Комментарий к Федеральному закону от 21.07.07 N 183-ФЗ
"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Ежегодно Государственная Дума утверждает бюджет ФСС РФ на предстоящий год. Однако на этот раз Федеральным законом от 21.07.07 N 183-ФЗ утвержден бюджет ФСС РФ сразу на три года.
Бюджеты на 2008-2010 гг. составлены с дефицитом, который должен уменьшаться (табл. 1). При этом величина доходов будет расти быстрее, чем растут расходы.
Структура расходов ФСС РФ представлена в табл. 2.
Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности
Статьей 12 Закона N 183-ФЗ установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц в 2008-2010 гг. не должен превышать 17250 руб. В 2007 г. его величина составляет 16 125 руб.
Здесь следует обратить внимание на то, что размер пособия по временной нетрудоспособности не ограничивается при выплате пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
В настоящее время максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 16 125 руб. (ст. 13 Федерального закона от 19.12.06 N 234-ФЗ).
Конституционный суд Российской Федерации признал норму о максимальном размере пособия, первоначально установленную частью 1 ст. 15 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (с изм. от 22.03.07) и действующую в настоящее время в редакции Федерального закона N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (часть 1 ст. 13), не соответствующей Конституции Российской Федерации (постановление КС РФ от 22.03.07 N 4-П).
Норма об ограничении максимального размера пособия по беременности и родам признана противоречащей Конституции Российской Федерации не полностью, а только в той мере, в которой данная норма несоразмерно ограничивает размер пособия для высокооплачиваемых работниц. Сказанное означает, что ограничение максимального размера пособия по беременности и родам допустимо, но оно должно быть соразмерным.
По истечении шести месяцев с момента опубликования постановления КС РФ N 4-П ограничение максимального размера пособия по беременности и родам перестанет действовать. За этот период законодатели должны подготовить и внести соответствующие изменения в нормативные акты Российской Федерации.
На 2008-2010 гг. установлен максимальный размер пособия по беременности и родам в размере 23 400 руб.
В районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет определяться с учетом этих коэффициентов.
Средства из бюджета ФОМС РФ
В 2008-2010 гг. из бюджета ФОМС РФ в бюджет ФСС РФ будут перечисляться средства на оказание медицинской помощи беременным женщинам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в размере 17 млрд руб. в год.
Оплата услуг медицинских учреждений будет производиться исходя из расчета:
3000 руб. - за помощь женщине в период беременности;
6000 руб. - за помощь женщине в период родов и в послеродовом периоде;
2000 руб. - за диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.
Правила финансирования расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни будут утверждены Правительством Российской Федерации.
Для осуществления функций по оплате услуг медицинской помощи женщинам в период беременности и родов будут использоваться родовые сертификаты. Форма родового сертификата, инструкция по его заполнению, а также порядок обеспечения учреждений здравоохранения родовыми сертификатами, их учета и хранения утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.05 N 701 (с изм. и доп. от 25.10.06).
Порядок выдачи родовых сертификатов в 2007 г. подробно регламентирован в письме ФСС РФ от 14.12.06 N 02-18/07-14198.
Выдавать родовые сертификаты будут все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, которые имеют лицензии на право осуществления медицинской деятельности по специальности "Акушерство и гинекология", включая отделения учреждений здравоохранения.
К таким учреждениям относятся женские консультации, родильные отделения, акушерско-гинекологические кабинеты, которые являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения и оказывают соответствующую медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов (письмо ФСС РФ от 08.12.05 N 02-18/07-12686), в том числе и те, которые расположены в гарнизонах и оказывают медицинскую помощь в период беременности и родов женщинам-военнослужащим, а также женам военнослужащих.
Родовой сертификат получит каждая женщина, которая обратилась за медицинской помощью в период беременности. Как правило, такой сертификат будет выдаваться при сроке беременности 30 недель. Следовательно, родовой сертификат будет оформляться медицинским учреждением одновременно с листком нетрудоспособности на период декретного отпуска.
Оплата путевок
Фонд социального страхования Российской Федерации оплатит путевки следующим категориям граждан.
Во-первых, тем работникам, которые направляются в санаторно-курортные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации, на долечивание после стационарного лечения (ст. 10 Закона N 183-ФЗ). На указанные цели ФСС РФ планирует потратить:
в 2008 г. - 3,9 млрд руб.;
в 2009 г. - 4,2 млрд руб.;
в 2010 г. - 4,4 млрд руб.
За счет средств ФСС РФ можно долечивать только те заболевания, которые представлены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.04.01 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" (с изм. и доп. от 06.01.06). Порядок выдачи путевок на долечивание определен приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.06 N 44 (с изм. от 25.12.06). Аналогичная норма действует и в 2007 г.
