законных основаниях, нужно "договориться" с их авторами и исполнителями.
Если бы в ресторане, кафе гостиницы или отеля звучала музыка исключительно одного автора (исполнителя), то можно было бы заключить с ним договор на использование музыкального произведения. Однако музыка звучит самая разнообразная, поэтому приходить к соглашению с каждым автором (исполнителем) нецелесообразно.
Можно договориться сразу со всеми. Как? Действующее законодательство, как Закон, так и IV часть ГК РФ, предоставляет возможность заключения лицензионного договора с организацией, управляющей имущественными правами авторов (исполнителей) на коллективной основе и защищающей их интересы. Выгоднее и проще ежемесячно отчислять "авторские" управляющей компании, чем платить гораздо большие суммы по решению суда. Данный вариант оформления рассматриваемых правоотношений предпочтителен как для организаций, заинтересованных в законном использовании музыкальных произведений, так и для авторов (исполнителей), которым отстаивать свои права в индивидуальном порядке достаточно сложно.
Что скажет авторское сообщество?
Итак, что это за организации, которым авторы доверяют защиту своих произведений? Одним из крупнейших на сегодняшний момент защитником авторских прав является общественная организация "Российское авторское общество" (РАО), созданное по Указу Президента РФ N 1607*(2). Это некоммерческая организация, действующая на основе равноправного и добровольного членства авторов в пределах полученных от них полномочий в соответствии с уставом, утверждаемым в порядке, установленном законодательством (ст. 44 Закона, п. 1, 6 ст. 1242 ГК РФ). Авторы произведений могут заключить с ней договоры о передаче полномочий по управлению имущественными правами, а организация, в свою очередь, обязана принять на себя управление этими правами на коллективной основе, если это относится к ее уставной деятельности.
РАО имеет право на:
- управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.
Управляет и защищает права авторов РАО, а кто представляет интересы исполнителей и отстаивает их смежные права? Этим занимается Российское фонографическое агентство (РФА), действующее в интересах обладателей смежных прав (исполнителей и производителей).
Особенностью музыкальных произведений является то, что в их создании и воспроизведении участвуют не только автор, но и исполнитель. Поэтому, если пользователь таких произведений решил следовать букве закона, то ему нужно сотрудничать не только с РАО, но и с РФА.
Как названные организации управляют авторскими и смежными правами? Ответ на этот вопрос есть как в ст. 45 Закона, так и в ст. 1243 ГК РФ, мы воспользуемся последней. На основании полученных от авторов (исполнителей) полномочий организация предоставляет простые неисключительные лицензии пользователям на способы использования музыкальных произведений и иных объектов авторских и смежных прав. Имущественные авторские (смежные) права передаются именно по лицензионному договору, а не по письменному договору на коллективное управление имущественными правами, как это может показаться на первый взгляд. Такую точку зрения высказало финансовое ведомство в Письме от 23.10.2006 N 03-05-02-04/164.
В действующем Законе лицензионному договору уделено мало внимания, представление о нем можно получить исходя из ст. 1235 ГК РФ. По такому договору одна сторона - обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования результата интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать объект авторских (смежных) прав теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. При этом право использования объекта, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату, и, соответственно, таким правом он не может воспользоваться.
Обычно лицензионный договор заключается авторским сообществом с пользователями произведений, тем не менее не исключено, что лицензионный договор с пользователем заключит непосредственно автор (исполнитель) произведения. В этом случае РАО может взимать с пользователей вознаграждение (на основании отдельного договора) за использование объектов авторских и смежных прав при условии, если это предусмотрено лицензионным договором, заключенным между автором (исполнителем) и пользователем.
Заметим, если пользователь не располагает информацией о том, кто обладает правами на использование того или иного произведения, то ее он может получить через РАО. Дело в том, что организация, управляющая авторскими (смежными) правами, обязана вести реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Данные из реестров представляются всем заинтересованным лицам, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя. Получив такую информацию, лицо, использующее музыкальные и иные произведения, может заключить лицензионный договор на передачу имущественных прав напрямую с автором (исполнителем) или через РАО, представляющее интересы большинства авторов (исполнителей).
