г. Томск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А45-13464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Сухотиной В.М.
Судей: Кудряшевой Е.В. Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скороходовой И.В.
при участии:
от истца: Папка Е.А. по доверенности N ОГ-5353 от 09 апреля 2012 года, паспорт
от ответчика: Горбатенко Т.А. по доверенности N 6122/12 от 04 июня 2012 года
от третьих лиц: 1)Суханова И.В. по доверенности N 156 от 10 августа 2012 года; 2) Андреев И.В. по доверенности N 788/5 от 29 мая 2012 года, паспорт; 3) не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, Государственного автономного учреждения Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" (N 07АП-6866/12) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июня 2012 года по делу N А45-13464/2012 (судья Хорошуля Л.Н.)
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ОГРН 1095406019170)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (ОГРН 1035402457848),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску (с 01 августа 2012 года - Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области"), 2) Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 3) Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Новосибирского филиала
об обязании передать имущество в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилась в арбитражный суд с иском к Мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений об обязании передать в собственность Российской Федерации административное здание, расположенное по адресу: город Новосибирск, улица Коммунистическая, 41, по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску, Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Новосибирского филиала.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июня 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" обратились с апелляционными жалобами.
Департамент просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать. Полагает, что не соблюден порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность; передача имущества, закрепленного за государственным учреждением или предприятием, может быть осуществлена исключительно с согласия учреждения или предприятия; Департамент не обращался к истцу с предложением о передаче имущества в федеральную собственность, ГАУ НСО НПЦ возражает против передачи здания в федеральную собственность; здание является зданием-памятником областного значения и используется для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации, что также исключает возможность передачи его в федеральную собственность; часть здания используется ФГУП "Охрана", которое не является полицией.
В дополнении к апелляционной жалобе Департамент привел ссылки на судебную практику.
ГАУ НСО НПЦ просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указало, что ФГУП "Охрана" является коммерческой организацией, не входит в структуру органов и подразделений полиции; существовавшие договорно-арендные отношения носили исключительно гражданско-правовой характер; установленный законом порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность исключает любую возможность совершения такой передачи без согласия собственника имущества и обладателя иного вещного права на такое имущество, порядок применяется только при наличии перераспределения полномочий между органами субъекта Российской Федерации и федеральными органами власти; судом нарушены нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения; решение нарушает единообразие применения закона.
В письменных пояснениях ГАУ НСО НПЦ более подробно изложило свою позицию по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Дополнительно указало, что отделом вневедомственной охраны не подтверждена возможность федерального финансирования в последующие годы необходимых реставрационных работ на объекте культурного наследия, отказ в передаче здания в федеральную собственность не был произвольным и безосновательным.
ТУ ФАУГИ, ОВО УМВД в отзывах на апелляционные жалобы их доводы не признали, считают решение суда законным и обоснованным. Пояснили, что закон не предусматривает выделение денежных средств на оплату арендной платы и не допускает аренду недвижимого имущества федеральными органами исполнительной власти, выделение средств на содержание здания возможно только в случае, если здание будет передано в федеральную собственность; ответчик выразил свое намерение и согласие передать здание на безвозмездной основе и на неограниченный срок; меры по передаче имущества в федеральную собственность ответчиком и третьим лицом приняты не были; у ответчика и третьего лица отсутствовало право на сдачу имущества в аренду; ФГУП "Охрана" организует и координирует взаимодействие своих филиалов с подразделениями органов внутренних дел по обеспечению охраны и безопасности имущества физических и юридических лиц.
ФГУП "Охрана" в отзыве на апелляционную жалобу также просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ФГУП "Охрана", извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представители Департамента, ГАУ НСО НПЦ в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб по изложенным основаниям, просили решение отменить, в иске отказать.
Представители ТУ ФАУГИ, ОВО УМВД просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель ОВО УМВД поддержала заявленное письменно ходатайство о его замене на правопреемника - Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" в связи с реорганизацией в форме слияния, произошедшей 01 августа 2012 года, представлены подтверждающие документы.
Другие участвующие в деле лица не возражали против удовлетворения ходатайства.
Апелляционный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену третьего лица Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску на его правопреемника Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в собственности Новосибирской области находится административное здание, расположенное по адресу: город Новосибирск, ул.Коммунистическая, 41 площадью 963,5 кв.м, принадлежит на праве оперативного управления ГАУ НСО НПЦ, о чем свидетельствуют выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 20 февраля 2012 года, свидетельства о государственной регистрации права от 14 июля 2000 года, 05 октября 2011 года (т. 1 л.д. 12, т. 2 л.д. 77, 78).
На основании охранно-арендных договоров N 25 от 01 февраля 2001 года, N 268 от 01 мая 2004 года, N 472 от 01 апреля 2005 года, N 177 от 16 марта 2006 года, N 154 от 16 февраля 2007 года, N 25 от 16 января 2008 года, договора аренды нежилых помещений N 794 от 02 декабря 2010 года ОВО при УВД Центрального района пользовалось указанным зданием площадью 963,5 кв.м, а с 01 марта 2007 года - помещениями в нем площадью 900,1 кв.м (т. 1 л.д. 143-152, т. 2 л.д. 1-39).
