г. Вологда |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А05-5036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Архангельского филиала Барановой А.М. по доверенности от 20.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Архангельского филиала на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2012 года по делу N А05-5036/2012 (судья Никитина С.Н.),
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Архангельского филиала (ОГРН 1037702023831; далее - ФГУП "Росморпорт") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Архсплав" (ОГРН 1092901004415; далее - ООО "Архсплав") о взыскании 691 953 руб. 84 коп. задолженности по уплате портовых сборов за период навигации 2010-2011 годов, 71 290 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 07.06.2010 по 26.06.2012, а также процентов за пользование денежными средствами, начисленных на сумму 691 953 руб. 84 коп. за период с даты принятия решения по день фактической уплаты долга по ставке рефинансирования 8% годовых (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2012 года исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Архсплав" в пользу ФГУП "Росморпорт" взыскано 13 894 руб. 86 коп. процентов, а также 1635 руб. 89 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ФГУП "Росморпорт" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, как и представитель в судебном заседании просят его отменить в части отказа во взыскании задолженности по уплате портовых сборов с плотов в размере 691 953 руб. 84 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 57 395 руб. 61 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 691 953 руб. 84 коп. за период с даты принятия решения по день фактической уплаты долга по ставке рефинансирования 8% годовых и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении данных исковых требований, а также взыскать с ответчика госпошлину в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы. Податель жалобы считает, что Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 (далее - Правила применения портовых сборов), распространяют свое действие и в отношении плотов, при этом для исчисления портовых сборов с буксирного состава с плотом необходимо учитывать судовые документы и документы, оформляемые при буксировке. Утверждение суда о том, что заявление капитана судна о размерах плота не относится к числу сделок и поэтому такой документ нельзя рассматривать как документ, выданный от имени владельца плота, апеллянт считает неверным. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств того, что собственником плотов являются иные лица.
ООО "Архсплав" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период навигации в 2010-2011 годах суда ООО "Архсплав" осуществляли судозаходы в порт Архангельск, что подтверждается заявлениями капитана на приход/выход судна и сторонами не оспаривается.
ФГУП "Росморпорт" выставило ООО "Архсплав" счета-фактуры на общую сумму 953 952 руб. 72 коп. портовых сборов за оказание в период навигации в 2010-2011 годах услуг по использованию объектов инфраструктуры портов и обеспечению безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним. Кроме того, ФГУП "Росморпорт" начислило и предъявило ООО "Архсплав" проценты за пользование чужими денежными средствами.
В связи с тем что ответчик уплатил портовые сборы только в сумме 152 309 руб. 84 коп., ФГУП "Росморпорт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании с ответчика оставшейся суммы задолженности по уплате портовых сборов в принудительном порядке.
Судом первой инстанции удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 894 руб. 86 коп., поскольку ответчиком допущена просрочка уплаты портовых сборов, начисленных с его судов.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для применения к плотам порядка расчета портового сбора, предусмотренного в пункте 1.7 Правил применения портовых сборов.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Согласно пункту 1.7 Правил применения портовых сборов ставки портовых сборов с судов установлены за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном Мерительном (классификационном) свидетельстве судна, в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (Лондон, 23 июня 1969 года).
В пункте 1.9 Правил применения портовых сборов предусмотрен порядок исчисления валовой вместимости баржебуксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов при расчете сборов, в соответствии с которым валовая вместимость определяется как сумма валовых вместимостей всех элементов составных плавучих объектов.
Плот является предметом договора буксировки.
Пунктом 1 статьи 88 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее - КВВТ РФ) предусмотрено, что в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (далее - буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.
Согласно пункту 2 статьи 88 КВВТ РФ буксировка буксируемых объектов осуществляется в соответствии с правилами буксировки и договором буксировки.
В настоящее время действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129 (далее - Правила плавания).
В Правилах плавания содержится определение понятия плота, под которым понимается любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном (далее - плот (соединение плавучего материала)).
В этих же Правилах имеется определение понятия буксируемого состава, под которым понимается судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами.
Плот как составная часть буксируемого состава не обладает валовой вместимостью, поэтому этот критерий расчета портового сбора к плотам неприменим.
Перечень судовых документов указан в статье 14 КВВТ РФ. Однако ни один из указанных в данной норме права документов не выдается на плот. При буксировке плота оформляется накладная на буксировку плота или судна по форме ГУ-5.
Заявление капитана судна о размерах плота не относится к числу сделок, и поэтому такое заявление нельзя рассматривать не только как судовой документ, но и как документ, выданный от имени владельца плота.
Кроме того, имеет значение и тот факт, что исходя из смысла Правил применения портовых сборов, портовый сбор за судно уплачивает судовладелец, как собственник судна или как лицо, которому судно передано в аренду, в то время как плот, сформированный как плавучее сооружение из бревен, предназначенное для транспортировки древесины, может и не принадлежать судовладельцу. Следовательно, на судовладельца, выступающего в данной ситуации в качестве буксировщика по договору буксировки плотов, будут возложены обязанности по уплате портового сбора за плавучее средство, ему не принадлежащее.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции надлежащим образом дана правовая оценка представленным доказательствам с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Выводы о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным судом по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2012 года по делу N А05-5036/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Архангельского филиала - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5036/2012
Истец: ФГУП "Росморпорт" в лице Архангельского филиала
Ответчик: ООО "Архсплав"
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3402/13
18.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8102/12
24.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6630/12
02.07.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5036/12