Платежки на зарплату
Начислена зарплата, рассчитаны "зарплатные" налоги, осталось совсем немного: оформить платежки и выдать зарплату или перечислить ее на карточки работников. Когда наступает обязанность по перечислению данных налогов? В чем особенности оформления платежных поручений на перечисление налогов на зарплату? Какие опасности подстерегают бухгалтера?
Согласно ст. 2 ТК РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договорами (ст. 136 ТК РФ). Сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса ТК РФ не устанавливает, они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договорами. Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме Роструда от 08.09.2006 N 1557-6.
Какие налоги предусмотрены при выплате зарплаты?
При общем режиме налогообложения на суммы зарплаты начисляются следующие налоги: НДФЛ, ЕСН, взносы на ОПС и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕСН состоит из платежей в федеральный бюджет, в ФСС, фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Вероятно, когда-нибудь сбудется мечта всех бухгалтеров и ЕСН станет действительно единым платежом.
Обратите внимание: в случае применения специальных режимов (в виде ЕСХН, ЕНВД, УСНО) при выплате зарплаты уплачиваются НДФЛ, взносы в ПФР (страховая и накопительная части) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сроки уплаты "зарплатных" налогов
Налог на доходы физических лиц
В соответствии со ст. 226 НК РФ предприятия, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ согласно ст. 224 НК РФ. Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент должен перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ. Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если общая сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина РФ от 05.06.2007 N 03-11-04/1/16).
В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается два раза в месяц: сроки выплат устанавливаются в соответствии с коллективным, трудовым договорами. Когда следует уплачивать НДФЛ?
Пунктом 2 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты (Письмо УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199). Следовательно, исчислять и перечислять НДФЛ с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца, не требуется. НДФЛ в этом случае удерживается и уплачивается в полном объеме в момент выдачи заработной платы за вторую половину месяца.
Единый социальный налог
В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи вносятся не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, рассчитанных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно его ст. 24 страхователи ежемесячно исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, определенной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 указанного закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Следовательно, исчисление и уплата страховых взносов производятся один раз по истечении каждого месяца. Обязанность уплаты страховых взносов с каждой промежуточной выплаты законодательством не установлена (Письмо УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199). Для организаций, применяющих спецрежимы, порядок уплаты страховых взносов в ПФР аналогичный (Письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2005 N 18-11/3/47804).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
Если зарплата выдана, но уплачены не все налоги
Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке "Задолженности по налогам в бюджет нет", а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете - одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Что происходит в этом случае?
Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.
Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Порядок заполнения платежных поручений
на уплату налогов на зарплату
Безналичные расчеты между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов устанавливаются ЦБ РФ Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение ЦБ РФ N 2-П). Заплатить налоги в бюджет организация может только через расчетный счет в банке, открытый на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Только физические лица могут заплатить налоги наличными деньгами.
Согласно п. 2.3 Положения ЦБ РФ N 2-П при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться в том числе перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Описание полей платежного поручения содержится в Положении ЦБ РФ N 2-П.
Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила).
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов РФ. В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации РФ не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа. Наличие в платежке незаполненных полей не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 01.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, поэтому бухгалтер должен очень внимательно относиться к оформлению платежного поручения особенно на уплату налогов в бюджет. Остановимся на отдельных моментах в заполнении платежек на зарплату, которые часто вызывают вопросы у бухгалтеров.
С 1 января 2006 года при перечислении платежей применяют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 N 152н. Рассмотрим основные требования к составлению расчетных документов, при этом остановимся особо на заполнении налоговых полей.
Поле 101 "Статус плательщика средств"
Данное поле обязательно для заполнения при осуществлении налоговых платежей, так как эта информация идентифицирует непосредственно плательщика, вносящего платеж. Поле 101 расположено в правом верхнем углу платежного поручения. Поля 104-110 заполняются в случае перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (налоги, сборы, штрафы, пени), если заполнено поле 101 "Статус плательщика средств". В соответствии с Приложением N 5 к Правилам поле 101 оформляется следующим образом:
Код статуса |
Статус лица, оформляющего платеж |
01 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Сборщик налогов и сборов |
04 | Налоговый орган |
05 | Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами) |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо, являющееся клиентом банка (владельцем счета) |
14 | Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ) |
15 | Кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета |
При перечислении "зарплатных" налогов организация указывает:
- код 02 - при перечислении НДФЛ (как налоговый агент);
- код 08 - при перечислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (как плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами));
- код 14 - при перечислении ЕСН (как налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам).
