Солярий и УСНО
Солнечный свет благотворно влияет на настроение человека. Существуют объективные медицинские доказательства положительного воздействия солнечного света на тело и мозг человека. Ультрафиолетовое UV-B-излучение способствует образованию необходимого для здоровья витамина D-3, который подавляет рост раковых клеток, способствует лечению заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, рахита, укрепляет иммунную систему, повышает защитные силы организма и помогает бороться с депрессией и стрессами. Человеческому организму требуется гораздо больше солнечных лучей, чем он получает от природы, поэтому и был изобретен солярий. Теперь можно наслаждаться теплом и загорать в любое время года и при любой погоде! Рассмотрим отличительные черты организации финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий, а также особенности ее налогообложения.
Первые солярии появились в начале 70-х годов XX века. Немецкий врач Фридрих Вольф исследовал воздействие ультрафиолетовых ламп на кожу человека в медицинских целях и случайно обнаружил их побочное действие - красивый загар. Работу Вольфа поддержали инвесторы, и уже через десять лет на солярии появился огромный спрос. Этот солярный бум продолжается до сих пор: открываются все новые солярии в качестве самостоятельных предприятий или при парикмахерских, бизнес-центрах, салонах красоты. Как, впрочем, не утихают и споры о пользе и вреде искусственного загара.
Требования к соляриям
На практике солярии могут выступать в качестве отдельных предприятий (студии загара) или располагаться в парикмахерских, салонах красоты, фитнес-центрах. Поскольку парикмахерские услуги классифицируются как бытовые (код 019300), к соляриям предъявляются требования в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как к предприятиям бытового обслуживания населения. Услуги по искусственному загару (солярий) в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-931 (ОКУН) отсутствуют.
Основным документом, регулирующим санитарно-эпидемиологическую обстановку, является Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Статьей 34 данного закона предусмотрены обязательные медицинские осмотры: предварительные при приеме на работу и периодические профилактические. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Сотрудники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету организациями, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, должностные лица и работники которых проходят обязательные при приеме на работу и периодические медицинские осмотры, а также профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, устанавливается территориальными управлениями Роспотребнадзора. В этот перечень включены и работники солярия. Разъяснения по данному вопросу содержатся в Приказе Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций". Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью раз в два года.
Какая ответственность установлена при выявлении нарушений
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов?
Федеральным законом N 52-ФЗ предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства в соответствии с законодательством РФ (ст. 55), а также гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 57).
Действующим законодательством контролирующие функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Отдельные положения действующего законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Роспотребнадзора, рассмотрены в Письме Минздравсоцразвития РФ и Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 "О разъяснении отдельных положений действующего законодательства".
Основными видами нарушений по данным проверок, проведенных Роспотребнадзором, являются:
- уровень ультрафиолетового излучения;
- сроки годности ламп;
- несоблюдение санитарных норм.
Статьей 6.3 гл. 6 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения, влияющие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выраженное в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
- на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Разъяснения по вопросам применения данных наказаний содержатся в Письме Минздравсоцразвития РФ и Роспотребнадзора от 25.07.2007 N 0100/7470-07-32 "О применении штрафных санкций за совершение административных правонарушений".
Предусмотрена ли возможность выбора налогового режима?
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению субъекта РФ в отношении, в частности, деятельности по оказанию бытовых услуг.
