Сверяемся по-старому на новых документах
Близится конец отчетного периода. Бухгалтеры многих компаний после составления отчетности за 9 месяцев идут в инспекцию с заявлением о проведении сверки расчетов. Это необходимо для того, чтобы убедиться в правильности отражения налоговых долгов. Недавно налоговое ведомство утвердило новый документ, которым оформляют результаты сверки.
Никаких разъяснений о том, как заполнять новый акт сверки расчетов, пока нет. А саму сверку проводят еще по старым правилам. Рассмотрим, что же необходимо знать в связи с последними изменениями. В настоящий момент порядок проведения сверки расчетов с бюджетом регулирует раздел 3 "старого" Регламента работы с налогоплательщиками.*(1)
При этом налоговая служба рекомендует оформлять результаты сверки на отмененных бланках. Например, применять следующие формы:
- "Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (краткий)";
- "Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (полный)"; - "Перечень документов по расчету с бюджетом";
- "Сведения о невыясненных платежах налогоплательщика".*(2)
Однако, в августе текущего года вышел приказ налоговой службы, который утвердил новый акт сверки расчетов.*(3) Он включает в себя два раздела, которые формируют отдельно по каждому виду налога и коду бюджетной классификации. В связи с выходом нового приказа инспекторам придется оформлять новый документ. То есть обязанность составления краткого и полного актов автоматически отпадает.
Порядок сверки на сегодня...
Разберемся, какой же порядок проведения сверки расчетов сохранился сегодня. В настоящее время ее проводят в обязательном порядке. Например:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками,
- когда компания переходит из одной налоговой инспекции в другую;
- когда компания ликвидируется или реорганизуется.
Если сверку проводят в обязательном порядке, то инспекция должна послать компании письменное уведомление о дате ее проведения. К приходу представителя фирмы инспектор формирует акт сверки расчетов. В нем указывают сумму недоимки или переплаты по налогам, пеням и штрафам, которые числятся на лицевом счете компании. В случае неявки представителя акт в 2-х экземплярах отправляют по адресу фирмы. В уведомлении сообщают о необходимости возврата одного из подписанных актов.
Компания сама может попросить провести сверку. Например, это необходимо для уточнения платежа, зачета или возврата переплаченного налога, оформления справки о состоянии расчетов с бюджетом. Заметим, что обязанность инспекции проводить сверку по желанию компании появилась только с начала этого года.*(4) Ранее кодекс не обязывал контролеров уточнять расчеты с фирмой по ее инициативе, что нередко приводило к отказу от сверки.
Чтобы провести добровольную сверку, фирма должна подать в свою инспекцию заявление. Его составляют в произвольной форме. В нем следует привести реквизиты компании. Также следует указать дату сверки, способ получения документов (лично или почтой) и вид налога, по которому компания желает свериться. Что если не все из перечисленного указать в заявлении? Отвечая на этот вопрос, поделимся некоторыми правилами: если не указан способ получения результатов сверки, то по умолчанию их отправляют компании почтой заказным письмом; если отсутствует дата проведения сверки, то ее могут назначить в день поступления заявления; если не перечислены виды налогов, по которым надо проверить данные, то сверку могут провести по всем налогам; инспекция проводит сверку по документам, которые поступили на дату ее проведения. Некоторые считают, что заявление нужно составить по форме, которая утверждена отмененным Регламентом. На наш взгляд, это не обязательно и не удобно. В этой форме требуется указывать некоторые лишние данные. В частности, дату и период проведения предыдущей сверки с номером и датой акта. Эта информация на сегодняшний момент не играет никакой роли, зато может усложнить работу бухгалтера. В любом случае заявление заполняют в двух экземплярах. Если вы отдаете его в инспекцию лично, то попросите поставить отметку о принятии.
Из истории вопроса
Не так давно был утвержден Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Он вступил в силу с 1 апреля 2007 года. В новом Регламенте несколько изменили алгоритм проведения сверки и порядок оформления ее результатов. Также разработали новые документы, например, заявление на проведение совместной сверки.
Однако "прожил" новый порядок недолго. 25 апреля этого же года Регламент отменили. В результате не осталось ни одного официально действующего документа, которым необходимо руководствоваться при проведении сверки. Пока в мае не вышло письмо налоговой службы, что совместную сверку расчетов надо проводить по старым правилам.
Получив заявление, инспектор в течение пяти рабочих дней должен составить акт сверки по новой форме.*(5)
В настоящий момент не утвержден порядок заполнения отдельных разделов обновленного акта. Однако заметим, что новый документ очень похож на краткий и полный акты, принятые ранее. По данным редакции, в настоящее время при заполнении нового документа действует старый порядок. То есть тот, который распространялся на краткую и полную формы актов. При этом в качестве краткой выступает первый, а в качестве полного - второй раздел документа.
Итак, контролер по истечении 5 дней со дня получения заявления оформляет 1 раздел Акта. Если никаких расхождений с данными инспекции нет, то вам необходимо его подписать. А также поставить на документе отметку "Согласовано без разногласий". Причем, сейчас эта отметка не лишает компанию права провести повторную сверку по этим же налогам за те же сроки. Контролер также должен подписать акт. После чего один экземпляр передают компании, другой остается в инспекции. Вся эта процедура не должна превышать десять рабочих дней. Правда при одном условии: если несовпадений в акте нет.
Бывает, что сведения компании и налоговой инспекции не стыкуются. Тогда процедура сверки усложняется и срок ее проведения увеличивается до 15 дней. В этом случае компания ставит в 1 разделе акта отметку "Согласовано с разногласиями", в столбце 4 указывает свою сумму и передает документ в инспекцию.
