г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А26-4834/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Тельминовой Н.Н., дов. от 22.06.2012 N 45
от ответчика: Черновой Т.Ю., дов. от 29.03.2012
Акинфина Н.И., дов. от 17.12.2010
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14949/2012) Петрозаводского муниципально-коммерческого банка в форме открытого акционерного общества "ОНЕГО" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 по делу N А26-4834/2012 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению Петрозаводского муниципально-коммерческого банка в форме открытого акционерного общества "ОНЕГО"
к Национальному банку Республики Карелия Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Петрозаводский муниципально - коммерческий банк в форме открытого акционерного общества "ОНЕГО" (далее - заявитель, ОАО Банк "ОНЕГО") обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Национальному банку Республики Карелия Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик, Национальный банк Республики Карелия, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 11.05.2012 N 86-12-Ю/0003/3140 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 86-12-Ю/0003 и представления N 86-12-Ю/0003/3130 от 11.05.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 28.06.2012 суд отказал ОАО Банк "ОНЕГО" в удовлетворении апелляционной жалобы.
ОАО Банк "ОНЕГО" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по делу N А26-4834/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО Банк "ОНЕГО" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 13.04.2012 из Росфинмониторинга в Национальный банк Республики Карелия поступила информация о выполнении кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
На основании поступившей информации административный орган установил, что ОАО Банк "ОНЕГО" при осуществлении внутреннего контроля, допустил нарушение порядка предоставления информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ при заполнении отдельных полей отчета направленного в виде электронного сообщения (ОЭС) 29.03.2012.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении ОАО Банк "ОНЕГО" протокола об административном правонарушении от 28.04.2012 N 86-12-Ю/003/1020, действия которого квалифицированы административным органом по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 11.05.2012 N 86-12-Ю/0003/3140 производство по делу об административном правонарушении N 86-12-Ю/0003, возбужденному в отношении ОАО Банк "ОНЕГО" было прекращено, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В адрес ОАО Банк "Онего" административным органом внесено представление N 86-12-Ю/0003/3130 от 11.05.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением Национального банка Республики Карелия, ОАО Банк "ОНЕГО" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив наличие события и вины ОАО Банк "ОНЕГО" в совершении вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО Банк "ОНЕГО".
Из части 6 статьи 210 АПК РФ следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).
В статье 3 Закона N 115-ФЗ указано, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации.
Таким образом, на заявителя на основании статьи 5 Закона N 115-ФЗ распространяются требования указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, в связи с чем, кредитные организации обязаны осуществлять обязательные процедуры внутреннего контроля в соответствии с вышеприведенным Законом.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) установлен порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Согласно пункту 1.1 главы 1 Положения N 321-П под отчетом в виде электронного сообщения (ОЭС) понимается сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. Описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению (пункт 2.5 Положения N 321-П).
Пунктом 1 Приложения 3 к Положению N 321-П предусмотрено, что заполнение полей записи DBF-файла проводится в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами. Кредитная организация подготавливает информацию для передачи в уполномоченный орган в виде файла формата DBF в кодировке DOS. Наличие "пустых" записей в DBF-файле не допускается. Наличие всех полей записи и соответствие типов полей структуре DBF-файла (приложение 4 к настоящему Положению) является строго обязательным.
Из пункта 4.1 Положения N 321-П следует, что по результатам контроля уполномоченным органом каждого ОЭС формируется извещение в виде электронного сообщения (ИЭС), содержащее информацию о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об отдельных операциях, включенных в ОЭС, или ОЭС в целом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что при формировании сообщения от 29.03.2012 N 160 ОАО Банк "Онега" не была внесена информация в поля ОЭС "AMR_GO"* и "AMR _G3"** "Населенный пункт (город, ПГТ, сельский населенный пункт и т.п.)", в связи с чем сообщение не было принято Росфинмониторингом.
Пунктами 1.5.2, 1.5.3 Правил внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Президентом ОАО Банк "ОНЕГО" 16.12.2011, предусмотрено, что задачами правил внутреннего контроля Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются обеспечение полноты и своевременности представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ; обеспечение реализации и соблюдения всеми сотрудниками требований Закона N 115-ФЗ и иных нормативных актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как указано в оспариваемом постановлении, выявленный случай отбраковки ОЭС N 160 Росфинмониторингом свидетельствует о недоработке используемого кредитной организацией программного средства, поскольку оно не позволяет осуществить логический контроль, направляемых ОЭС по всем полям в автоматическом режиме. В рассматриваемом случае ОЭС N160, составленный Широковой Е.В., не был дополнительно проверен на предмет правильности и полноты заполнения полей, что свидетельствует об упущениях в осуществлении в ОАО Банк "ОНЕГО" процедуры контроля заполнения полей ОЭС в случае, если их логический контроль не может быть осуществлен путем использования программного средства.
Неисполнение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, свидетельствует о наличии в действиях ОАО Банк "ОНЕГО" события вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О вине ОАО Банк "ОНЕГО" в допущенном нарушении свидетельствует то, что оно имело возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не был надлежащим образом заполнен отчеты в виде электронного сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Доводы заявителя о том, что после получения ИЭС уполномоченного органа о непринятии ОЭС от 29.03.2012 N 160, им было сформировано в соответствии с пунктом 4.6 Положения N 321-П и направлено в уполномоченный орган в установленный пунктом 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ срок исправленное ОЭС, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения.
Также данное обстоятельство не свидетельствует и об отсутствии события правонарушения, так как в момент формирования ОЭС от 29.03.2012 N 160, незаполнение отдельных его полей, было совершено, т.е. объективная сторона вменяемого правонарушения - окончена, что ОАО Банк "ОНЕГО" не оспаривается и не опровергается.
В рассматриваемом случае ОАО Банк "ОНЕГО" не представлены доказательства того, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела состава вменяемого обществу правонарушения, в связи с чем доводы общества о незаконности оспариваемого постановления следует отклонить.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по делу N А26-4834/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО Банк "ОНЕГО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4834/2012
Истец: Петрозаводский муниципально-коммерческий банк в форме открытого акционерного общества "ОНЕГО"
Ответчик: Национальный банк Республики Карелия Центрального банка Российской Федерации, Центральный Банк РФ