г. Красноярск |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А33-1150/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Зоркиной И.В., представителя по доверенности N 70-55/100 от 23.05.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник": Босс Е.П., представителя по доверенности от 06.06.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник" (ОГРН 1122450000452, с. Дзержинское Красноярского края)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 мая 2012 года по делу N А33-1150/2012, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Мокрый Ельник" (ИНН 2410001467, ОГРН 1022400648621) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, ИНН 1042402980290) о признании незаконным отказа Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности сельскохозяйственного производственного кооператива "Мокрый Ельник" на сооружение -железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, выраженного в сообщении от 21.10.2011 г. за N 16/025/2011-227; об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, на основании договора купли-продажи за N 28а от 04 июня 2001 года, от Открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Мокрый Ельник".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 мая 2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Исходя из положений абзаца 9 и абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации заявитель полагает, что в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права (абз.9), и если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом для государственной регистрации прав (абз. 10), в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Перечень документов необходимых для государственной регистрации права определен ст. ст. 16, 17, 18 Закона о регистрации, вместе с тем в силу абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Заявитель считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на отсутствие сведений о праве собственности продавца в ЕГРП со ссылкой на абзац 3 пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации, которая предусматривает возможность государственной регистрации перехода права на объект недвижимости при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП, поскольку в нашем случае право собственности продавца возникло с 18.03.1992, в результате преобразования государственного предприятия в порядке приватизации спорный объект недвижимости перешел в собственность продавца в силу установленных законом оснований.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года в отсутствие возражений иных лиц произведена замена сельскохозяйственного производственного кооператива "Мокрый Ельник" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление) представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению Управления отказ в регистрации перехода права является обоснованным, так как на регистрацию не представлены документы, подтверждающие ранее возникшие права ОАО "Канское хлебоприемное предприятие", представленные в суд документы регистрирующему органу не представлялись, а представленные в суд не подтверждают ранее возникшее право, не представлено заявление продавца.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: договора N 3/821 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 18.03.2005, дополнительного соглашения к договору N 3/821 от 15.06.2012, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 09.08.2012 N 16/014/2012-91, письмо Канского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю N 16/2180 от 08.08.2012, технического паспорта подъездного пути СПК "Мокрый Ельник" от 12.06.2004, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом Красноярского края N634 от 08.10.2004, письмо N 141 от 25.06.2003, технический паспорт сооружения "Железнодорожный путь необщего пользования" от 06.04.2007.
Поскольку указанные документы представлены в обоснование обстоятельств, которые должны быть исследованы в рамках заявленного предмета иска, судом первой инстанции данные обстоятельства не исследовались, указанные документы приобщены к материалам дела апелляционным судом на основании пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Канское хлебоприемное предприятие" (продавец) и сельскохозяйственный производственный кооператив "Мокрый Ельник" (покупатель) подписали договор купли-продажи от 04.06.2001 N 28а, в соответствии с пунктом 1.1. которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять сооружение -железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 902 до упора, по адресу: г. Канск, п. Дальний (территория бывшей Хлебной базы (ХПП).
Вышеуказанный объект расположен на земельном участке общей площадью 134205,47 кв.м., по адресу: г. Канск, территория хлебной базы, расположенной в 1,2 км. на запад от ж.д. вокзала станции Канск-Енисейский, принадлежащий продавцу на праве бессрочного (постоянного) пользования, что подтверждается Свидетельством N 23330 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 10.11.1993 (пункт 1.2. договора).
Пунктом 1.3. договора предусмотрено, что вышеуказанное недвижимое имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании плана приватизации, зарегистрированного финансовым управлением Администрации Красноярского края от 17.05.1994 N 19-1-П-608.
В соответствии с пунктом 2.1. договора за недвижимое имущество, указанное в пункте 1.1. договора, соглашением сторон договора установлена цена в сумме 100000 руб. с учетом НДС, которая является окончательной и изменениям не подлежит.
Передача недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1. договора, осуществляется в соответствии с передаточным актом, подписываемым сторонами, в известном покупателю качественном состоянии (как оно есть), пригодном для целей эксплуатации (пункт 3.1. договора).