Во-вторых, получить бесплатные путевки смогут отдельные категории граждан (п. 1 ст. 6 Закона N 183-ФЗ). Речь идет о тех лицах, которые имеют право на получение государственной социальной помощи на основании Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ (с изм. и доп. от 25.11.06).
В 2007 г. ФСС РФ оплачивает путевки сроком пребывания не более 21 дня в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, а больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - продолжительностью не более 42 дней. Законом N 183-ФЗ не установлено никаких ограничений на 2008-2010 гг. по продолжительности пребывания в санаторно-курортных учреждениях указанных категорий граждан. Помимо стоимости путевки в 2007 г. ФСС РФ оплачивает и стоимость проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - на эти цели будут направлены средства, полученные из федерального бюджета. С 1 января 2006 г. для них введено дополнительное условие: проезд будет оплачиваться только в том случае, если лечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях.
Указанные лица смогут воспользоваться бесплатным проездом и лечением и в 2008-2010 гг.
Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 23.11.06 N 794 утверждена максимальная стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, которую ФСС РФ будет оплачивать за свой счет. В 2007 г. стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях составит:
не более 951 руб. для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга (в 2006 г. - 900 руб.);
не более 607 руб. для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в 2006 г. - 575 руб.).
К таким лицам, в частности, относятся малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующей социально-демографической группы населения (ст. 7 Закона N 178-ФЗ).
Если санаторно-курортное учреждение расположено в регионе, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, то стоимость одного дня пребывания для указанных граждан определяется с учетом этих коэффициентов.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении в 2008-2010 гг. будет определяться по тем правилам, которые установит Правительство Российской Федерации (п. 2 ст. 6 Закона N 183-ФЗ).
В-третьих, средства, полученные из федерального бюджета, ФСС РФ выделит на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников - "чернобыльцев" (ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 (с изм. и доп. от 05.12.06).
Что касается детского отдыха, ФСС РФ оплатит путевки, во-первых, в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации. Продолжительность пребывания в таких лагерях не должна превышать 21-24 дней. В 2007 г. оплата стоимости одного дня отдыха по путевке за счет средств ФСС РФ составляла 500 руб. в сутки на одного ребенка (пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона N 234-ФЗ).
Оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия ФСС РФ будет осуществлять из расчета на одного ребенка в сутки:
в 2008 г. - до 535 руб.;
в 2009 г. - до 570 руб.;
в 2010 г. - до 604 руб.
В тех районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия определяется с учетом этих коэффициентов.
Во-вторых, за счет средств ФСС РФ будут оплачиваться путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря. Продолжительность отдыха в лагерях не может превышать 24 дней пребывания (пп. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 183-ФЗ). Путевки выдаются на период школьных каникул не чаще одного раза в год для одного ребенка. Порядок оплаты стоимости путевок будет ежегодно определяться Правительством Российской Федерации.
И, наконец, как и в прошлом году, ФСС РФ обязуется профинансировать двух - или трехразовое питание детей в городских лагерях с дневным пребыванием, которые организуются на период школьных каникул. Срок пребывания детей в таких лагерях не должен превышать 21 дня. Оплата стоимости набора продуктов питания будет производиться исходя из фактических цен, которые сложились в том или ином регионе (п. 3 ст. 11 Закона N 183-ФЗ).
Во всех перечисленных случаях стоимость путевок уменьшает единый социальный налог в части сумм, зачисляемых в ФСС РФ.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
Если работодатель зафиксировал факт повреждения здоровья работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то ФСС РФ обязан возместить вред, причиненный работнику (ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ (с изм. и доп. от 24.12.06).
Прежде всего ФСС РФ осуществляет единовременную страховую выплату, размер которой определяется в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности исходя из той суммы, которая определена федеральным законом на день такой выплаты. В 2007 г. ее размер составляет 46 900 руб. (ст. 15 Закона N 234-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона N 183-ФЗ в ближайшие три года размер единовременной страховой выплаты составит:
в 2008 г. - 50 200 руб.;
в 2009 г. - 53 500 руб.;
в 2010 г. - 56 700 руб.
Кроме того, ФСС РФ осуществляет ежемесячную страховую выплату, размер которой определяется как доля среднего месячного заработка пострадавшего работника, рассчитываемая в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (п. 1 ст. 12 Закона N 125-ФЗ).
В 2007 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет 36 000 руб. (п. 1 ст. 16 Закона N 234-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 183-ФЗ в ближайшие три года он будет увеличен и составит:
в 2008 г. - 38 500 руб.;
в 2009 г. - 41 000 руб.;
в 2010 г. - 43 500 руб.
