г. Хабаровск |
|
02 октября 2012 г. |
А04-4089/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Базис": Горяйнова А.В., представитель по доверенности от 16.04.2012 N 15
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 26.07.2012
по делу N А04-4089/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Базис"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, МРУ Росалкогольрегулирования, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - общество, ООО "Базис") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление обосновано тем, что при проведении плановой выездной проверки общества, было выявлено осуществление оборота алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.
Решением суда первой инстанции от 26.07.2012 Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Базис" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано в полном объеме.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, не согласившись с судебным актом, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ходатайством Общества с ограниченной ответственностью "Базис", удовлетворенным судом апелляционной инстанции, заседание проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Базис" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Базис" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062807011145, ИНН 2823007686 по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, дом 116/2. Имеет лицензию от 23.11.2009 N А 631834 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, сроком действия до 05.07.2012.
Управлением в соответствии с приказом от 10.05.2012 N 171 (получен обществом по факсу 10.05.2012) в присутствии генерального директора Общества проведена плановая выездная проверка обособленного подразделения общества, находящегося в городе Свободном Амурской области по ул.Лесной, 73, в ходе которой выявлено осуществление оборота алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов. Актом проверки от 18.05.2012 N у7-а73/10 зафиксированы следующие нарушения:
1) в товарно-транспортных накладных на отпуск товаров в товарном разделе, в строке "груз получил грузополучатель", в транспортном разделе "сведения о грузе", в строке "принял" отсутствовали должность и расшифровка подписи материально ответственного лица, принявшего товар: ООО "Ветеран", по ТТН от 22.10.2010 N 1573; ООО "Компания РомановЪ", по ТТН от 30.12.2010 N 2018; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02v.2012 N 000014в; ООО "Кристал Ко", по ТТН от 23.02.2012 N 000015в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000016в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000017в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000018в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000019в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000020в; ООО "Глобус", по ТТН от 23.02.2012 N 000021в; ООО "Спутник", по ТТН от 23.02.2012 N 000022в; ООО "Спутник", по ТТН от 03.03.2012 N 000023в; ООО "Спутник", по ТТН от 03.03.2012 N 000024в; ООО "Спутник", по ТТН от 03.03.2012 N 000025в; ЗАО "КРИСТАЛЛ-АМУР", по ТТН от 27.04.2012 N 000003;
2) в транспортном разделе "сведения о грузе", в строке "принял" должность и расшифровка подписи материально ответственного лица принявшего товар: ООО "Компания РомановЪ", по ТТН от 03.07.2009 N 0000002770; ООО "Торговый дом "Семейный", по ТТН от 24.09.2009 N 0000000219;
3) в транспортном разделе "сведения о грузе", в строке "принял" должность материально ответственного лица принявшего товар: ЗАО "КРИСТАЛЛ-АМУР", по ТТН от 29.06.2011 N Су0000045118; ООО "Спутник", по ТТН от 06.07.2011 N 000106в;
4) в товарном разделе, в строке "груз получил грузополучатель" подпись материально ответственного лица принявшего товар: - ЗАО "КРИСТАЛЛ-АМУР", по ТТН от 28.04.2012 N 000031.
В вышеуказанных ТТН в разделе "погрузочно-разгрузочные операции", в графе "дата (число, месяц), время, ч. мин прибытия, убытия" по строкам "погрузка", "разгрузка" также не указаны часы и минуты прибытия автомобиля под погрузку и убытия после окончания ее.
Кроме того, по названным ТТН оборот алкогольной продукции с организациями осуществлялся путем заполнения трех ТТН (грузоотправителю, грузополучателю, для заведующей складом), вместо установленного количества - четырех.
18.05.2012 в присутствии генерального директора Общества составлен протокол об административном правонарушении N 253-10/2012, где в графе "объяснения" законный представитель ООО "Базис" не согласился с протоколом, пояснил, что обстоятельства, изложенные в протоколе, не свидетельствуют о нелегальном обороте алкогольной продукции и в связи с этим не образуют состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Управлением материалы административного дела направлены в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
За поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении указанных запретов.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно статье 3 названного Федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из названного Закона, иных федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Действие Закона N 171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. Производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
Пунктом 16 статьи 2 указанного Закона под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В силу статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области оборота алкогольной продукции запрещается ее оборот без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 10.2 N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортной накладной; 2) справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копий извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Как следует из пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, законодательство о регулировании производства и оборота алкогольной продукции не устанавливает правила заполнения товарно-транспортных накладных.
Согласно приложению к постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Требование об обязательном заполнении всех реквизитов ТТН, а также порядок ее оформления установлены также Инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7 и Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.83 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом" (далее - Инструкция).
В пункте 16 раздела II Инструкции указанно, что в разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель в строке "Погрузка", в графе "Дата (число, месяц), время, ч. мин прибытия, убытия" записать или проставить штамп - часами часы и минуты прибытия автомобиля под погрузку и убытия после окончания ее.
В пункте 20 раздела IV Инструкции указанно, что в строке "Принял" записывается должность, фамилия, имя и отчество материально ответственного лица, принявшего груз, подписью которого в той же строке и штампом предприятия-грузополучателя удостоверяется прием груза.
Госкомстат России и Минфин СССР являются федеральными органами исполнительной власти, в то же время, в статье 3 Закона N 171-ФЗ не указаны.
Судом первой инстанции установлено, что в момент проверки Обществом были представлены ТТН с недостатками оформления, из которых Управлением не было сделано вывода о том, что эти недостатки свидетельствуют о нелегальном обороте алкогольной продукции. В суд первой инстанции были представлены все перечисленные в протоколе об административном правонарушении ТТН, оформленные в полном соответствии с требованиями, тем самым недостатки оформления были устранены.
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в отсутствии как таковых документов, подтверждающих легальный оборот спиртосодержащей продукции.
По смыслу части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность установлена за отсутствие указанной документации, а не за ее непредставление контролирующим органам в момент проверки. Таким образом, отсутствие товарно-транспортных накладных в момент проверки само по себе не образует состава указанного административного правонарушения при их наличии в целом.
Аналогичная правовая позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 14.06.2007 N 2375/07.
Судом первой инстанции из представленных в материалы дела доказательств установлено, что документы, подтверждающие легальность оборота и качество спиртосодержащей продукции, имелись у Общества, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде, следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд обоснованно отклонил ссылку административного органа на судебную практику (решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4289/2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N 06АП-835/2012), поскольку в указанных судебных актах описаны иные обстоятельства дела, а именно, на момент проверки необходимые документы у юридических лиц отсутствовали и не были предъявлены в суд.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.07.2012 по делу N А04-4089/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4089/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Базис"
Третье лицо: ООО "Базис"