Заполнение полей 104 - 110
Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов и сборов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему РФ указывают информацию в полях 104-110 в соответствии с Правилами в порядке, установленном соответственно п. 3-9 Правил.
104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |
При невозможности указать конкретное значение показателя в полях 106-110 расчетного документа проставляется ноль ("0"). Рассмотрим данные поля подробнее.*(1)
Поле | Показатель | Примечание |
104 | Код бюджетной классифи- кации (КБК) |
В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ является цифровым кодом дохода и состоит из 20 знаков |
105 | Код ОКАТО муниципально- ного образования |
В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ*(1) |
106 | Основание платежа | Имеет 2 знака |
107 | Налоговый период | Содержит 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками (".") |
108 | Номер документа | |
109 | Дата документа | Состоит из 10 знаков |
110 | Тип платежа | Имеет два знака |
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413 |
Поле 104 "Код бюджетной классификации (КБК)"
В поле 104 "Код бюджетной классификации (КБК)" указывается КБК в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, который имеет 20 знаков и может быть только один в расчетном документе. В первой части, состоящей из трех знаков, проставляется код администратора бюджетных средств, соответствующих номеру ведомства, которое осуществляет контроль поступлений в бюджет. Получателем налоговых платежей является ФНС, ей присвоен код 182. Таким образом, при заполнении платежных поручений на перечисление налогов, сборов и страховых платежей в налоговые органы здесь всегда будет указываться 182. Остальные части КБК заполняются в зависимости от вида дохода, налога и платежа.
Структура кода классификации доходов бюджетов РФ приведена в Письме ФНС РФ от 01.11.2004 N 10-4-03/5228@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов", а также представлены примеры заполнения платежных поручений на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Перечень кодов классификации доходов бюджетов РФ, администрируемых ФНС в 2007 году, содержится в Письме ФНС РФ от 22.12.2006 N ШС-6-10/1247@.
Поле 105 "Код ОКАТО"
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав национальной системы стандартизации РФ. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 принят Госкомстатом РФ и действует с 01.01.1997.
В поле 105 указывается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора), то есть код адреса места нахождения организации (ее обособленного подразделения, места нахождения имущества) или места жительства физического лица, заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
Поле 106 "Основание платежа"
Показатель используется для идентификации платежа по его основанию, может иметь следующие значения:
- ТП - платежи текущего года;
- ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
- ТР - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
- РС - погашение рассроченной задолженности;
- ОТ - погашение отсроченной задолженности;
- РТ - погашение реструктурируемой задолженности;
- ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
- ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- АП - погашение задолженности по акту проверки;
- АР - погашение задолженности по исполнительному документу.
В случае проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Поле 107 "Налоговый период"
Показатель используется для указания периодичности или даты уплаты налога (сбора), установленной налоговым законодательством, - "число. месяц. год", состоит из 10 знаков. Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Для налогов на зарплату рассмотрим вариант ежемесячной уплаты.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной налоговым законодательством, которая отражается следующим образом: МС - месячные платежи. Четвертый и пятый знаки показателя налогового периода для месячных платежей являются номером месяца текущего отчетного года: может принимать значения от 01 до 12. Третий и шестой знаки показателя налогового периода - разделительные, в них проставляются точки ("."). Знаки показателя налогового периода с 7-го по 10-й обозначают год, за который производится уплата налога. Показатель налогового периода может быть заполнен так: "МС.02.2007" - платеж за февраль 2007 года.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплате доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налога (сбора).
Если платеж производится с целью погашения задолженности по акту проведенной проверки ("АП") или исполнительному документу ("АР"), то в показателе налогового периода проставляется ноль ("0").
В случае досрочной уплаты налогоплательщиком налога (сбора) в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).
Поле 108 "Номер документа"
При уплате текущих платежей или добровольном погашении задолженности в случае отсутствия требования налогового органа об уплате налогов (сборов) (показатель основания платежа имеет значение "ТП" или "ЗД") в показателе номера документа проставляется ноль ("0").
В поле 108 указывается показатель номера документа, который в зависимости от значения показателя основания платежа может принимать следующий вид, если показатель основания платежа имеет значение:
- ТР - номер требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
- РС - номер решения о рассрочке;
- ОТ - номер решения об отсрочке;
- РТ - номер решения о реструктуризации;
- ПР - номер решения о приостановлении взыскания;
- ВУ - номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;
- АП - номер акта проверки;
- АР - номер исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.
