Комментарий к письму Минфина России от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649
Электронные билеты в России были узаконены недавно. А применение всех новшеств, как известно, вызывает немало вопросов. Минфин пояснил, что должен приложить к авансовому отчету сотрудник, чтобы фирма смогла учесть расходы на командировку при расчете налога на прибыль.
В командировку по электронному билету
Покупка электронного билета (e-ticket) - обычное дело во всем мире. Но не в России. Виной тому отсутствие правовой базы. Еще недавно наше законодательство признавало только бумажный билет в качестве документа, удостоверяющего факт заключения договора между авиакомпанией и пассажиром. Однако в начале этого года e-ticket был наконец-то узаконен и в нашей стране. Зарегистрированный в январе 2007 года приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 обеспечил признание электронного билета в качестве перевозочного документа. Предусмотрена следующая структура билета:
- электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число купонов может составлять от одного до четырех);
- электронный контрольный купон;
- электронный агентский купон;
- маршрут/квитанция.
Маршрут/квитанция является подтверждением факта приобретения электронного билета. Если он был куплен на сайте, квитанция будет выслана по электронной почте. Ее можно распечатать. Маршрут/квитанция содержит полную информацию о пассажире, перевозчике, рейсе, форме и деталях оплаты перевозки аналогично бумажному билету. Авиакомпании рекомендуют пассажирам иметь ее при себе на протяжении всего путешествия. Хотя для регистрации на рейс она необязательна.
Чтобы сделать применение электронного билета обыденным, нужно решить еще целый ряд технических, технологических и других проблем. К примеру, обеспечить во всех аэропортах возможность автоматизированной регистрации пассажиров с электронными билетами.
Другая сложность для авиакомпаний состоит в соблюдении требований Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Один из плюсов электронного билета в том, что пассажир может оплатить его покупку, не выходя из дома или офиса, кредитной картой через Интернет. Но такие расчеты подпадают под действие закона о ККТ. Выходит, авиакомпаниям нужно применять кассовые аппараты. Не пробивать чек при расчетах с населением можно в случае использования бланков строгой отчетности. Поэтому в пункте 2 приказа N 134 Минтранс указал, что маршрут/квитанция электронного билета должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете. Иначе нужно выдавать документ, подтверждающий оплату перевозки. Это может быть или бланк строгой отчетности, или кассовый чек.
Подтверждаем расходы
Несмотря на сложности электронные билеты все же входят в оборот. Причем если раньше e-ticket покупали сотрудники, командированные за рубеж, у иностранных авиакомпаний, то теперь и внутрироссийские поездки нередко сопровождаются приобретением электронного билета. А вместе с этим у фирм возникают вопросы о подтверждении расходов на проезд командированных сотрудников. Пока разъяснения финансового ведомства на данную тему противоречивы.
Так, например, в письме от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99 Минфин указывал, что если работник приобрел для поездки в командировку авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами могут быть распечатка электронного авиабилета и посадочный талон. Этих бумаг будет вполне достаточно для признания расходов в целях налогообложения прибыли. Заметим, что точно такую же точку зрения финансисты высказывали в отношении электронных билетов зарубежных авиакомпаний (письмо Минфина России от 08.09.2006 N 03-03-04/1/660).
В начале августа специалисты финансового ведомства подтвердили свою позицию (письмо Минфина России от 13.08.2007 N 03-01-10/6-239). Но вот к концу месяца их взгляды изменились. Финансисты, видимо, вспомнили, что Минтранс в приказе N 134 указал, что или e-ticket оформляется на бланке строгой отчетности, или к нему должен прилагаться документ об оплате. И уже в письме Минфина России от 27.08.2007 N 03-03-06/1/596 было разъяснено, что подтверждающими документами могут быть соответственно либо маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, либо чек или БСО. Логика, видимо, заключалась в том, что раз составление таких документов для авиакомпаний обязательно, значит, и фирмы могут требовать от работников прикладывать эти бумаги к авансовому отчету.
Но пробить чек через Интернет невозможно. Поэтому командированному, который купил электронный билет, нужно будет обращаться в офис продаж авиакомпании, чтобы получить свой чек. Такой механизм предлагает, например, "Аэрофлот". На сайтах же авиакомпаний "Сибирь" и "Трансаэро", которые также предоставляют возможность приобретения билетов в бездокументарной форме, ничего не сказано о том, как пассажир может получить чек или БСО (и может ли вообще это сделать). Напротив, специально для командированных "Сибирь" со ссылкой на письмо Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99 указывает, что для подтверждения расходов на проезд достаточно будет маршрутной квитанции электронного билета и оригиналов посадочных талонов.
В опубликованном письме Минфина также говорится о чеках как о подтверждающих документах. Но финансисты признали, что и прежняя позиция имеет право на жизнь. Фирма может учесть в налоговых затратах и косвенно подтвержденные расходы. При этом наряду с приказом о командировке (командировочным удостоверением), документами на проживание потребуются распечатка электронного билета или посадочный талон с указанием фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета. Напомним, что вся эта информация как раз и содержится в бланке маршрута/квитанции.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.