Конечно, заключить лицензионные соглашения с управляющей авторским (смежными) правами проще, однако не все авторы музыкальных произведений доверяют РАО управление своими имущественными правами, даже несмотря на то что согласно п. 3 ст. 45 Закона и п. 3 ст. 1244 ГК РФ оно может выдавать лицензии и получать вознаграждения от использования произведений "непокладистых" авторов. Данное положение следует рассматривать как исключение из общей нормы с целью защиты интересов обладателей авторских прав, а не наделения полномочиями управляющих организаций независимо от воли правообладателей на управление их имущественными правами, - об этом говорится в Постановлении ФАС МО от 20.08.2007 N КГ-А40/8167-07. Аналогичные выводы сделали судьи того же округа в Постановлении от 11.04.2006 N А40-60437/04-5-487, указав на незаконность включения в репертуар организации, управляющей авторскими правами, любых произведений российских и иностранных авторов и выдачи лицензий на использование этих произведений независимо от того, переданы ли правообладателями эти полномочия указанной организации. Таким образом, по мнению судей, авторское сообщество может взимать вознаграждения в пользу только тех авторов (исполнителей), которые наделили его соответствующими полномочиями.
После того как лицензионный договор на передачу имущественных прав заключен, одна сторона - пользователь - становится обязанной своевременно оплачивать использование музыкальных произведений, а другая - организация, управляющая на коллективной основе авторскими (смежными) правами, распределяет вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями и осуществляет их выплату. Но это еще не все. Ресторану, кафе или бару, заключившему лицензионное соглашение с РАО, следует иметь в виду, что по его требованию они обязаны представлять отчеты об использовании объектов авторских (смежных прав), а также иные сведения и документы, перечень и сроки представления которых определяются лицензионным договором (п. 3 ст. 1243 ГК РФ).
В свою очередь, организация по управлению правами на коллективной основе одновременно с выплатой вознаграждения обязана представить правообладателю отчет об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах (п. 4 ст. 1243 ГК РФ).
Может показаться, что все вышесказанное о необходимости заключения лицензионного договора с автором или управляющей его правами организацией касается непосредственного "живого" исполнения музыкальных произведений в ресторане, кафе или баре. Однако это заблуждение - договариваться с автором или с РАО нужно и в том случае, если музыкальные произведения звучат из радиоприемника. Такой вывод следует из Определения ВС РФ от 10.04.2007 N 42-В07-4, которое мы кратко и рассмотрим.
Какой позиции придерживается Верховный суд?
Предметом спора, рассмотренного высшей судебной инстанцией, стала публичная трансляция передач популярной радиостанции в качестве фона в помещении ресторана без заключения договоров с авторами музыкальных произведений. Ответчик и суд первой инстанции посчитали, что в ресторане не осуществлялось незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям была предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции.
Верховный суд привел контраргументы. В силу Закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое их сообщение организациями эфирного вещания в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан. Кроме этого, трансляция радиопередач производилась в ресторане с использованием технических средств (музыкального центра) для коллективного, а не личного прослушивания. Все сказанное говорит о том, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией, без заключения соответствующих договоров с их авторами неправомерно.
Итак, какие выводы можно сделать из судебного решения? Владельцы ресторанов, кафе и баров должны заключить лицензионное соглашение с владельцами прав на музыку. Логично, что данное утверждение справедливо, когда заведение использует фонограмму отечественных и зарубежных исполнителей. Чтобы делать это на законных основаниях, организации нужно иметь право на использование фонограмм музыкальных произведений. В противном случае ей придется кормить постояльцев гостиницы или отеля в тишине.
Читатель может возразить, что на использование музыкальных произведений не всегда необходимо согласие автора (исполнителя), поэтому заключать лицензионный договор с автором (исполнителем) или управляющей их правами организацией необязательно. В каких ситуациях посетители ресторана (бара) гостиницы могут насладиться музыкой без уплаты владельцем того или иного заведения развлекательного "налога"?
Можно ли не заключать лицензионный договор?
Ответ очевиден - да, можно, если угощать посетителей без музыкального сопровождения. Нетрудно догадаться, что это ведет к потере клиентов, которые пойдут обедать в заведение, где не только вкусно готовят, но и звучит приятная музыка.
Однако в Законе, как и в ч. IV ГК РФ, поименованы ситуации, кода допускается использование музыкального произведения без согласия автора. Во-первых, при воспроизведении в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением случаев, перечисленных в п. 1-6 ст. 1273 ГК РФ. В частности, не считается использованием произведений в личных целях его публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к кругу семьи. Кроме этого, воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, также не считается его использованием в личных целях. Исполнение произведений в ресторанах, кафе и барах как раз из числа этих исключений, а значит, "прикрыться" исполнением и воспроизведением музыки в личных целях их владельцам не удастся.
Можно поступить по-другому. Обратимся к пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. В нем сказано, что не являются объектами авторских прав произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Иными словами, ресторан, бар или кафе могут включить народную музыку, правообладателей на которую можно даже не искать. Соответственно, нет необходимости заключать с РАО лицензионный договор и уплачивать взносы с использования такой музыки.