Сооружение - железнодорожный путь необщего пользования передан продавцом в собственность покупателя по акту приема-передачи от 04.06.2001.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 04.06.2001 N 194 на сумму 100000 руб. сельскохозяйственный производственный кооператив "Мокрый Ельник" оплатил недвижимое имущество по договору купли-продажи от 04.06.2001 N 28а.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 17.09.2009 N 1687 открытое акционерное общество "Канское хлебоприемное предприятие" ликвидировано вследствие банкротства, дата снятия с учета в налоговом органе - 17.04.2007.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Мокрый Ельник" 25.08.2011 обратился в Канский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение "железнодорожный путь необщего пользования" по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, 1 "Б", соор. 2.
Согласно заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Мокрый Ельник" от 25.08.2011 и расписке регистрирующего органа, для регистрации права собственности на сооружение "железнодорожный путь необщего пользования" по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, 1 "Б", соор. 2, заявителем были представлены: договор купли-продажи от 04.06.2001 N 28а, квитанция от 04.06.2001 N 194, технический паспорт от 25.09.2007, постановление администрации г. Канска от 24.07.2007 N 1540, уведомление от 16.03.2009 N 1263755, выписка из протокола от 24.08.2007 N 18, протоколы общего собрания членов СПК "Мокрый Ельник" от 06.04.2001, от 01.11.2009 N 23, от 06.09.2007 N 20, платежное поручение от 23.08.2011 N 237, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ от 17.09.2009 N 1687, выписка из ЕГРЮЛ от 25.07.2011 N 2381, изменение в устав N 2, изменение в устав N 3, свидетельство о постановке на усеет в налоговом органе с указанием ИНН от 05.11.2002 N 000620543, свидетельства о внесении записей в ЕГРЮЛ от 13.03.2009 N 005151571, от 14.10.2002 N и000620028, от 23.01.2004 N 000881447, от 28.08.2007 N004958561, от 30.08.2007 N 004958569, от 13.09.2007 N 004958618, устав от 06.04.2001, акт приема-передачи от 01.11.2006, выписка из ЕГРЮЛ от 14.02.2011 N 320, кадастровый паспорт здания от 27.12.2010.
Уведомлением от 23.09.2011 N 16/025/2011-227 Канский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации права на указанное здание в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствует запись о регистрации права за открытым акционерным обществом "Канское хлебоприемное предприятие" на указанный объект, заявление и необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникших прав за указанным лицом в регистрирующий орган не представлены.
В сообщении от 21.10.2011 N 16/025/2011-227 Канский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказал заявителю в регистрации права на основании абзаца 9,10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно свидетельству от 10.11.1993 N 23330 Канскому хлебоприемному предприятию предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 134205,47 кв.м. по адресу: г. Канск, территория хлебной базы, расположенной в 1,2 км. на запад от ж.д. вокзала станции Канск-Енисейский.
Финансовым управлением администрации Красноярского края 17.05.1994 за N 19-1-П-608 зарегистрирован план приватизации, из которого следует, что открытое акционерное общество "Канское хлебоприемное предприятие" создано на базе государственного предприятия - Канское хлебоприемное предприятие.
Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 24.07.2007 N 1540 объекту недвижимости - сооружению - железнодорожному пути необщего пользования, 1980 года постройки, общей протяженностью 242,5 м. присвоен следующий адрес: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение N 2.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель просил признать отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в регистрации права собственности на сооружение -железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, выраженного в сообщении от 21.10.2011 г. за N 16/025/2011-227; об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, на основании договора купли-продажи за N 28а от 04 июня 2001 года, от открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Мокрый Ельник".
Отношения сторон возникли по поводу государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и Гражданским кодексом Российской Федерации. Соответственно, права и обязанности, а также законные и правомерные действия установлены в указанных нормативных актах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также -государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок проведения государственной регистрации прав определен в статье 13 Закона о регистрации:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном статьей 13 Закона о регистрации прав, и включает стадию проведения правовой экспертизы документов, целью которой является определение возможности совершения юридического акта признания права (наличия, возникновения, передачи, прекращения). Таким образом, государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Данные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В сообщении от 21.10.2011 N 16/025/2011-227 Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (Канский отдел) отказало заявителю в регистрации права на основании абзаца 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде (пункт 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 2, пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации).