Контролер, получив такой акт, не позднее следующего дня должен составить ряд служебных записок.
Из документа
При поступлении краткого акта сверки расчетов с отметкой "согласовано с разногласиями" и подписью налогоплательщика должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками не позднее рабочего дня, следующего за днем получения, формирует с помощью программного обеспечения и направляет в структурные подразделения инспекции ФНС России (к компетенции которых относятся вопросы ввода и обработки данных, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, учета налоговых поступлений, начислений по камеральным и выездным проверкам) служебные записки с информацией о необходимости проверки данных информационных ресурсов, в соответствии с которыми формируются краткий и полный акты сверки, с указанием видов налогов и КБК, по которым налогоплательщиком заявлены разногласия.
Письмо ФНС от 08.05.2007 г. N СК-6-25/375@"
То есть инспектор проверяет все данные по налогам, по которым заявлены разногласия. На проверку отводится еще пять дней. По ее результатам составляют служебные записки об отсутствии либо устранении ошибок. После этого контролеры заполняют графу "Данные налогового органа" второго раздела акта сверки и передают компании два экземпляра этого документа, а также данные о невыясненных платежах.
Руководителю ИФНС N 4 по г. Москве
от ООО "Волга", ИНН 77042598567
КПП 770401001
Способ получения: почтовым отправлением
Заявление
Прошу провести совместную сверку расчетов по налогу на добавленную
стоимость обязательной инвентаризации расчетов.
Руководитель
ООО "Волга": Беляев Е.Д. Беляев
Фирмы рассматривают их в течение пяти рабочих дней. Заметим, что в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов по почте.
После рассмотрения 2-го раздела акта сверки компания должна его подписать и вернуть один экземпляр в инспекцию лично или по почте. При этом у фирмы есть два варианта: - можно вернуть акт с пометкой "разногласия устранены" в конце документа, - или вернуть акт, заполнив при этом графу 3 "Данные налогоплательщика". К акту необходимо приложить копии документов, которые подтверждают начисление и уплату налогов. Например, деклараций, платежных и инкассовых поручений и проч. Инспекторы в свою очередь должны изучить полученные данные и сверить их со своей информацией.
По результатам данных обеих сторон в конце документа указывают разногласия, которые были выявлены в процессе сверки, и их причины. После чего стороны отражают свои предложения, как можно их устранить.
Если выявлена ошибка, которую допустила налоговая инспекция, то изменения в лицевые счета вносят контролеры. Если же ошибки выявлены в данных компании, то налоговая направляет ей уведомление о перечне ошибок, обнаруженных при сверке. На основании этого документа фирма их исправляет.
Случается, что работники инспекции не признают свои ошибки. В этом случае первоначально составленный первый раздел Акта сверки они не меняют. А фирме отправляют уведомление с указанием на то, что при проведении сверки расчетов с бюджетом была выявлена ошибка компании. В этой ситуации свою правоту вам придется доказывать в суде.
Раздел 2
Акта совместной сверки расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам N 215
Форма по КНД 1160070
/-----------\
Стр. |0 |0 |0 |7 |
\-----------/
Вид налога (сбора): Налог на добавленную стоимость | ||
КБК: 18210301000010000110 | OKATO: 45286590000 | КПП: 770401001 |
Наименование сверяемых данных | Данные налогового органа |
Данные налогоплательщи- ка |
Расхождения ("+"; "-") |
Результаты совместной сверки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
"..." 3. Сальдо на конец сверяемого периода |
|||||
3.1 | Задолженность всего: | 57 678,20 | 1792,78 | - 55 885,42 | |
3.1.1 | налог (сбор) всего: | 57 500,00 | 1790,00 | - 55 710,00 | |
в том числе: | |||||
3.1.1.1 | недоимка | 57 500,00 | 1790,00 | - 55 710,00 | |
"..." | |||||
3.1.2 | пеня всего: | 178,20 | 2,78 | - 175,42 | |
в том числе: | |||||
3.1.2.1 | задолженность (кроме отсро- ченных, приостановленных к взысканию, реструктуризиро- ванных платежей) |
178,20 | 2,78 | - 175,42 | |
"..." |
В результате проведенной совместной сверки По данным налогового органа
расчетов выявлены следующие разногласия: сумма задолженности по налогу и
пени на добавленную стоимость
превышает сумму налога по
данным налогоплательщика на
55 885,42 рубля.
Объяснения причин разногласий: На лицевой счет налогоплатель-
щика не зачислена сумма налога,
перечисленная по платежному
поручению N 168 от 27.09.2007 г
Документ оформлен правильно.
Предложения налогового органа: Зачислить на лицевой счет сумму
налога по платежному поручению
N 168 от 27.09.2007 г.
Предложения налогоплательщика Пересчитать сумму задолженности
по налогу и пени по ним.
Указать: в результате проведенной В результате проведенной
совместной сверки расчетов расхождения совместной сверки расчетов
устранены или не устранены. В случае, расхождения устранены.
если не устранены - указать причину.
Должностное лицо налогового органа,
проводящее сверку расчетов Смирнова / Е.В. Смирнова 17.10.2007
-------------------------- ------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Налогоплательщик Беляев / Е.Д. Беляев 17.10.2007
-------------------------- ------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС России от 09.09.05 г. N САЭ-3-01/444
*(2) Письмо ФНС от 08.05.2007 г. N СК-6-25/375@
*(3) Приказ ФНС России от 20.08.2007 г. N ММ-3-25/494@
*(4) пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ
*(5) Приказ ФНС России от 20.08.2007 г. N ММ-3-25/494@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.