Комментарий к письму Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697
Спорный вопрос об учете в составе расходов платежей за превышение норматива сброса сточных вод разрешился в пользу налогоплательщиков. Правда, речь идет только о тех выбросах, которые производятся в рамках договоров, заключенных со специализированными организациями, осуществляющими очистку. Именно в отношении таких затрат финансовое ведомство разъяснило, что плата сторонней организации по приему и очистке сточных вод учитывается в составе материальных расходов в полном размере (в т.ч. и в части превышения согласованных объемов).
Относится ли плата за сверхнормативные сбросы сточных вод к материальным расходам?
Следует отметить, что ранее финансисты запрещали включать в налоговую себестоимость затраты на оплату сверхнормативных сбросов сточных вод (письма Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265, от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238). Хотя было и противоположное мнение.
Так, в письме от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18 Минфин России отмечал, что плату за услуги по приему, отведению и (или) очистке сточных вод абонента, которая взимается с налогоплательщика на основании договора, заключенного с организацией, осуществляющей такую очистку, в полном объеме относят к материальным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Новое разъяснение Минфина
В комментируемом письме свою позицию Минфин России аргументирует, ссылаясь на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167. В них говорится, что прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Одним из существенных условий договора с абонентом, согласно абзацу 7 пункта 13 Правил, является порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, в том числе за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Таким образом, плата абонента за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города должна быть предусмотрена в договоре. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса расходы на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод относят к материальным расходам.
ВАС на стороне компаний
Арбитражная практика по данному вопросу уже давно сложилась в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлении от 15.06.2005 N 15378/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проанализировал договор коммунальщиков с абонентом и установил, что этот документ составлен в соответствии с действующими городскими Правилами приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации. В договоре сказано, что прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими установленные нормы, производится за дополнительную плату. Таким образом, плата за превышение нормативного сброса является сверхнормативным тарифом. Судьи пришли к выводу, что повышенная плата за превышение нормативного сброса по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
В постановлении ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 рассмотрена аналогичная ситуация. Платежи за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод следует отличать от платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ. Исчисление последних регулируется Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632. Данным документом установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Все эти суммы не учитываются при налогообложении прибыли на основании пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса. Кроме того, в силу пункта 1 Порядка предусмотренные им платежи взимаются за определенные виды воздействия на окружающую среду, в число которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации не входит.
Позиция федеральных арбитражных судов
Федеральные арбитражные суды округов приходят к аналогичному выводу. Плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города является платой за услуги сторонней организации по приему и очистке сточных вод. В свою очередь законодательством прямо предусмотрена возможность отнесения таких расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А56-37462/2005, от 24.01.2005 N А26-8527/04-210, ФАС Уральского округа от 20.03.2007 N Ф09-1788/07-С3, от 16.10.2006 N Ф09-9300/06-С7).
Таким образом, плату сторонней организации за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации налогоплательщик, следуя рекомендациям финансового ведомства, вправе учитывать в составе материальных расходов.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.