г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А26-10367/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Куклиной Ю.И.
при участии:
от истца: Бочинский О.А. доверенность от 16.07.2012 г., паспорт
от ответчика: Цуревская Н.Н. доверенность от 08.10.2011 г. N 176 (л.д. 51), паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16457/2012) Закрытого акционерного общества "Шуялес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2012 г. по делу N А26-10367/2011 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Закрытому акционерному обществу "Шуялес"
о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ОГРН: 1071001000828, место нахождения: 185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Андропова ул, 2/24 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Закрытому акционерному обществу "Шуялес", ОГРН: 1021001150345, место нахождения: 186130, Карелия Респ, Пряжинский р-н, Чална п, Первомайская ул, 11, А (далее - ЗАО "Шуялес", Общество) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского участкового лесничества по лесоустройству).
Арбитражный суд Республики Карелия решением от 17.01.2012 г. обязал Закрытое акционерное общество "Шуялес" в месячный срок с даты вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского участкового лесничества по лесоустройству) площадью 0,035 га, расположенную на арендованном ЗАО "Шуялес" лесном участке в месте примыкания к грунтовой дороге, ведущей от д. Киндасово к р. Сяпся.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение от 17.01.2012 г. отменить.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в материалах дела не имеется надлежащих доказательств проведения специальных лесопатологических обследований и результатов лесопатологического мониторинга, которые могли бы обосновать в установленном порядке назначение новых видов и объемов санитарно-оздоровительных мероприятий путем внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества и, после этого, в Проект освоения лесов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 г. решение суда от 17.01.2012 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2012 г. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя истца, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ЗАО "Шуялес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 26.12.2008 г. N 98-з, в соответствии с условиями которого в аренду последнему в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 157 577 га, расположенный в условном кадастровом квартале 10:21:00 00 00 Пряжинского кадастрового района на территории Койвусельгского (Колатсельского по лесоустройству), Нялмозерского, Пряжинского, Южно - Святозерского, Кашканского, Пряжинского (Киндасовского по лесоустройству), Святозерского, Ведлозерского и Койвусельгского участковых лесничеств.
Государственная регистрация сделки совершена 09.02.2009 г.
В период действия договора сотрудником Пряжинского участкового лесничества совместно с государственным инспектором по охране леса на территории арендуемого ответчиком участка, а именно в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского по лесоустройству) (привязка на местности - на лесном участке, примыкаемом к грунтовой дороге, ведущей от д. Киндасово до р. Сяпся) обнаружена свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,035 га, о чем составлен акт осмотра от 11.07.2011 г.
Претензией от 24.06.2011 г. N 1159, полученной Обществом 29.06.2011 г., Министерство потребовало от арендатора провести мероприятия по ликвидации данной свалки в срок до 11.07.2011 г.
Поскольку при повторном осмотре мест несанкционированных свалок бытовых отходов 28.11.2011 г. было установлено, что свалка не ликвидирована, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Министерства, признав их обоснованными.
Апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Пунктом 4 этих же Правил санитарной безопасности в лесах установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно- оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. N 523 (далее - Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий), выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно - оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с пунктом 4.4.13 договора от 26.12.2008 г. N 98-з аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Согласно пункту 5.2 "Мероприятия по защите лесов" Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду, для поддержания необходимого санитарного состояния на арендуемом участке предусматривается осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе включающих очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Между тем статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам).
Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины. Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.
Следовательно, судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о том, что на Обществе лежит обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на арендуемой им территории, в рамках исполнения обязанностей по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Данный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2011 г. по делу N А26-7988/2010, от 22.08.2011 г. по делу N А26-7922/2010).
Необоснованным является довод апелляционной жалобы о невозможности проведения ликвидации свалки без включения указанных работ в проект освоения лесов, поскольку, как указано выше, обязанность очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена законом.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 января 2012 года по делу N А26-10367/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10367/2011
Истец: ГУ Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Шуялес"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16457/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1875/12
25.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4149/12
17.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10367/11