При отражении в показателе номера документа соответствующей информации знак "N" не проставляется.
Поле 109 "Дата документа"
В поле 109 указывается показатель даты документа, который состоит из 10 знаков и имеет формат даты: первые два знака обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки - месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й - год, в 3-м и 6-м знаках в качестве разделительных проставляются точки (".").
При этом для текущих платежей (значение показателя основания платежа равно "ТП") в показателе даты документа отражается дата декларации (расчета), представленной в налоговый орган, а именно дата подписи декларации налогоплательщиком (уполномоченным лицом).
В случае добровольного погашения задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа (значение показателя основания платежа равно "ЗД") в показателе даты документа проставляется ноль ("0").
Для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием об уплате налогов (сборов) от налогового органа (значение показателя основания платежа равно "ТР"), в показателе даты документа указывается дата требования.
При погашении рассроченной, отсроченной, в том числе в связи с введением внешнего управления, реструктурируемой или приостановленной к взысканию задолженности, при уплате по результатам налоговых проверок, а также при погашении задолженности на основании исполнительных документов в показателе даты документа указывается, если показатель основания платежа принимает значение:
- РС - дата решения о рассрочке;
- ОТ - дата решения об отсрочке;
- ВУ - дата принятия арбитражным судом решения о введении внешнего управления;
- РТ - дата решения о реструктуризации;
- ПР - дата решения о приостановлении взыскания;
- АП - дата акта проверки;
- АР - дата вынесения исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.
Поле 110 "Тип платежа"
В поле 110 указывается показатель типа платежа, который содержит два знака и может иметь следующие значения:
- НС - уплата налога или сбора;
- ПЛ - уплата платежа;
- ГП - уплата пошлины;
- ВЗ - уплата взноса;
- АВ - уплата аванса или предоплата;
- ПЕ - уплата пени;
- ПЦ - уплата процентов;
- СА - налоговые санкции, установленные НК РФ;
- АШ - административные штрафы;
- ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.
В случае проставления в поле 110 значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать тип платежа самостоятельно относят поступившие денежные средства к соответствующему типу платежа (налог (сбор), пеня, процент или штраф), руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Вид налога | Значение поля 110 |
НДФЛ | В течение года - АВ, по итогам года - НС |
ЕСН | За отчетный период - АВ, за налоговый период - НС |
Пенсионные взносы | За отчетный период - АВ, за налоговый период - НС |
Прочие поля платежного поручения
Поле "Очередность платежа". Очередность списания денежных средств со счета налогоплательщика определена ст. 855 ГК РФ. Нумерация очередности, касающаяся "зарплатных" налогов, следующая:
- 03 - в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, ТФОМС;
- 04 - в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (НДФЛ).
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Поле "Подписи" заполняет человек, имеющий право подписи, и это право закреплено образцом его подписи, заверенной банком в банковской карточке или нотариально. Подписей может быть одна или две. Например, организация приняла в штат главного бухгалтера. Соответственно, в банковской карточке должны быть заверены обе подписи. Можно воспользоваться вариантом двух равноценных подписей, то есть право первой подписи имеют два человека, но на платежном поручении ставится одна из подписей.
Печать и подпись проставляются на первом экземпляре платежного поручения. Всего экземпляров может быть два (обычно три и более). Все экземпляры платежек передаются операционисту в банк. На одном из них операционист ставит отметку банка. При этом на данном экземпляре поручения проставляются штамп банка и подпись операциониста, принявшего платежное поручение к исполнению.
Поле "Назначение платежа" отражает дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа. Например, если перечисляется налог в ПФР на страховую часть, то должно быть указано: ПФР страховая часть, регистрационный номер в ПФР в качестве работодателя и период, за который производится платеж.
Пример.
Заполним поля 104-110 платежных поручений на перечисление "зарплатных" налогов ООО "Квадрат", расположенного в г. Волгограде (ОКАТО - 18401000000 с 01.01.2008), за январь 2008 г., которые уплачиваются 14.02.2008 - в день выдачи зарплаты за январь 2008 г. (окончательный расчет).
НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%) и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой:
182 101 02022 01 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет:
182 102 01010 01 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ:
182 102 01020 07 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ФФОМС:
182 102 01030 08 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ТФОМС:
182 102 01040 09 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии:
182 102 02010 06 1000 160 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии:
182 102 02020 06 1000 160 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются по реквизитам, указанным в региональных отделениях ФСС РФ.
Таким образом, заполнение платежек на зарплату - совсем не простое дело. К сожалению, никто не застрахован от ошибок. Во избежание проблем с уплатой налогов можно посоветовать следующее. Во-первых, не нужно откладывать уплату налогов на последний день, после которого начнется начисление пеней. Иначе даже в случае технической ошибки избежать пеней не удастся.
Во-вторых, надо подать запрос в налоговую инспекцию для получения справки о состоянии своих расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Налоговики обязаны ответить согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ: представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме N 39-1 составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством РФ, формируется с помощью программных средств налогового органа по всем КБК.
В-третьих, хотя бы раз в год необходимо проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией. Раньше такая сверка была обязательной и делалась при сдаче годового отчета. Сегодня такого требования нет, но чтобы быть уверенным в том, что налоговые и другие обязательные платежи в бюджет попали по назначению, такая сверка просто обязательна, делается она по окончании налогового периода на основании Акта сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам N 23 (полная) и N 23-а (краткая).
Акт сверки формируется по форме 23-а (краткая) ежеквартально для крупнейших налогоплательщиков при снятии налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента с учета, в том числе при снятии с учета и постановке на учет в другом налоговом органе, при снятии с учета при ликвидации, реорганизации юридического лица, по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также по заявлению налогоплательщика.
Акт сверки формируется по форме 23 (полная), если выявлены расхождения между данными налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента и налогового органа после рассмотрения акта сверки по форме 23-а (краткая), по заявлению налогоплательщика при наличии расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по платежам, в счет которой направляется переплата. Данные информационных ресурсов налогового органа сравниваются с данными документов налогоплательщика для выявления и устранения причины возникновения расхождений.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме N 39-1 и Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам N 23 (полная) и N 23-а (краткая) утверждены Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
В прошлом номере мы рассмотрели сроки уплаты "зарплатных" налогов, санкции в случае уплаты налогов позже срока, порядок заполнения платежных поручений на уплату налогов на зарплату. А поскольку никто не застрахован от ошибок, имеются они и в платежках. Как их исправить? В каких случаях за это не придется платить? Что делать, если организация получила уведомление из налоговой инспекции?
Согласно ст. 23 и 45 НК РФ главной обязанностью налогоплательщика является уплата установленных налогов и сборов в сроки, определенные законодательством. Но даже если законопослушный налогоплательщик исправно уплатил все налоги, у него все равно могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией. К сожалению, ошибки допускают и бухгалтеры, и налоговые работники. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 01.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением установленного срока налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Можно ли избежать начисления пеней при наличии ошибок в платежках?
С 1 января 2007 года действует новая редакция ст. 45 НК РФ, установленная п. 25 ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ*(2), регулирующая порядок исполнения обязанности по уплате налогов или сборов. Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
- с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
- со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
- со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента;
- со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
При этом согласно п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях:
- отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
- отзыва налогоплательщиком-организацией, которому открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
- возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
- неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
- если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для выполнения всех требований.
Очередное Письмо ФНС РФ от 03.09.2007 N 10-1-03/3566 посвящено ошибкам, которые допускаются при перечислении налогов и сборов, и начислению в связи с этим пеней. Налоговики делают такой вывод: если при заполнении платежного поручения налогоплательщиком допущена ошибка в коде ОКАТО или КБК, что повлекло за собой недопоступление денежных средств в соответствующий бюджет, пересчет пеней в 2007 году не осуществляется, так как пени - это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм.
С 01.01.2007 измененная ст. 45 НК РФ позволяет избежать начисления пеней в случае обнаружения налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Могут быть уточнены следующие показатели:
- основание платежа (поле 106);
- тип платежа (поле 110);
- принадлежность платежа;
- налоговый период (поле 107);
- статус плательщика (поле 101).
Минфин разглядел в Налоговом кодексе закрытый перечень реквизитов, которые налоговые органы должны в обязательном порядке уточнять без начисления пеней, и настаивает именно на нем для уточнения платежа (Письмо от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377). Никому и в голову такое не приходило - перечисленные в ст. 45 НК РФ реквизиты воспринимались как примеры данных, которые могут потребовать уточнения, но не как их закрытый перечень. Таким образом, если налогоплательщик допускает ошибку в одном из пяти вышеперечисленных показателей, финансовое ведомство разрешает уточнять такие платежки. И это понятно, ведь при исправлении полей 106, 110, 107, 101 и 24 деньги не могут попасть из одного бюджета в другой.