Но есть одно "но". Народное творчество далеко не всем улучшит аппетит, скорее всего оно произведет обратный эффект, поэтому это не выход из положения. Если владельцы ресторанов, баров и кафе не хотят потерять клиентов, лишая их музыкального сопровождения, то им нужно заложить в бюджет отчисления на "развлекательный" налог, уплачиваемый представляющим интересы авторов и исполнителей организациям.
Как отразить в учете "развлекательный" налог?
Расходы, связанные с проведением культурно-развлекательных мероприятий в барах, кафе и ресторанах, могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности. Услуги по организации досуга являются частью общественного питания, поэтому расчеты с РАО формируют их себестоимость в обычном порядке - в корреспонденции со счетом учета расходов на продажу (Дебет 44 Кредит 70, 76).
Если кафе, бар или ресторан находятся на балансе гостиниц и отелей, то согласно учетной политике организация гостиничного хозяйства может учитывать такие расходы в составе производственных или общехозяйственных затрат (Дебет 20, 26 Кредит 70, 76). Можно ли ли в таком же порядке отразить выплаты РАО (РФА) или непосредственно автору (исполнителю) по лицензионному договору? Можно, ведь права на использование музыкальных произведений передаются не одному заведению, а всем пользователям, которые заключили лицензионный договор. Поэтому выделять полученные права на использование музыкальных произведений как отдельный объект учета (например, нематериальный актив) методологически неверно. Они учитываются в составе расходов. Остается только решить, когда признавать такие расходы.
В первом случае - в течение срока действия лицензионного договора организация уплачивает периодические ежемесячные платежи за использование музыкальных произведений - не вызывает сомнений, что такие расходы относятся к текущим и признаются в учете в периоде их осуществления.
Во втором - предполагается оплата использования музыкальных произведений разовым платежом (за год или за весь срок действия договора) - справедливо, что расходы, связанные с получением лицензии, обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, поэтому их отражают в учете и отчетности равномерно, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99*(3)).
Период включения в себестоимость расходов, связанных с исполнением обязательств по лицензионному договору, определяется исходя из периодичности платежей и срока действия договора, так как именно в течение этого периода организация может на законных основаниях использовать объекты авторских и смежных прав. Для расчетов с организациями, управляющими авторскими (смежными) правами, можно выбрать один из двух счетов: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". РАО или РФА вряд ли являются поставщиками (подрядчиками), поэтому в расчетах предпочтительнее будет счет 76.
Заметим, что не исключено признание в бухгалтерском учете расходов, связанных с получением права использования музыкальных произведений, единовременно, когда такие расходы составляют незначительные суммы. Тогда эффект от их распределения по отчетным периодам будет незначительный. Поэтому, руководствуясь одним из обязательных принципов рациональности, предъявляемых к учетной системе и политике*(4), организация вправе принять решение о единовременном учете расходов по лицензионному соглашению. Однако при составлении отчетности нельзя однозначно утверждать, что, чем она проще и доступнее, тем лучше. Организация должна соизмерить рациональность решения, полноту и достоверность представленной информации, один из критериев которой - принятый уровень существенности. В его пределах бухгалтер на основании профессионального суждения вправе выбрать рациональный метод учета, сверх пределов - остановиться на общей методологии учета расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам.
От бухгалтерского учета перейдем к налогообложению.
О налоге на прибыль
В силу гл. 25 НК РФ результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся объектами авторских и смежных прав, относятся к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК РФ). В общем случае это нематериальные активы, которые при налогообложении амортизируются, уменьшая налог на прибыль равными долями. О том, что считается нематериальными активами, сказано в п. 3 ст. 257 НК РФ, и в нем нет прав на использование музыкальных произведений. С учетом того, что с их пользователями заключают договор на предоставление простой неисключительной лицензии, полученные права не имеют признаков нематериальных активов, определенных ст. 257 НК РФ.
Заметим, если по договору на приобретение прав на использование музыкальных произведений оплата производится периодически в течение срока действия договора, то у организации-пользователя в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ есть все основания исключить из состава амортизируемого имущества приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Как учитывать при налогообложении платежи за пользование последними? Ответ дан в п. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие платежи учитываются в текущем периоде в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2007 N 09-14/006377).
