г. Владимир |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А43-31904/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2012
по делу N А43-31904/2011
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (Нижегородская область, г.Дзержинск, ИНН 5249079696, ОГРН 1055216607797) о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области" внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - Громовой С.Б. по доверенности от 15.02.2012 серии 52 АА N 0795800 сроком действия до 26.01.2012;
общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Сергеева В.В. по доверенности от 20.09.2012 сроком действия до 31.12.2012; Прокопенко С.А. на основании протокола N 12 общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" от 23.11.2010;
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество, ООО "Перспектива") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области" (далее - Кадастровая палата, Государственное учреждение, регистрирующий орган) о внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686, расположенного по адресу: 606000 Нижегородская область, г.Дзержинск, пер.Западный, д.5, в размере 12 805 000 рублей.
Решением от 31.05.2012 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области внести в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686, расположенного по адресу: 606000 Нижегородская область, г.Дзержинск, пер.Западный, д.5, равной рыночной стоимости в размере 12 805 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Кадастровой палаты и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Управление Росреестра, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в судебное заседание не направило.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2011 серии 52 АД N 09666 ООО "Перспектива" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 5732 кв.м, кадастровый номер 52:21:0000108:686, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации профилактория "Сокол" (нежилое отдельно стоящее здание) и спортивного корпуса (нежилое отдельно стоящее здание), расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, пер.Западный, д.5.
В 2006 году ТУ Роснедвижимости по Нижегородской области осуществляло мероприятия по переоценке земель города Дзержинска, результаты которой утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 29.10.2007 N 397 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 24.01.2005 N 6 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области".
Общество получило отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686 и обратилось в Управление Росреестра с заявлением о внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости обозначенного земельного участка с учетом произведенной переоценки.
Письмом от 19.10.2011 N 15/18071-КВ Управление Росреестра уведомило Общество об отказе во внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка, сообщив, что такие действия являются полномочиями Кадастровой палаты.
Полагая, что такие действия Управления Росреестра не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ООО "Перспектива" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.01.2005 N 6 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" и исходил из того, что регистрирующий орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права плательщика земельного налога, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются, и Общество не может воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ с учетом положений части 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ (земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.08.2011).
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела ООО "Перспектива" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 52:21:0000108:686, расположенный по адресу: 606000 Нижегородская область, г.Дзержинск, пер.Западный, д.5, и оно является плательщиком земельного налога.
Согласно отчету ООО "Центра экспертизы и оценки" N 2144 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686 по состоянию на 05.09.2011 рыночная стоимость данного земельного участка составляет 12 805 000 рублей.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие подвергнуть сомнению результаты этого отчета, его несоответствие требованиям действующего законодательства.
Кадастровая палата не воспользовалась правом, предусмотренным статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, и не заявляла ходатайство о проведении экспертизы отчета оценщика.
Руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что отчет ООО "Центра экспертизы и оценки" N 2144 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686 по состоянию на 05.09.2011 соответствует положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, 255, 256.
При установленных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000108:686 по состоянию на 05.09.2011 составляет 12 805 000 рублей, сведения о которой орган кадастрового учета должен внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кадастровой палаты признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2012 по делу N А43-31904/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственного кадастра освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2012 по делу N А43-31904/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31904/2011
Истец: ООО "Перспектива", ООО Перспектива г. Дзержинск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФБУ Кадастровая палата по Нижегородской области г. Н. Новгород
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области