Для уточнения налогового платежа может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов, которая оформляется актом, подписываемым налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. После этого налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Данный порядок распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Отметим, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом и сбором, определенными НК РФ. Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов на ОПС установлен ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанным законом не предусмотрен пересчет пеней, в случае если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения на перечисление страхового взноса на ОПС в бюджетную систему РФ. Сумма страховых взносов на ОПС считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.
В письмах Минфина РФ от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 изложена следующая позиция: Межведомственной комиссией по координации взаимодействия Минфина и ФНС в налоговой сфере принято решение (п. 4 Протокола от 28.09.2006 N 5), согласно которому, в случае уточнения платежа и КБК конкретного налога на день его фактической уплаты налогоплательщиком на соответствующий счет Федерального казначейства, пересчет пеней осуществляется в 2007 году в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ согласно бюджетному законодательству РФ. В случае если в поручении на перечисление налога в бюджетную систему РФ налогоплательщиком допущена ошибка в указании кода ОКАТО, пересчет пеней на сумму налога, подлежащего перечислению в установленном порядке в местный бюджет в 2007 году, не осуществляется.
И Минфин, и ФНС в своих письмах ссылаются на п. 10 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ: со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ошибки при заполнении поля 101 "Статус плательщика средств"
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Налоговым законодательством РФ предусмотрено разграничение обязательств по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Внесение налоговыми органами поступивших сумм налогов и сборов в карточки "Расчеты с бюджетом" производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов). Согласно Письму ФНС РФ от 14.07.2005 N 10-3-03/3184@ в случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 "Статус лица, оформившего документ", а именно налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, заполнил поле 101 расчетного документа значением "02" (налоговый агент), указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку "Расчеты с бюджетом" со статусом "01". Налоговики рекомендуют обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о возврате сумм ошибочно перечисленного налога в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ. Понятно, что налогоплательщику было бы проще написать заявление о зачете излишне уплаченной суммы по коду 02 в счет недоимки по коду 01, но на практике налоговые органы отказываются проводить такой зачет. Хотя согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. На основании п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Но в практической деятельности это большая редкость, поэтому надеяться на то, что из налоговой инспекции позвонят и сообщат об этом, не стоит. Как правило, налогоплательщик узнает об излишней уплате налога случайно либо получив из инспекции требование уплатить налог и пени или при сверке расчетов с бюджетом.
На практике большие проблемы связаны с возвратом излишне уплаченных сумм при неверном указании кода "Статус плательщика средств", так как налоговики отказывают в просьбе организации, мотивируя это тем, что налогоплательщику необходимо полностью погасить образовавшуюся задолженность и уплатить пени, только после этого ИФНС сможет произвести возврат излишне уплаченных сумм. Хотя, по мнению налоговых органов, в указанной ситуации возможен только возврат излишне уплаченного налога (а не его зачет в счет имеющейся недоимки) и обязательно должны быть начислены пени.
Минфин в Письме от 03.11.2006 N 03-02-07/1-307 указал, что НК РФ прямо не предоставлены налоговому органу полномочия по принятию решения о проведении зачета сумм излишне перечисленного налога организацией - налоговым агентом в счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а также не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней. Тем не менее, по мнению Минфина, налоговый орган принимает решение о зачете сумм, излишне уплаченных организацией в качестве налогового агента, в счет недоимки у этой же организации как налогоплательщика.
Однако сложившаяся арбитражная практика на стороне налогоплательщика. В Постановлении от 04.09.2006 N А26-2235/2006-29 ФАС СЗО поддержал налогоплательщика, который неверно указал код в поле 101 и обратился в налоговую инспекцию с заявлением произвести зачет. ИФНС ему отказала, при этом налоговая инспекция не отрицала факта образования переплаты. Но для проведения зачета пришлось идти в суд, хотя в принципе это техническая процедура, которая должна проводиться на основании заявления налогоплательщика. Аналогичное решение было принято в Постановлении ФАС МО от 29.12.2006 N КА-А40/12668-06: неверное указание статуса плательщика налога в платежных поручениях не привело к неуплате налога, поскольку фактически денежные средства были своевременно и в полном объеме перечислены в счет уплаты именно указанного налога в бюджет одного уровня. Соответственно, при начислении пеней не учитывались положения, предусмотренные ст. 75 НК РФ, и выставление требования произведено с нарушением ст. 69 НК РФ. Кроме того, нарушен срок выставления требования, установленный ст. 70 НК РФ.
