Поддержка малого бизнеса: вступает в силу новый закон
Небольшие предприятия быстрее крупных реагируют на изменения экономических условий в стране и являются источниками занятости для значительной части населения. Отдельные сферы деятельности (например, бытовые услуги) наиболее эффективно осваивают именно небольшие фирмы. С 1 января 2008 года вступает в силу новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Рассказываем об основных положениях этого закона и о тех преимуществах, которые он сулит малому бизнесу.
Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ (далее - Закон N 88-ФЗ) с нового года утрачивает силу. Его заменит Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Одно из важнейших новшеств - принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия. Определены виды и формы поддержки малого и среднего бизнеса.
Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства
В части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Необходимое условие, которому должны соответствовать юридические лица, - ограничение участия в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Исключение - активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%.
В зависимости от численности работников выделяются три категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация соответствует микропредприятию, а по размеру выручки - среднему, категория будет установлена по величине выручки.
Величина критериев рассчитывается за предшествующий календарный год. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Они могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в году деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня госрегистрации. Изменить категорию субъектов малого и среднего бизнеса можно, только если предельные значения будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.
С 1 января 2010 года вступает в силу часть 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.
Помимо сплошных статистических наблюдений предусмотрены выборочные статистические наблюдения. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения по микропредприятиям проводятся раз в год. Порядок проведения таких мероприятий определит Правительство РФ.
Важный момент: средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) рассчитывается по данным бухгалтерского учета.
Критерии, установленные законами N 88-ФЗ и 209-ФЗ, приведены в табл. 1.
Меры по развитию малого и среднего предпринимательства
Итак, какие действия предпринимает государство для развития малого бизнеса? В Законе N 209-ФЗ предусмотрены, в частности, налоговые льготы в виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.
Конкретные льготы определяются законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами. Чтобы получить поддержку, субъект малого и среднего предпринимательства должен зарегистрироваться в реестрах и представить документы, подтверждающие соответствие критериям и условиям, предусмотренным программами развития. Поддержка не оказывается кредитным, страховым организациям (кроме потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, ломбардам, игорным заведениям, участникам соглашений о разделе продукции и др. (ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ). В поддержке может быть отказано и в случае непредставления необходимых документов, а также невыполнения условий оказания поддержки.
Таблица 1. Сравнение критериев, установленных
Законом N 209-ФЗ и Законом N 88-ФЗ
Критерии | Закон N 209-ФЗ | Закон N 88-ФЗ |
Категории хозяйствующих субъектов |
Потребительские кооперативы и коммерчес- кие организации (за исключением государс- твенных и муниципальных унитарных пред- приятий) Индивидуальные предприниматели Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Коммерческие организации Физические лица, занимающие- ся предпринимательской дея- тельностью без образования юридического лица |
Доля участия в уставном ка- питале субъекта малого (среднего) предприниматель- ства (для юридических лиц) |
Не более 25% | Не более 25% |
Предельная численность ра- ботников |
От 101 до 250 человек включительно для средних предприятий До 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия (до 15 чело- век) |
От 30 до 100 человек в зависимости от вида деятель- ности организации |
Дополнительный критерий | Выручка от реализации товаров (работ, ус- луг) без учета НДС или балансовая стои- мость активов (остаточная стоимость ос- новных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не дол- жна превышать предельные значения, уста- новленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства |
- |
Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем, кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
Таблица 2. Привилегии, предусмотренные
Налоговым кодексом для небольших организаций
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Привилегия Ограничения в численных показателях | Прочие ограничения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Упрощенная система налогообложения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Переход на спецрежим со|Величина доходов по итогам 9 месяцев не более 15|Установлены пунктами|
|следующего года |млн. руб. (с индексацией на коэффициент-дефлятор) |3 и 4 статьи 346.12|
| |Средняя численность работников не свыше 100 человек |НК РФ |
| |Остаточная стоимость основных средств и НМА по| |
| |данным бухучета не более 100 млн. руб. | |
|------------------------+----------------------------------------------------+--------------------|
|Применение спецрежима |Величина доходов по итогам отчетного (налогового)| |
| |периода не более 20 млн. руб. (с индексацией на| |
| |коэффициент-дефлятор) | |
| |Средняя численность работников не свыше 100 человек | |
| |Остаточная стоимость основных средств и НМА по| |