09 декабря 2011 года письмом N НК-18539/09 ТУ ФАУГИ обратилось в Департамент о рассмотрении вопроса о передаче спорного нежилого здания из государственной собственности Новосибирской области в федеральную собственность с целью последующего его закрепления на праве оперативного управления за ОВО УМВД по г. Новосибирску на основании Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации_" (т. 1 л.д 27).
Письмом от 17 января 2012 года N 264/1-08/12 Департамент сообщил, что проводится работа по заключению договора безвозмездного пользования с ОВО при УВД по г. Новосибирску на помещения площадью 900,1 кв.м, расположенные в указанном здании (т. 1 л.д. 28).
По договору N 257 передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества от 19 марта 2012 года ОВО УМВД РФ по г. Новосибирску приняло нежилые помещения общей площадью 900,1 кв.м в здании-памятнике по ул. Коммунистической, 41 в г. Новосибирске (т. 2 л.д. 64-72).
Полагая, что в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" здание должно быть передано в федеральную собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имущество, необходимое для обеспечения деятельности полиции, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, передается в федеральную собственность.
Апелляционный суд поддерживает данные выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2011 года (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ).
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность публичных образований передать указанное в части 9 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" имущество в федеральную собственность.
Между тем, специальный порядок передачи используемого полицией имущества в соответствии счастью 9 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", не установлен.
ОВО УМВД является государственным учреждением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" N 3-ФЗ от 07 февраля 2011 года и подпунктов 3-6 Положения "О вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 589 от 14 августа 1992 года входит в систему государственных органов исполнительной власти, является специальным субъектом правоотношений, через которые Российская Федерация реализует государственные функции по обеспечению безопасности, охраны собственности и общественного порядка, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на территории Центрального района города Новосибирска. Спорное имущество используется ОВО УМВД для обеспечения его деятельности.
Помещения N 18 на плане 2-го этажа и N 12 на плане 1-го этажа общей площадью 35,4 кв.м в спорном здании занимает ФГУП "Охрана" МВД РФ в лице Новосибирского филиала на основании договора аренды нежилых помещений N 309 от 31 мая 2012 года, заключенного с ГАУ НСО НПЦ сроком до 30 апреля 2012 года.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
ФГУП "Охрана" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 66 от 11 февраля 2005 года "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны и является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, физическую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны.
Учредителями ФГУП "Охрана" являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и МВД России.
В соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах; ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.
В соответствии с уставом ФГУП "Охрана" (утвержден Приказом МВД РФ от 16 марта 2007 года N 267 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации", Приказом МВД РФ от 13 мая 2011 года N 367 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации") предприятие находится в ведомственном подчинении МВД РФ, осуществляющего координацию, контроль и регулирование его деятельности. Целями деятельности предприятия являются: защита законных прав и интересов физических или юридических лиц, объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране; решение социальных задач; использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; выполнение работ и оказание услуг для нужд МВД России; получение прибыли; имущество, приобретенное предприятием за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступает в хозяйственное ведение предприятия.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, весь комплекс охранных услуг, который ранее предоставлялся подразделениями вневедомственной охраны, после создания ФГУП "Охрана" предоставляется двумя юридическими лицами - ОВО УМВД и ФГУП "Охрана".
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом; порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374.
Согласно выпискам из ЕГРП от 05 июля 2011 года, 24 августа 2011 года, ответа Департамента от 19 сентября 2011 года N 6921/1-08/12 спорное здание находится в собственности Российской Федерации.
17 октября 2011 года право собственности на здание зарегистрировано за Новосибирской областью.
Из представленной в материалы дела переписки сторон, третьих лиц следует, что на рабочей встрече 26 апреля 2011 года в Департаменте с участием заинтересованных лиц, в том числе ГАУ НСО НПЦ, принято решение об оформлении передачи здания в федеральную собственность при условии финансирования ремонтно-восстановительных и реставрационных работ здания.
Бюджетное финансирование ремонтно-восстановительных работ спорного здания подтверждено имеющейся в деле перепиской, в частности, письмами от 29 апреля 2011 года N 3099-08/12, 29 апреля 2011 года N 36/14-12, от 04 мая 2011 года N 57/3-196, от 08 ноября 2011 года N 57/3-515.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены ВС РФ 09 октября 1992 года N 3612-1) не содержат запрета на передачу объекта культурного наследия из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность и не исключают, в случае передачи, обязанности Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июня 2012 года по делу N А45-13464/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Е.В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13464/2012
Истец: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Ответчик: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области
Третье лицо: ГАУ Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области", ГАУ НСО "НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области", Отдел вневедомственной охраны Управления МВД России по г. Новосибирску, ФГУП "Охрана" МВД России в лице Новосибирского филиала
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
04.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6454/12
27.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6866/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13464/12