КБК и его уточнение
С одной стороны, согласно положениям НК РФ исполнение обязанности по уплате налога не зависит от правильности указания КБК, с другой - если налогоплательщик в платежном документе отразил КБК другого налога, то по одному налогу возникает переплата, а по другому - недоимка.
В подпункте 1 п. 3 ст. 45 НК РФ закреплено, что обязанность по уплате налога считается исполненной только в случае указания в платежном поручении корректного счета Федерального казначейства. Вместе с тем в соответствии с пп. 4 п. 4 данной статьи обязанность налогоплательщика не признается исполненной в результате неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, у налогоплательщиков возникает обязанность по уплате пеней, в случае если в платежном поручении на перечисление налога ошибочно указан КБК другого налога. Платеж может быть уточнен в случае ошибки налогоплательщика при заполнении поля 104 платежного поручения, то есть если неправильно указан КБК налога.
Но не надо думать, что любая ошибка в КБК может быть исправлена. Согласно разъяснениям Минфина КБК можно уточнить только в том случае, когда налог поступает в один и тот же бюджет как по правильному КБК, так и по ошибочному. Например, уточнение данного кода возможно, если в результате ошибки деньги не поступили в другой бюджет. В противном случае Минфин не разрешает делать уточнений (хотя в НК РФ ограничений по уточнению нет), а настаивает на возврате неправильно уплаченного налога организации или его зачете в счет предстоящей уплаты других налогов в тот же бюджет. Это приведет к начислению пеней и необходимости повторной уплаты налога.
По мнению налоговиков, КБК при перечислении налогов можно уточнить только в тех случаях, если согласно п. 2 разд. V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом"*(3) (далее - Рекомендации):
- указан несуществующий вид дохода (разряды 4-8 КБК);
- допущена ошибка в разрядах 9-11 КБК - неверно указана подстатья доходов;
- допущена ошибка в разрядах 12-13 КБК - неправильно указан вид бюджета, в который уплачивается налог;
- допущена ошибка в цифрах 14-17 КБК - неправильно указан вид платежа.
Уточнить КБК по платежам, зачисляемым во внебюджетные фонды, можно, если организация в платежке указала несуществующий вид дохода.
Как видим, исправление таких ошибок не может поменять КБК одного налога на КБК другого. Согласно Рекомендациям уточнение КБК может производиться в пределах одного и того же налога, к которому относятся соответствующие КБК. Поэтому предложенный Минфином принцип уточнения (КБК можно уточнить, если налог поступил в тот же бюджет) на практике не работает. Налоговая служба, в свою очередь, пошла еще дальше и ограничила уточнение КБК не только одним бюджетом (как Минфин), а одним налогом.
ОКАТО и способы его исправления
В соответствии с п. 11 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации*(4) (далее - Порядок) неклассифицированные поступления по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, не проставлены значения ИНН и КПП получателя или отражены данные значения несуществующего получателя - территориального органа администратора поступлений в бюджет, отражаются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". Администратором данных поступлений является Федеральное казначейство.
Таким образом, в указанных случаях налог может быть не зачислен в соответствующий бюджет, что может быть расценено как неуплата соответствующей суммы налога в бюджет.
Согласно п. 12 Порядка суммы неклассифицированных поступлений учитываются так:
- по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", если в полях "ИНН" и "КПП" получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в федеральный бюджет или если в полях "ИНН" и "КПП" получателя платежного документа отражены значения ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при указании несуществующего кода ОКАТО муниципального образования администратором данных поступлений является орган Федерального казначейства);
- по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ", если в полях "ИНН" и "КПП" получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет субъекта РФ;
- по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты", если в полях "ИНН" и "КПП" получателя расчетного документа проставлены значения ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при наличии кода ОКАТО муниципального образования).
В соответствии с п. 13 Порядка классифицированные поступления, подлежащие зачислению полностью или частично (по нормативу отчислений) в местные бюджеты по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, учитываются как невыясненные поступления, поименованные в п. 12 Порядка.