Статьей 346.27 НК РФ определено понятие бытовых услуг - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН. Услуги по искусственному загару (солярий) в ОКУН отсутствуют. Поэтому они не подлежат обложению ЕНВД, а облагаются в соответствии с общей системой налогообложения или УСНО. Ссылка в ст. 346.27 НК РФ на ОКУН не позволяет применять другие классификаторы при определении перечня бытовых услуг. Но не все так просто. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) услуги соляриев поименованы в разд. 93 "Предоставление персональных услуг" (подгруппа 93.04 "Физкультурно-оздоровительная деятельность") наряду с услугами бань, саун, парных и душевых. Вот это соседство и не дает покоя налоговым и финансовым органам, которые упорно пытаются подвести услуги соляриев под действие ЕНВД. В Письме от 09.09.2005 N 03-11-04/3/82 Минфин прямо указывает: услуги по искусственному загару (солярий), а также услуги сауны могут быть отнесены к бытовым услугам по коду 019200 "Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых", но только в том случае, если данные виды услуг предоставляют бани и душевые. Из чего следует, что если услуги по искусственному загару и услуги сауны оказывают иные организации, то данные услуги не относятся к бытовым услугам и, соответственно, подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом (см. также письма Минфина РФ от 02.12.2004 N 03-06-05-04/65, ФНС РФ от 02.06.2005 N 22-2-14/993@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход").
Таким образом, одни и те же услуги в зависимости от их местонахождения могут быть по-разному классифицированы, что влияет на порядок применения той или иной системы налогообложения, могут подпадать и не подпадать под обложение ЕНВД. На сегодняшний день арбитражная практика по данному вопросу отсутствует.
В своих письмах Минфин неоднократно и однозначно высказывался о недопустимости перевода на уплату ЕНВД бытовых услуг, не предусмотренных ОКУН (письма от 19.02.2007 N 03-11-04/3/51, от 27.06.2006 N 03-11-04/3/317). Но затем он изменил свое мнение: на уплату ЕНВД могут быть переведены бытовые услуги, не поименованные в ОКУН.
Последнее письмо Минфина, в котором рассматривается вопрос о соляриях, - Письмо от 08.05.2007 N 03-11-04/3/147. В нем услуги соляриев отнесены к бытовым: к услугам парикмахерских, салонов красоты (оказывающих парикмахерские услуги). Хотя данные услуги и не предусмотрены ОКУН, они могут быть переведены на уплату ЕНВД по решению местного органа власти. В названном письме финансисты ссылаются на п. 3 ст. 346.26 НК РФ, которым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при введении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату указанного налога.
Хотя финансисты знают, что услуги соляриев не выделены в отдельный вид услуг в соответствии с ОКУН, при этом они упоминают о том, что данные услуги отнесены к бытовым согласно Порядку отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению, утвержденному Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61. Исходя из вышесказанного, финансисты делают вывод о соответствии Решения Ржевской городской думы от 11.10.2005 N 60 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" главе 26.3 НК РФ. Иными словами, услуги соляриев приравниваются к услугам парикмахерских, салонов красоты и облагаются ЕНВД.
Исходя из названного письма, можно сделать далеко идущий вывод о том, что местные органы представительной власти вправе, не ограничиваясь ОКУН, принимать решения о включении любых видов деятельности, в частности по оказанию бытовых услуг, в перечень видов деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД.
Статья 346.26 НК РФ предоставляет право определять нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 данной статьи, в который входит оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН. Уточнение о том, что при введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, означает то, что не все бытовые услуги могут быть переведены на уплату ЕНВД, а только те, которые включены в перечень бытовых услуг по ОКУН. Но финансисты толкуют этот пункт Налогового кодекса по-своему, расширительно и считают, что местные органы вправе устанавливать свои перечни бытовых услуг.
Интересно то, что изменения, внесенные в ст. 346.26 НК РФ Федеральным законом от 18.06.2005 N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации", вступили в силу с 01.01.2006. И этот закон содержит только два пункта:
1) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами ", их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению";
2) подпункт 2 пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"При введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;".
