город Омск |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А46-23132/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7115/2012) закрытого акционерного общества "СИБИРЬ" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2012 по делу N А46-23132/2012 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "СИБИРЬ" (ИНН 5503011209, ОГРН 1025500976049) к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска, о признании недействительным решения от 19.03.2012 N 04-19-1/2 ДСП,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "СИБИРЬ" - Куксина М.В. по доверенности от 10.02.2012 сроком действия 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Долгих О.В. по доверенности от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска - Клепцова А.В. по доверенности от 06.08.2012 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
закрытое акционерное общество "СИБИРЬ" (далее по тексту - ЗАО "СИБИРЬ", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, налоговый орган) от 19.03.2012 N 04-19-1/2 ДСП об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.07.2012 по делу N А46-23132/2012 в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "СИБИРЬ" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "СИБИРЬ" на праве собственности и долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:12 01 01:0056, 55:36:12 01 01:0161, 55:36:12 01 01:0162, расположенные по адресу: город Омск, ул. Звездова, 129, д. 53.
УФНС России по Омской области проведена повторная выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления земельного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В ходе проверки установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2009 по делу N А46-7375/200 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровых стоимостей в отношении перечисленных выше земельных участков.
Руководствуясь данным судебным решением, ЗАО "СИБИРЬ" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год, исчислив налог исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (далее по тексту Указ N 110).
УФНС России по Омской области посчитало неправомерным расчет обществом земельного налога исходя из положений Указа N 110, так как, по мнению проверяющих, ЗАО "СИБИРЬ" должно было определить сумму земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области N 174-п).
По результатам проверки составлен акт от 10.02.2012 и, с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение от 19.03.2012 N 04-19-1/2 ДСП об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислены пени по состоянию на 19.03.2012 за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 152833,13 руб., а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 517492 руб. и уплатить вышеуказанные пени.
Не согласившись с решением УФНС России по Омской области обществом в Федеральную налоговую службу России была подана апелляционная жалоба.
Решением N СА-4-9/7398/@ от 03.05.2012 Федеральной налоговой службы России решение УФНС России по Омской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ЗАО "СИБИРЬ", считая решение УФНС России по Омской области не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика, исходил из того, что проверяющими правомерно были применены положения Постановления Правительства Омской области N 174-п.
При этом были отклонены доводы заявителя о невступлении в законную силу Постановления Правительства Омской области N 174-п по состоянию на 01.01.2008. Суд указал, что положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 НК РФ на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области 174-п.
Также судом было указано на несостоятельность довода заявителя относительно исключения показателей кадастровой стоимости на основании решения Арбитражного суда Омской области, поскольку объектом налогообложения является кадастровая стоимость, которая утверждена нормативным актом.
В апелляционной жалобе ЗАО "СИБИРЬ" просит решение суда первой инстанции отменить, считая выводы, изложенные в решении, ошибочными, не основанными на положениях действующего законодательства и разъяснений высших судебных органов.
Общество указывает, что в связи с принятием решения Арбитражного суда по Омской области от 10.06.2009 по делу N А46-7375/2009 из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков Общества, поэтому считает правомерным исчисление земельного налога за 2008 год, рассчитанного в соответствии с предыдущей кадастровой стоимостью, утверждённой Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Кроме того, податель жалобы, руководствуясь определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ, указывает на то, что Постановление N 174-п вступает в законную силу с 01.01.2009, и не распространяет свое действие на правоотношения 2008 года.
УФНС России по Омской области, а также Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - инспекция), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представили отзывы на апелляционную жалобу, которых изложили доводы об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований. Доводы указанных лиц сводятся к тому, что расчет и исчисление земельного налога общества за 2008 год подлежит с учетом положения Постановления Правительства Омской области N 174-п.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества, УФНС России по Омской области, а также инспекции, соответственно поддержавших ранее изложенные выше доводы и возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как уже было указано, общество обладает на праве собственности (в том числе долевой) земельными участками, расположенными на территории г. Омска
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", данные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 174-п во исполнение пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление Правительства Омской области N 174-п было опубликовано в издании "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007.
Налоговые органы в соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также Налоговым кодексом Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению, закреплению в государственном земельном кадастре экономических показателей кадастровой стоимости.
Налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из оспариваемого решения, при дополнительном определении налогового обязательства ЗАО "СИБИРЬ" по земельному налогу за 2008 год заинтересованное лицо исходило из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Омской области N 174-п, тогда как заявитель, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2008 год применил кадастровую стоимость в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, официально опубликованного 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
По результатам проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 НК РФ не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 НК РФ на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что о необоснованности применения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15932/10.
В названном Постановлении содержится вывод о том, что положения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу и применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году не могут.
Содержащееся в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Ссылка подателя жалобы на решение Арбитражного суда по Омской области от 10.06.2009 по делу N А46-7375/2009, на основании которого из ГКН исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков заявителя, не опровергает вышеизложенных выводов апелляционного суда и не свидетельствует о правомерности исчисления обществом земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Также не могут быть приняты во внимание доводы заявителя относительно неправомерного, по его мнению, начисления пени спорным решением. Как верно указано судом при разрешении данного довода, факт проведения выездной налоговой проверки инспекцией и отсутствие дополнительного начисления пеней по земельному налогу, не являются законным основанием для освобождения заявителя от начисления и уплаты пени по результатам повторной выездной налоговой проверки.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ЗАО "СИБИРЬ".
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Согласно платежному поручению N 257 от 19.07.2012 при обращении с апелляционной жалобой общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей должна быть возвращена ЗАО "СИБИРЬ" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СИБИРЬ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2012 по делу N А46-23132/2012 - без изменения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "СИБИРЬ" (ИНН 5503011209, ОГРН 1025500976049) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 257 от 19.07.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23132/2012
Истец: ЗАО "Сибирь"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6588/12
02.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7115/12
09.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7115/12
03.07.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23132/12