В обоснование отказа на основании абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации регистрирующий орган в оспариваемом сообщении указал, что в течение срока государственной регистрации в регистрирующий орган не представлены документы, подтверждающие права продавца на недвижимое имущество, необходимые для государственной регистрации прав, а также заявление продавца - открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости и государственной регистрации перехода права собственности, документы о полномочиях продавца открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие".
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из содержания статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Договор купли-продажи от 04.06.2001 N 28а, представленный как основание государственной регистрации перехода права, подписан сторонами после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации, следовательно, условия данного договора должны соответствовать требованиям данных нормативных актов.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 3 Закона о регистрации).
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 2 статьи 6 Закона о регистрации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 13 указанного Закона государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Исходя из положений пункта 63 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества от одного правообладателя к другому в Единый государственный реестр должны быть внесены сведения о прекращении права на объект недвижимого имущества у прежнего правообладателя в связи с его переходом к новому правообладателю, что предполагает обязательность внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о праве прежнего правообладателя на отчуждаемый объект недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исходя из абзаца девятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании отказа незаконным суд первой инстанции исходил из того, что заявителем на государственную регистрацию документы о ранее возникших правах открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" на спорный объект недвижимого имущества в течение срока, на который приостановлена государственная регистрация, не представлялись, с заявлением о регистрации ранее возникшего права никто не обращался.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что отказ в удовлетворении требования заявителя по формальным основаниям не обеспечивает должной защиты права участника гражданского оборота. Необходимость исследования и оценки представленных в материалы дела плана приватизации Канского хлебоприемного предприятия, утвержденного Председателем краевого комитета по управлению госимуществом 12.05.1994, акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной по требованию об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию перехода права собственности (Постановление N 14397/11 от 3 апреля 2012 года).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения (части 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации прав).
Кроме того, правовой подход, содержащийся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривая обязанность суда проверить исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате, исходит из того, что суд восстанавливает обстоятельства, о наличии которых вправе заявить только отчуждатель (предыдущий правообладатель).
Поскольку покупатель не является правообладателем ранее возникшего права, он не является субъектом, правомочным выразить волю на регистрацию данного права, отсутствие заявления предыдущего правообладателя, является тем препятствием, которое может быть устранено судом при исследовании правоустанавливающих документов, представленных в дело.
Доводы регистрирующего органа о том, что представленные в дело документы не подтверждают ранее возникшее право собственности продавца - открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" на спорное имущество, подлежат отклонению.
В соответствии с действующим на момент приватизации государственного предприятия "Канское хлебоприемное предприятие" законодательством план приватизации предприятия определял способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества, рекомендуемую форму платежа (расчетов) (часть 6 статьи 14 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации").
В соответствии с Типовым планом приватизации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 1992 года N 547; Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества и Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года N 66, состав и величина уставного капитала приватизируемого предприятия определялись в соответствующих актах оценки имущества, которые являлись приложениями к плану приватизации. В состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 года, являющемуся приложением N 1 к плану приватизации государственного предприятия "Канское хлебоприемное предприятие", утвержденному Красноярским краевым комитетом по управлению госимуществом, в состав приватизированного имущества включено железнодорожное полотно протяженностью 1 км 1980 года ввода в эксплуатацию (пункт 425, л.д. 36 том 1).
В приложении N 3 Указа Президента РФ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29.01.1992 N 66, указано, что со дня регистрации общества государственное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс общества, и составляет уставный фонд акционерного общества.
Таким образом, ОАО "Канское хлебоприемное предприятие" с момента его регистрации является собственником железнодорожного полотна протяженностью 1 км, поэтому вправе было распорядиться его частью.
Довод об отсутствии связи между правоустанавливающими документами ОАО "Канское хлебоприемное предприятие" и спорным объектом недвижимости опровергается следующим.
Адрес подразделения Канского ХПП "Хлебная базаN 16, пос. Дальний", указанный на первой странице Плана приватизации (л.д. 22 том 1) соответствует адресу спорного объекта как в договоре купли-продажи, так и в акте приема-передачи железнодорожного пути от 04.06.2001.