Таким образом, законодатель одновременно вводит бытовые услуги в ОКУН и разрешает местным органам представительной власти самостоятельно определять перечень групп бытовых услуг, которые переводятся на уплату ЕНВД. Трудно назвать это простым совпадением. Понятно, что стремительно меняется наша жизнь, а раздел 010000 "Бытовые услуги" ОКУН, утвержденный Постановлением Госстандарта от 28.06.1993 N 163, действует с 1 января 1994 года. Интенсивно развивающийся российский рынок предлагает неуклонно расширяющийся перечень бытовых услуг, и законодателю очень трудно оперативно отслеживать эту динамику. Но необходимо своевременно вносить изменения в ОКУН, а не отдавать на откуп местным органам представительной власти полномочия по определению перечня бытовых услуг. Он должен быть ограничен ОКУН, как того требует Налоговый кодекс. А вот в этих рамках местные органы вольны принимать решения о применении спецрежима в виде ЕНВД.
Из вышесказанного следует, что услуги солярия подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом или УСНО. Естественно, для малых предприятий, какими и являются солярии, предпочтительнее "упрощенка".
Для того чтобы максимально упростить учет и сократить налоговые платежи, можно оформить солярий на индивидуального предпринимателя. Дело в том, что услуги по искусственному загару могут быть переведены на УСНО на основе патента. Это касается тех предпринимателей, которые выполняют два условия:
- не используют в своей деятельности труд наемных работников, в том числе и по договорам гражданско-правового характера;
- занимаются теми видами деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ (пп. 46 данного пункта - услуги соляриев).
Раздельный учет
Если в студии загара только оказываются услуги по искусственному загару, то целесообразно применять УСНО. Но если солярий находится при парикмахерской, бане, душевой, салоне красоты, то в данном случае совмещаются разные режимы налогообложения: УСНО и спецрежим в виде ЕНВД. Аналогичная ситуация возникает, если при солярии находится небольшой торговый отдел, в котором реализуются специальные средства для загара и после загара.
В этом случае налоговое законодательство обязывает налогоплательщика вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 6, 7 ст. 346.26 НК РФ). Отсутствие такого учета может привести к негативным последствиям, в частности к невозможности достоверно определить налоговую базу и рассчитать соответствующую ей сумму налога, подлежащую уплате по осуществляемым видам деятельности. Это, в свою очередь, может повлечь неуплату или неполную уплату налога и, соответственно, налоговые санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.
Главой 26.3 НК РФ не установлен порядок ведения раздельного учета плательщиками ЕНВД, что и вызывает проблемы. Законодатель четко прописал только порядок разделения расходов при применении спецрежима в виде ЕНВД и УСНО: если расходы при расчете налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, разделить невозможно, то они распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Аналогичный порядок распределения общих расходов предусмотрен п. 9 ст. 274 НК РФ и для расчета налога на прибыль. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учета, который закрепляется в приказе об учетной политике для бухгалтерского и налогового учета и позволяет однозначно отнести те или иные показатели к разным видам деятельности.
Солярии в парикмахерских
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ бытовые услуги в соответствии с ОКУН могут быть переведены на уплату ЕНВД. Услуги парикмахерских определены ОКУН как бытовые (код 019300). При исчислении ЕНВД физический показатель в зависимости от вида предпринимательской деятельности для оказания бытовых услуг установлен как количество работников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Каким образом распределить работников между разными видами деятельности и правильно исчислить налоги?
Согласно ст. 346.27 НК РФ количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Начиная с представления отчета за январь 2007 года действует Постановление Росстата от 20.11.2006 N 69, которым утвержден новый Порядок заполнения и представления статистической отчетности. На основании данного порядка рассчитывается среднесписочная численность работников (п. 86-93 разд. 1 названного постановления).
В целях ведения раздельного учета работников можно составить отдельное штатное расписание в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией для каждого вида деятельности. Организовать раздельный учет численности и поименного состава работников необходимо для правильного определения:
- ЕНВД, если физический показатель "количество работников";
- сумм страховых взносов на ОПС с выплат работникам;
- сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам.