Завершая разговор о налоге на прибыль, упомянем Письмо Минфина РФ от 25.09.2007 N 03-03-06/1/694. В нем рассмотрена ситуация, когда ресторан, бар или кафе непосредственно сотрудничают с музыкальным коллективом. Расходы на оплату его выступлений организация может учесть при налогообложении прибыли, при условии подтверждения их экономической обоснованности. Как выполнить это условие, чиновники не поясняют. Рекомендации представлены в Письме ФНС РФ от 20.07.2007 N СК-9-02/110: единственным условием признания расходов (в том числе платежей за пользование результатами интеллектуальной деятельности) является их направленность на получение дохода. Иными словами, должна прослеживаться связь осуществленных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода, что дает право признать расходы экономически обоснованными и учесть их при налогообложении прибыли.
Об исчислении ЕСН
Объектом обложения ЕСН являются выплаты и вознаграждения, начисляемые и уплачиваемые физическим лицам на основании заключенных с ними авторских договоров (п. 1 ст. 236 НК РФ). Когда организация, использующая музыкальные произведения, заключает лицензионный договор непосредственно с автором, то вопросов не возникает - она становится плательщиком ЕСН с сумм выплачиваемого автору вознаграждения.
Кому начислять ЕСН, если пользователь музыкального произведения заключил лицензионное соглашение с организаций, управляющей авторскими правами? В письмах от 23.10.2006 N 03-05-02-04/164, от 19.10.2006 N 03-05-02-04/161 финансовое ведомство указывает, что плательщиком ЕСН является пользователь авторских прав, в нашем случае - ресторан, кафе или бар. Почему не организация, управляющая правами авторов на коллективной основе? Потому что авторы не связаны с ней ни трудовыми, ни гражданско-правовыми договорами. В свою очередь, договор, по которому автор передает в коллективное управление имущественные права на произведение, не является авторским. Это говорит о том, что авторское вознаграждение, поступившее от пользователей музыкальных произведений, не признается у управляющей организации объектом обложения ЕСН.
Требования финансового ведомства трудновыполнимы. Напомним, что ЕСН начисляется на выплаты и вознаграждения физическим лицам. В каком порядке начислять налог, если авторские вознаграждения в заключенном с управляющей организацией лицензионном соглашении не персонифицированы? К сожалению, чиновники не дают ответа на этот вопрос. Более того, в Письме от 06.09.2007 N 03-04-06-02/185 они высказывают совершенно противоположное мнение. Способ использования имущественных прав - автором или организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе, не изменяет предмет договора о передаче имущественных прав.
С авторского вознаграждения, перечисляемого в пользу автора (правообладателя) по лицензионному соглашению, заключенному с управляющей правами организацией, должен уплачиваться ЕСН. Его неуплата ведет к ликвидации источника пенсионного, социального и медицинского обеспечения авторов произведений. Иными словами, чиновники недвусмысленно намекают, что ЕСН должен кто-то платить: либо пользователь, либо управляющая авторскими (смежными) правами организация. В связи с тем, что разъяснение адресовано данной организации, выводы об уплате ЕСН касаются ее, а не пользователей музыкальных произведений.
Такой подход более последователен: пользователь уплачивает "развлекательный" налог - лицензионные платежи, а управляющая авторскими (смежными) правами организация - вознаграждения авторам (исполнителям) и ЕСН. К сожалению, в рассмотренном разъяснении финансового ведомства об этом прямо не сказано, а суды на этот счет не высказывались, поэтому вопрос начисления и уплаты ЕСН остается открытым.
О тех, кто платит единый налог
Организации гостиничного хозяйства могут воспользоваться преимуществами спецрежима. Прежде всего это небольшие придорожные гостиницы и кемпинги, применяющие УСНО. Могут ли они зачесть расходы, связанные с исполнением лицензионного соглашения на использование музыки, в уменьшение единого налога?
Обратимся к закрытому перечню расходов "упрощенцев - ст. 346.16 НК РФ. В нем поименованы периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Произведения науки, литературы и искусства (в том числе музыкальные произведения) относятся к результатам интеллектуальной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 8 ГК РФ). В связи с этим суммы вознаграждений, перечисляемые "упрощенцами" организациям, управляющим имущественными правами авторов произведений на коллективной основе, могут учитываться в составе расходов, уменьшающих полученные доходы.
У налоговиков не возникнет претензий, если авторские произведения будут использоваться в осуществляемой налогоплательщиками предпринимательской деятельности (Письмо Минфина РФ от 27.03.2006 N 03-11-04/2/68). Следует помнить об экономической обоснованности и документальном подтверждении периодических (текущих) платежей по авторским (лицензионным) договорам, в том числе перечисляемых через управляющую авторскими правами организацию, - на это обратили внимание "упрощенцев" финансисты в Письме от 07.03.2006 N 03-11-04/2/56.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", утрачивает силу с 01.01.2008.
*(2) Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав".
*(3) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(4) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ 09.12.1998 N 60н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"