Ошибка в коде ОКАТО (поле 105 платежки) - вторая важная причина для уточнения платежа. Согласно разъяснениям Минфина код ОКАТО можно исправить, если уточнение не повлечет перевода уплаченной суммы налога из одного бюджета в другой. Например, код ОКАТО можно уточнить при условии, если налог зачисляется в федеральный или региональный бюджет (если по неправильному коду ОКАТО деньги поступили все-таки в бюджет нужного региона). Ошибка в коде ОКАТО по налогу, зачисляемому в местный бюджет, будет уточняться, только если в платежке указан несуществующий код ОКАТО или код ОКАТО, относящийся к другому субъекту РФ. Здесь мнения Минфина и налоговой службы совпадают.
По КБК территориальные органы казначейства определяют вид платежа, его принадлежность статьям доходов и уровню бюджетной системы РФ (федеральному, региональному, муниципальному) или внебюджетным фондам. Код ОКАТО необходим для распределения налогов в государственном бюджете согласно нормативам. Таким образом, если допущена ошибка в КБК, то нельзя идентифицировать платеж, если в ОКАТО - деньги будут зачислены не в тот бюджет. В связи с этим суммы по расчетным документам, в которых эти коды не указаны либо указаны с ошибкой, органы Федерального казначейства признают неклассифицируемыми и относят к невыясненным поступлениям. Вместе с тем через два месяца налоги все же будут зачтены в бюджет как прочие неналоговые доходы.
Получается, с одной стороны, хоть и не прямым путем, но перечисленные деньги все же оказываются в бюджете, с другой - до недавнего времени налоговые органы утверждали, что зачесть невыясненные платежи как налог нельзя, поскольку их невозможно классифицировать и, соответственно, отразить в карточке "Расчеты с бюджетом". Таким образом, у налогоплательщика образуется недоимка, на которую начисляются пени. Пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны по причине несвоевременного поступления налога. В рассматриваемой ситуации налог все-таки поступает в бюджет и казна средств не теряет.
Именно такую позицию не первый год налогоплательщики успешно отстаивают в судах, а с 1 января 2007 года она к тому же подкреплена законом: пени начисляются только в случае неверного указания реквизитов соответствующего органа Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ), другие ошибки в налоговой части поручения исправляются без взимания пеней.
Однако Минфин и ФНС по-своему трактуют это положение. По их мнению, налог считается уплаченным и пени не начисляются лишь в том случае, когда даже при наличии ошибки в КБК или ОКАТО денежные средства поступают в нужный бюджет, зачет налогов по-прежнему возможен только в пределах одного бюджета. Такая позиция представлена в письмах Минфина РФ от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377, от 14.08.2007 N 03-02-07/1-371: если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, полагаем возможным учесть осуществленный платеж в установленном порядке без начисления пени. В Письме ФНС РФ от 03.09.2007 N 10-1-03/3566 высказана аналогичная точка зрения поэтому вопросу.
К сожалению, не всегда можно исправить ошибку в платежке. Согласно последним разъяснениям Минфина в случае неверного указания КБК, вследствие чего уплаченные суммы ошибочно включены в декларационный платеж при упрощенном декларировании доходов, вернуть эти деньги нельзя. Федеральным законом от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" возврат (зачет) уплаченного декларационного платежа не предусмотрен (письма от 18.09.2007 N 03-04-06-01/324, от 23.11.2007 N 03-04-05-01/374, от 22.11.2007 N 03-04-05-01/372).
Организация получила Уведомление...
Управление Федерального казначейства ежедневно передает в налоговые органы информацию о невыясненных платежах (то есть произведенных по платежкам с ошибкой). Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, отнесенным к разряду невыясненных органами УФК, расчетным документам, в которых не указана или неверно указана информация в полях расчетных документов плательщиком либо кредитным учреждением при формировании электронных платежных документов (ЭПД), расчетным документам, оформленным плательщиком, не состоящим на учете в данном налоговом органе. При условии правильного указания соответствующего счета Федерального казначейства налоговый орган через отдел финансового и общего обеспечения направляет плательщику Уведомление об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей*(5) (далее - Уведомление) о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Уведомление состоит из двух частей: уведомления, которое заполняет налоговый орган, и заявления к Уведомлению, заполняемое налогоплательщиком.