Как и прежде, часть взносов на страхование от несчастных случаев работодатели смогут использовать для оплаты предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; санаторно-курортного лечения работников, занятых на работе с вредными и опасными производственными факторами.
Означенная часть составляет 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС РФ в 2006 г., за минусом расходов на выплату обеспечения по страховым случаям, произошедшим у данной организации (пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона N 183-ФЗ).
Ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на текущий год. Направить часть начисленных страховых взносов на финансирование указанных мероприятий страхователи могут только с согласия ФСС РФ.
Страхователи, получившие право на использование страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, должны вести их учет и ежеквартально представлять в отделение ФСС РФ Отчет об их использовании одновременно с Расчетной ведомостью (форма 4-ФСС РФ). Отчет составляется по форме, утвержденной постановлением ФСС РФ от 27.03.03 N 33.
Помимо санаторно-курортного лечения для работников, занятых на работах с вредными или опасными производствами, ФСС РФ будет финансировать и углубленные медицинские осмотры. На указанные мероприятия ФСС РФ будет ежегодно выделять по 2 млрд руб. (пп. 2 п. 1 ст.16 Закона N 183-ФЗ).
Таблица 1
Доходы и расходы ФСС РФ | млрд руб. | |||
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Доходы | 258,8 | 305,7 | 346,5 | 390,0 |
Расходы | 287,5 | 323,9 | 356,1 | 389,5 |
Дефицит | 28,7 | 18,2 | 9,6 | 0,5 |
Таблица 2
Расходы ФСС РФ | млрд руб. | ||
Показатели расходной части бюджета ФСС РФ Общая сумма расходов, в том числе: |
2008 г. 323,9 |
2009 г. 356,1 |
2010 г. 389,5 |
I. Образование, в том числе: | 16,1 | 17,1 | 18,2 |
1. Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных |
0,6 | 0,6 | 0,6 |
2. Оздоровление детей | 15,5 | 16,5 | 17,6 |
II. Социальная политика, в том числе | 307,8 | 339,0 | 371,3 |
1. Социальное обеспечение населения | 306,3 | 337,4 | 370,2 |
2.1. Руководство и управление | 12,2 | 13,8 | 14,5 |
2.2. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
2.3. Социальная помощь | 293,4 | 322,9 | 355,0 |
2.3.1. Пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся радиаци- онному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
0,9 | 1,0 | 1,1 |
2.3.2. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
9,0 | 9,6 | 10,5 |
2.3.3. Социальная помощь гражданам, имеющим детей, в том числе: | 76,1 | 82,9 | 90,4 |
2.3.3.1. Выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им воз- раста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
17,2 | 16,8 | 17,1 |
2.3.3.2. Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста по- лутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию |
45,2 | 52,2 | 59,0 |
2.3.3.3. Пособия при рождении ребенка | 13,5 | 13,8 | 14,1 |
2.3.3.4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
0,2 | 0,16 | 0,16 |
2.3.4. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздейс- твию радиации вследствие радиационных аварий |
0,05 | 0,05 | 0,05 |
2.3.5. Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и соци- альные пособия на погребение за счет средств ФСС РФ |
0,12 | 0,13 | 0,13 |
2.3.6. Обеспечение пособиями граждан, подлежащих обязательному соци- альному страхованию |
144,5 | 162,2 | 182,0 |
2.3.6.1. Пособия по временной нетрудоспособности | 115,3 | 128,3 | 143,2 |
2.3.6.2. Пособия по беременности и родам | 29,2 | 33,9 | 38,8 |
2.3.7. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, ро- дов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюде- ния ребенка в течение первого года жизни |
16,6 | 17 | 17 |
2.3.8. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
39,6 | 43,1 | 46,7 |
2.3.8.1. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производ- стве и профессиональных заболеваний |
1,7 | 1,8 | 1,8 |
2.3.8.2. Единовременные страховые выплаты | 0,6 | 0,6 | 0,5 |
2.3.8.3. Ежемесячные страховые выплаты | 29,0 | 31,2 | 33,5 |
2.3.8.4. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональ- ных заболеваний |
8,0 | 9,2 | 10,6 |
2.3.8.5. Доставка и пересылка страховых выплат | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
2.3.9. Проведение углубленных медицинских осмотров | 2 | 2 | 2 |
2.3.10. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение | 3,9 | 4,2 | 4,4 |
2.3.11. Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
0,6 | 0,7 | 0,8 |
2. Прикладные научные исследования в области социальной политики | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
3. Другие вопросы социальной политики | 1,4 | 1,5 | 1 |
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22