В договоре купли-продажи от 04.06.2001 N 28а (л.д. 18 том 1) объект недвижимости определен как железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 902 до упора, по адресу: г. Канск, п. Дальний (территория бывшей Хлебной базы ХПП). В пункте 1.3. имеется ссылка на План приватизации, как на документ, подтверждающий право собственности продавца.
Позднее постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 24.07.2007 N 1540 объекту недвижимости - сооружению - железнодорожному пути необщего пользования, 1980 года постройки, общей протяженностью 242,5 м. присвоен следующий адрес: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение N 2 вместо адресного ориентира г. Канск, пос. Дальний (л.д. 111). Выписка из реестра объектов капитального строительства от 25.09.2007 выдана с учетом указанного документа.
В силу статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В пункте 1.2. договора купли-продажи от 04.06.2001 указано, что объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 134 205,47 кв.м. по адресу: г. Канск, территория хлебной базы, расположенной в 1,2 км на запад от ж.д. вокзала станции Канск-Енисейский, принадлежащей продавцу на праве бессрочного (постоянного) пользования, что подтверждается свидетельством N 23330 на право собственности на землю, бессрочного пользования землей от 10.11.1993.
Указанные документы представлены в материалы дела (л.д. 107-110), из которых следует, что земельный участок указанной площадью расположен в 1,2 км на запад от ж.д. вокзала станции Канск-Енисейский.
Из пункта 2.2. договора купли-продажи от 04.06.2011 следует, что покупатель исполнил свою обязанность по оплате имущества. В материалы дела представлена квитанция к приходному кассовому ордеру N 194 от 04.06.2001 (л.д. 89 том 1).
В подтверждение фактического владения спорным имуществом, заявителем представлен договор N 3/821 от 18.03.2005, заключенный на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ОАО "Российские железные дороги".
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Поскольку содержанием участия продавца в государственной регистрации перехода права собственности является также подача заявления о регистрации ранее возникшего права, правовая позиция, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применима в случае отсутствия регистрации ранее возникшего права продавца на проданное имущество.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что ссылка на План приватизации имеется в договоре купли-продажи от 04.06.2001, апелляционный суд принимает довод заявителя о том, что обязанность по предоставлению документов в обоснование ранее возникшего права продавца законом на покупателя не возложена, в связи с чем отказ в регистрации перехода права в связи с отсутствием таких документов не может быть обоснован со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 17.09.2009 N 1687 открытое акционерное общество "Канское хлебоприемное предприятие" ликвидировано вследствие банкротства, дата снятия с учета в налоговом органе - 17.04.2007.
Согласно представленному в материалы дела уведомлению от 09.08.2012 N 16/014/2012-91 на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт ликвидации продавца открытого акционерного общества "Канского хлебоприемного предприятия", исполнение сторонами договора купли-продажи от 04.06.2001 N 28а, наличие у продавца права собственности на момент отчуждения имущества, а также отсутствие притязаний третьих лиц на приобретенное имущество, в связи с чем, руководствуясь статьями 218, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в пункте 62 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, учитывая недопустимость формального подхода при рассмотрении требований о защите права собственности, апелляционный суд полагает подлежащими удовлетворению требования общества с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник".
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности сделаны в связи с неправильным применением норм материального права, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 мая 2012 года по делу N А33-1150/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности сельскохозяйственного производственного кооператива "Мокрый Ельник" на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, выраженного в сообщении от 21.10.2011 г. за N 16/025/2011-227.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю произвести государственную регистрацию перехода права собственности на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования N 70, 1980 года ввода в эксплуатацию, общей протяженностью 242,5 м. от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 902 до упора, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 2, на основании договора купли-продажи за N 28а от 04 июня 2001 года, от открытого акционерного общества "Канское хлебоприемное предприятие" к обществу с ограниченной ответственностью "Мокрый Ельник".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1150/2012
Истец: ООО "Мокрый Ельник", СПХ "Мокрый Ельник"
Ответчик: Управление Росреестра по Красноярскому краю