г. Воронеж |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А14-11656/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2012.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Алфёровой Е.Е.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ляминой А.А.,
при участии:
от ЗАО "Молавтотранс": Захарова Д.О., представителя по доверенности N 2-11 от 21.03.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Захаровой С.В., представителя по доверенности N 57-д от 14.08.2012;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2012 по делу N А14-11656/2011 (судья Кривотулова Т.И.) по иску закрытого акционерного общества "Молавтотранс" (ОГРН 1023601545318) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области (ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254), третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, площадью 26 506 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 226, кадастровой стоимости в размере 41 413 000 руб., что соответствует рыночной стоимости указанного земельного участка, и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 562 за 1 кв.м площади; о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 41 413 000 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 562 руб. за 1 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, площадью 26 506 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 226,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Молавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Воронежской области об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, площадью 26 506 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 226, кадастровую стоимость в размере 41 413 000 руб., что соответствует рыночной стоимости указанного земельного участка, и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1 562 за 1 кв.м площади; о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 41 413 000 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 562 руб. за 1 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, площадью 26 506 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 226.
Определением от 30.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
Определением Арбитражного суда от 28.02.2012 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произведена замена Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Воронежской области" на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области (далее - ответчик (1)).
Определением от 23.03.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - ответчик(2)).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2012 по делу N А14-11656/2011 в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36 площадью 26 506 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 226 установлена кадастровая стоимость равная рыночной стоимости составляющей 41 413 000 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционного суда 28.09.2012 представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении вышеназванных лиц о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Молавтотранс" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и открытым акционерным обществом "Молавтотранс" был заключен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка N 2703/11-з от 26.09.2011, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель (истец по делу) принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из категории земли населенных пунктов, с кадастровым номером 36:34:0204002:36, находящийся по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой Дивизии, 226 общей площадью 26 506 кв.м.
Кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка утверждена постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" в сумме 74 082 944 руб. 70 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 794 руб. 95 коп. за кв.м. Эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
ЗАО "Финансовый Консалтинг" по обращению истца выполнило оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой Дивизии, 226. В соответствии с отчетом N 198/Р/11 об оценке рыночной стоимости от 20.09.2011 величина рыночной стоимости спорного земельного участка составляет 41 413 000 руб.
Данный отчет получил положительное экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
ЗАО "Молавтотранс" обратилось к ответчику (1) с заявлением от 12.10.2011 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 41 413 000 руб.
Письмом от 31.10.2011 ответчик (1) отказался внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. В качестве основания для отказа ответчик (1) указал на невозможность внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости на основании представленного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Молавтотранс" в арбитражный суд области с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из их правомерности.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Воронежской области были утверждены постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области". Срок его действия установлен с 01.01.2011.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В данном случае, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно представленному истцом отчету N 198/Р/11 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20.09.2011 стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0204002:36, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой Дивизии, 226 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка.
В соответствии с отчетом N 198/Р/11 от 20.09.2011 величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 41 413 000 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ). При рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы или о проведении иной независимой оценки заявлено не было и каких-либо доказательств в подтверждение несогласия с представленным истцом отчетом в материалы дела не представлено.
Требование заявителя жалобы о необходимости проведения экспертизы отчета N 198/Р/11 от 20.09.2011 оценщиком иной оценочной организации при наличии положительного экспертного заключения не может быть признано обоснованным.
Так, в силу статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 15.09.2010.
Из материалов дела следует, что внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Воронежской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, учреждение является организацией, подведомственной Управлению Росреестра по Воронежской области, осуществляющей функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
В связи с изложенным, довод заявителя жалобы о том, что филиал Управления Росреестра по Воронежской области не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судебной коллегией.
Ссылки заявителя жалобы о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка судебная коллегия находит несостоятельными, так как из постановления Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 усматривается, что для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
По мнению апелляционной инстанции, судом области нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителей жалоб, однако на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2012 по делу N А14-11656/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.Е. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11656/2011
Истец: ЗАО "Молавтотранс"
Ответчик: Управление Росреестра по ВО, Управление Росреестра по Воронежской обл., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" (в лице филиала по Воронежской обл.), ФГБУ "ФКП Федеральной службы гос.регистрации,кадастра и картографии" в лице ф-ла ФГБУ "ФКП Росреестра" по ВО
Третье лицо: ДИЗО Воронежской области, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии РФ