Но не всегда есть возможность четко разделить показатели по видам деятельности. Такая проблема возникает, если показатель одновременно задействован в нескольких видах деятельности. Это относится как к работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД по разным видам деятельности и, соответственно, по разным физическим показателям, так и к административно-управленческому и общехозяйственному персоналу. Кроме того, одни и те же работники могут быть задействованы в деятельности, облагаемой в рамках разных режимов налогообложения.
Если фактически и документально разделить физические показатели нельзя, возникает проблема их распределения. Налоговым кодексом не предусмотрена возможность распределения физических показателей в таких случаях. Это дает основание контролирующим органам говорить о том, что физический показатель нужно учитывать целиком. Сразу два письма Минфин посвятил вопросу определения при раздельном учете такого физического показателя для исчисления ЕНВД, как "количество работников" (письма от 27.08.2007 N 03-11-04/3/333 и от 06.09.2007 N 03-11-05/216): при оказании бытовых услуг населению, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и при оказании бытовых услуг юридическим лицам, налогообложение которых осуществляется в рамках общего режима налогообложения, для расчета единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием услуг, облагаемых единым налогом на вмененный доход (включая численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала).
Сегодня позиция Минфина по данному вопросу однозначна: если налогообложение деятельности организации ведется в рамках системы в виде ЕНВД и общего режима или УСНО, то для расчета ЕНВД следует учитывать всех работников, включая административно-управленческий и общехозяйственный персонал, и не распределять их (см. письма от 31.05.2007 N 03-11-04/3/184, от 17.07.2007 N 03-11-04/3/273, от 20.11.2006 N 03-11-04/3/492, от 07.09.2006 N 03-11-04/3/406).
Более того, из Письма Минфина РФ от 31.05.2007 N 03-11-04/3/184 следует, что распределять работников административно-управленческого персонала по видам деятельности в принципе нельзя. В обоснование своей позиции финансисты указали, что для деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль организации существенны исключительно стоимостные результаты деятельности (в данном случае - доходы от реализации). Поскольку количество работников, занятых в деятельности, облагаемой в соответствии с общей системой налогообложения, значения не имеет, при расчете ЕНВД необходимо учитывать всех сотрудников.
Аналогичной позиции финансисты придерживаются и по отношению к деятельности, облагаемой ЕНВД и переведенной на УСНО: для исчисления налога (при УСНО) существенны исключительно стоимостные результаты деятельности. Осуществление деятельности работниками при применении спецрежима в виде ЕНВД может рассматриваться в качестве необходимого условия для ведения такой деятельности, но не имеет значения для определения суммы налога, уплачиваемого при применении УСНО (Письмо от 20.11.2006 N 03-11-04/3/492).
При этом финансисты признают, что Налоговым кодексом не установлен порядок распределения численности как административно-управленческого персонала, так и работников, непосредственно занятых в двух видах деятельности, в случае если их невозможно разделить по видам работ. Но в письмах N 03-11-04/3/333 и N 03-11-05/216 чиновники снова рекомендуют при расчете ЕНВД учитывать общее количество работников, включая численность административно-управленческого персонала, хотя расходы на оплату их труда признаются, по мнению Минфина, пропорционально доходам от разных видов деятельности в общем объеме доходов, что соответствует положениям НК РФ. Аналогичный порядок применяется и в отношении расчета ЕСН и начисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Варианты распределения работников. Несмотря на то что Минфин отказывает налогоплательщику в праве разделять численность работников по видам деятельности, облагаемой в рамках разных режимов налогообложения, он разрешает налогоплательщику самостоятельно разработать порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала между несколькими видами деятельности, облагаемой ЕНВД по разным физическим показателям (Письмо от 27.08.2007 N 03-11-04/3/333).
На практике налогоплательщики применяют два основных варианта распределения численности работников, одновременно занятых в нескольких видах деятельности:
- пропорционально выручке, полученной от конкретного вида деятельности, в общей выручке;
- пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, рассчитанной налогоплательщиком за налоговый период по каждому осуществляемому ими виду деятельности (данная методика была установлена п. 7 разд. II утративших силу Методических рекомендаций по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-22/707*(2)).