| |данным бухучета не более 100 млн. руб. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на добавленную стоимость |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Освобождение от исполне-|Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг)|Установлены пунктами|
|ния обязанности налого-|без учета налога за каждые три последовательных|2 и 3 статьи 145 НК|
|плательщика |календарных месяца не превышает в совокупности 2|РФ |
| |млн. руб. | |
|------------------------+----------------------------------------------------+--------------------|
|Уплата налога и пред-|Ежемесячная в течение квартала сумма выручки от| - |
|ставление налоговой дек-|реализации товаров (работ, услуг) без учета налога| |
|ларации ежеквартально |не превышает 2 млн. руб. (с 1 января 2008 года для| |
| |всех налогоплательщиков налоговый период устанавли-| |
| |вается как квартал) | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на прибыль организаций |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Кассовый метод учета|В среднем за предыдущие четыре квартала сумма| - |
|доходов и расходов |выручки от реализации товаров (работ, услуг) без| |
| |учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал| |
|------------------------+----------------------------------------------------+--------------------|
|Уплата авансовых плате-|За предыдущие четыре квартала доходы от реализации| - |
|жей по итогам квартала |не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал| |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Имущественная поддержка предусматривает передачу во владение и (или) пользование государственного либо муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Передача может происходить на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Информационная поддержка заключается в создании информационных систем и телекоммуникационных сетей для обеспечения экономической, правовой, статистической и другой информацией субъектов малого и среднего бизнеса. Такая информация, например, может быть размещена на официальных сайтах органов исполнительной власти.
Консультационная поддержка бывает двух видов. Во-первых, это создание организаций, оказывающих консультационные услуги. Такие организации образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и включаются в программы по поддержке и развитию. Во-вторых, это компенсации произведенных и документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг.
Обучение кадров. Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства.
В Законе N 209-ФЗ предусмотрены виды поддержки в области инноваций и промышленного производства, внешнеэкономической, сельскохозяйственной и ремесленной деятельности.
Учет и отчетность малых предприятий
В законе только определены основные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Конкретные льготы по налогообложению и бухучету должны устанавливаться законодательством путем внесения поправок, издания новых законов и т.д. Посмотрим, какие преимущества для малого бизнеса в области учета и отчетности действуют на данный момент.
Формы статистической отчетности. Для организации статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства Росстат разработал новые формы. Они применяются с 2008 года. Для микропредприятий Росстат постановлением от 15.10.2007 N 77 утвердил форму N П-5(м), а постановлением от 15.10.2007 N 78 - формы для малых предприятий (кроме микропредприятий) N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" и ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"*(1).
Бухучет и отчетность. В статье 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрена возможность для субъектов малого предпринимательства вести бухгалтерский учет в упрощенной форме. В соответствии с данной нормой приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н были утверждены Типовые рекомендации. Однако хотя сейчас Типовые рекомендации продолжают действовать, они фактически не используются малыми предприятиями для организации бухучета, так как морально устарели. Напомним, что Минфин России разработал проект федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", цель которого - привести нормы Закона о бухгалтерском учете в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности российских хозяйствующих субъектов, а также устранить устаревшие нормы, неэффективные положения и пробелы действующего законодательства. В частности, данным законопроектом предусмотрена разработка и установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства. Проект закона передан на рассмотрение в Правительство РФ.
Малые фирмы могут не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы и соответствующие им постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.
Кроме того, субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, вправе представлять в составе годовой отчетности только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Организации, которые должны проводить аудиторскую проверку, также имеют право не сдавать в составе бухгалтерской отчетности формы N 3-5 при отсутствии соответствующих данных.
Налогообложение. Законодательством не предусмотрены льготы по налогам для субъектов малого предпринимательства. В то же время Налоговый кодекс устанавливает ограничения по величине выручки, численности работников, размеру остаточной стоимости основных средств и НМА для тех, кто переходит на спецрежим, получает освобождение от обязанности плательщика НДС и в некоторых других случаях. Соответствовать таким ограничениям могут небольшие фирмы (табл. 2).
В.А. Демина,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о порядке заполнения и представления указанных форм читайте в ближайших номерах журнала. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99