г. Самара |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А72-3653/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Селиверстовой Н.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тишаковой Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2012 года в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июля 2012 года по делу NА72-3653/2012 (судья Абрашин С.А.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Сервис-К" (ОГРН 1057302013010, ИНН 7302029707), Ульяновская область, г. Димитровград,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), г. Москва,
к Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области (ОГРН 1057325033040, ИНН 7325053512), г. Ульяновск,
третье лицо - Министерство финансов Ульяновской области (ОГРН 1027301178860, ИНН 7325001151), г. Ульяновск,
о взыскании 119280 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Сервис-К" (далее - МУП "Сервис-К", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - первый ответчик) и к Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области (далее - второй ответчик) о взыскании с надлежащего ответчика за счет казны соответствующего публично-правового образования денежных средств в сумме 119280 руб. - в счет возмещения затрат, понесенных в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. при погребении умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 18.06.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2012 г. исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Сервис-К" взыскано 119280 руб. - в счет возмещения затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, 4578 руб. 40 коп. - в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины. В отношении Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области в иске отказано.
Первый ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Первый ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу первого ответчика - без удовлетворения. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе первого ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. МУП "Сервис-К", которое является специализированной службой по вопросам похоронного дела, были оказаны услуги по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Истцом оказаны услуги на общую сумму 119280 руб., что подтверждается отношениями Димитровградского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Ульяновской области, свидетельствами о смерти и справками о смерти вышеуказанных лиц (т. 1, л.д. 35-119).
Стоимость оказанных истцом услуг рассчитана в соответствии гарантированным перечнем услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области с учетом индексации согласно Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (28 безродных Х 4260 руб. =119280 руб.).
Полагая, что государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов не были возмещены расходы по погребению, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", МУП "Сервис-К", как специализированная служба по вопросам похоронного дела, должна оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны. Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов, связанных с погребением.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно норм статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.
Вывод суда первой инстанции о том, что реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, является правомерным. Следовательно, финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
Аналогичный вывод следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором указано, что при разрешении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ и услуг), судам надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В спорный период на указанные цели средства из федерального бюджета в бюджет Ульяновской области не передавались.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно руководствовался закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Довод первого ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" установлена обязанность специализированной службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших неустановленных лиц, на субъект Российской Федерации возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером), но, поскольку в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, взыскание понесенных истцом расходов должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств казны.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое первым ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку первый ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июля 2012 года по делу N А72-3653/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.А. Морозов |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3653/2012
Истец: МУП "Сервис-К"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Ульяновская область в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области
Третье лицо: Министерство финансов Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16687/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-3653/12
24.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10250/12
20.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10534/12
13.07.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-3653/12