Если налогоплательщик не согласен с мнением Минфина по данному вопросу и решил распределять неразделимый физический показатель для исчисления ЕНВД, то следует выбирать ту методику распределения, которая не связана с выручкой и другими стоимостными показателями. Методика распределения должна базироваться на постоянных показателях, что отвечает экономическим принципам спецрежима в виде ЕНВД. Следовательно, увеличивается вероятность того, что такая методика будет признана правомерной в суде.
Солярии и розничная торговля
Если в солярии осуществляется розничная торговля косметическими средствами, подлежащая обложению ЕНВД, то в соответствии со ст. 346.26 НК РФ организация должна вести учет показателей, необходимых для исчисления налога, по каждому виду деятельности раздельно. Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим в виде ЕНВД, в том числе и розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. При исчислении ЕНВД физический показатель в зависимости от вида предпринимательской деятельности для розничной торговли установлен как площадь торгового зала (в квадратных метрах) (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
При заключении договора аренды помещения арендодатель должен представить приложение к договору, в котором содержится состав передаваемых в аренду помещений с приложением выкопировки из поэтажного плана и экспликации. На основании данных документов производится расчет площади торгового зала, исходя из которого и уплачивается ЕНВД с розничной торговли косметическими средствами.
Можно ли использовать бланки строгой отчетности
при оказании услуг по искусственному загару или необходимо применять
контрольно-кассовую технику?
Необходимость применения контрольно-кассовой техники предусмотрена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Налоговые органы по данному вопросу высказались однозначно (Письмо УФНС по г. Москве от 08.04.2005 N 22-12/23822). Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с ОКУН. Парикмахерские, маникюрные и косметические услуги относятся к бытовым, и оформление наличных денежных расчетов может осуществляться с применением форм бланков БО-11 (01) и БО-11 (02) (коды по ОКУН 019300-019337).
Услуги по искусственному загару (солярий) не относятся к бытовым, так как в ОКУН они отсутствуют. Следовательно, организация при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание таких услуг обязана применять ККТ, зарегистрированную в налоговом органе по месту учета организации в качестве налогоплательщика.
По мнению арбитражных судов, из этого правила могут быть исключения. ФАС СЗО в Постановлении от 16.04.2007 N А05-14092/2006-18 пришел к выводу, что в случае если налогоплательщик оказывает услуги солярия в рамках оказания медицинских услуг, он может выдавать бланки строгой отчетности. Инспекция, начислив штраф за неприменение ККТ, аргументировала свое решение тем, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ такие услуги относятся к бытовым. Формы бланков строгой отчетности для оказания услуг солярия не утверждены. Следовательно, при наличных расчетах с населением организация обязана использовать ККТ. Изучив все обстоятельства дела, суд выяснил следующее. Организация ведет медицинскую деятельность на основании лицензии, солярий является частью физиотерапевтического кабинета, поэтому она выдавала квитанции, утвержденные Письмом Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Также суд учел разъяснения, содержащиеся в письмах Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ЮУ-4-14/29н и Минфина РФ от 23.04.2003 N 16-00-24/25, а также положения п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.01.2005 N 171 и п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.
В результате арбитры пришли к выводу, что в данном случае услуги солярия относятся к медицинским. Это значит, что организация вправе выдавать бланки строгой отчетности установленной формы. Также суд указал, что применять ст. 346.27 НК РФ, согласно которой услуги солярия относятся к бытовым, в рассматриваемой ситуации не следует.
Во избежание проблем с налоговой инспекцией организация, оказывающая услуги солярия, обязана применять ККТ. Иначе ей придется доказывать свою правоту в суде, и результат может быть не в пользу налогоплательщика.
Неприменение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, в частности может быть наложен административный штраф:
- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
А.В. Серебрякова,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(2) Утратил силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 01.03.2004 N БГ-3-22/165@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"