Заявление плательщика об уточнении платежа может поступить в налоговый орган в случае наличия в расчетном документе ошибок, в том числе в следующих реквизитах:
- основание платежа (поле 106);
- налоговый период (поле 107);
- номер документа основания платежа (поле 108);
- дата документа основания платежа (поле 109);
- тип платежа (поле 110);
- ИНН плательщика (поле 60), который может быть исправлен на ИНН плательщика, о котором имеется информация в ЕГРН, а в базе данных открытых банковских счетов плательщика имеется информация о счете, с которого произведен платеж;
- КПП плательщика (поле 102), который может быть исправлен на другой КПП плательщика, о котором имеется информация в ЕГРН, при условии если у плательщика с КПП, указанным в платежном документе, отсутствуют открытые обязательства по этому же налогу;
- ИНН, КПП получателя (поля 61 и 103) подлежат уточнению, в случае если плательщик (налоговый агент) является плательщиком соответствующего налога, сбора, взноса на территории данного субъекта РФ, но не состоит на учете в данном налоговом органе или состоит на учете в данном налоговом органе, но указал несуществующее значение ИНН или КПП получателя;
- статус плательщика (поле 101), который может быть исправлен, в случае если у плательщика отсутствуют открытые обязательства по этому же налогу по ранее указанному в расчетном документе статусу;
- КБК (поле 104), который может быть исправлен, в случае если у плательщика отсутствуют открытые обязательства по КБК, ранее указанному в расчетном документе, а также при наличии следующих ошибок в структуре кода:
указание несуществующего вида дохода в разрядах 4-8 КБК;
ошибка в указании подстатьи доходов (разряды 9-11 КБК);
ошибка в элементе дохода (разряды 12-13 КБК), которые не соответствуют виду дохода или коду ОКАТО муниципального образования;
ошибка в коде программ (разряды 14-17 КБК);
- ОКАТО (поле 105), который может быть исправлен, в случае если у плательщика отсутствуют открытые обязательства по налогу с ОКАТО, ранее указанному в расчетном документе, либо указан несуществующий ОКАТО или ОКАТО, относящийся к другому субъекту РФ.
Уточнение КБК может производиться в пределах одного и того же налога, к которому относятся соответствующие КБК, утвержденные Классификацией доходов бюджетов РФ. По платежам, подлежащим зачислению в доходы соответствующих государственных внебюджетных фондов и отнесенным органами УФК к разряду невыясненных поступлений, уточнение КБК может производиться в случае указания несуществующего вида дохода.
Налоговый орган на основании полученного заявления плательщика проверяет поступление денежных средств на соответствующий счет УФК по указанному плательщиком расчетному документу, при необходимости осуществляет совместную сверку расчетов и принимает решение об уточнении платежа.
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов (ЭПД), налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе. При получении из банка копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа.
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ в случае неправильного указания счета УФК обязанность по уплате налога по месту учета плательщика считается неисполненной.
Заявление на возврат сумм, зачисленных на счет УФК другого субъекта РФ, может быть подано плательщиком в налоговый орган по месту его учета с приложением копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты.
Таким образом, получив Уведомление, налогоплательщик проверяет реквизиты сомнительного платежа, заполняет заявление (на отрывном бланке) и передает в налоговую инспекцию. Работник налоговой инспекции вносит изменения в реквизиты, отправляет данные в Федеральное казначейство, а после того как их примет УФК, переносит платеж из разряда невыясненных в разряд уплаченных.
Но, к сожалению, это только теория. В действительности налоговые органы редко занимаются рассылкой уведомлений: нехватка кадров, из-за чего невыясненные платежи обрабатываются с запозданием, неразбериха, которая творится в налоговых, технические проблемы. Поэтому налоговикам проще выставить требование на повторную уплату налога, чем посылать Уведомление.
По существу, поправки, вступившие в силу 01.01.2007 и касающиеся уточнения платежей, ничего не изменили. Налоговая служба не отреагировала на изменения в законодательстве, и разъяснения по вопросу уточнения платежей в 2007 году не отличаются от порядка уточнения в 2006 году. Минфин и налоговики не прощают ошибок, тем более в платежках на перечисление налогов. Поэтому бухгалтеру, как и раньше, надо очень внимательно относиться к платежкам на зарплату и постараться не допускать в них ошибок.
А.В. Серебрякова,
эксперт журнала "Оплата труда: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, 1, ноябрь-январь 2007, 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
*(3) Утверждены Приказом ФНС РФ от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@.
*(4) Утвержден Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н.
*(5) Приложение N 6 к Приказу ФНС РФ от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"