г. Томск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А45-10380/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
рассмотрев по правилам, установленном для рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 05 мая 2012 года по делу N А45-10380/2012 (судья Чернова О. В.)
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Пашин Лог", г. Новосибирск (ОГРН 1045404676426, ИНН 5408175447)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Пашин Лог" (далее по тексту - ЖСК "Пашин Лог", заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - Управление Росреестра) по определению кадастровой стоимости в размере 775,55 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8, расположенного в районе Пашиного Лога, МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области незаконными и об обязании Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее по тексту -Филиал) для земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8, расположенного в районе Пашиного Лога, МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, в связи с отсутствием кадастровой стоимости, применять нормативную цену земли, согласно постановлению Администрации Новосибирской области от 19.01.1998 года N 22 "О нормативной цене земли" и постановлению Правительства Новосибирской области от 01.11.2011 года N 470 "О нормативной цене земли" за 2010 год в размере 5 рублей за квадратный метр, за 2011 год - в размере 5 рублей за квадратный метр, в 2012 году - в размере 60 рублей за квадратный метр.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2012 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Кооперативом требований, поскольку внесение сведений о нормативной цене земли в государственный кадастр недвижимости действующим законодательством не предусмотрено; на момент вынесения оспариваемого судебного акта спорные сведения о кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости уже отсутствовали.
Филиал государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержал доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра, указав на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права в части привлечения в качестве второго заинтересованного лица Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, не являющегося юридическим лицом.
Кооператив в отзыве на жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - не подлежащей удовлетворению, поскольку арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменные отзывы заявителя и Филиала приобщен к материалам дела.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N а45-10380,12 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, произвел замену ненадлежащего второго заинтересованного лица - Филиала государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (дела по тексту - второе заинтересованное лицо, Кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра"), г. Москва, дело назначено к судебному разбирательству на 06.09.2012 года на 12 час. 00 мин.
В отзыве на заявление Кадастровая палата по существу требований возражает, ссылаясь на невозможность применения нормативной цены земли к спорному земельному участку.
В пояснениях к апелляционной жалобе Управление указывает на исправление технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка - 556 руб. за 1 кв.м.
Отзыв и пояснения приобщены к материалам дела.
В судебном заседании объявлен перерыв на 10.09.2012 года на 09 час.05. мин.
Определением суда от 10 сентября 2012 года судебное заседание отложено на 25 сентября 2012 года на 11 час. 45 мин. При этом апелляционным судом предложено заявителю в порядке ст. 49 АПК РФ уточнить предмет заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе, публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы заявления, отзывов на него, апелляционной жалобы и отзывов на нее, пояснения к апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из резолютивной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции обязал Филиал государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области для земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8, расположенного в районе Пашиного Лога, МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, в связи с отсутствием кадастровой стоимости, применить нормативную цену земли, согласно постановлению Администрации Новосибирской области от 19.01.1998 N 22 "О нормативной цене земли" и постановлению Правительства Новосибирской области от 01.11.2011 N 470 "О нормативной цене земли" за 2010 год в размере 5 рублей за квадратный метр, за 2011 год - в размере 5 рублей за квадратный метр, в 2012 году - в размере 60 рублей за квадратный метр.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиал не является юридическим лицом.
Таким образом, принимая решение о возложении на Филиал обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции фактически принял судебный акт о правах и обязанностях самого юридического лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, не привлеченного к участию в деле.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о принятии судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Апелляционным судом на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ дело рассматривается по правилам первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области N 174 от 31.07.2011 года предварительно согласовано предоставление заявителю земельного участка площадью 2,5 га прочих угодий для строительства индивидуальных домов (л.д.149 т.1).
26.08.2002 года постановлением территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области N 610 ЖСК "Пашин лог" предоставлен земельный участок площадью 2,1666 га прочих угодий с кадастровым номером 54:19:072602:0008, расположенный в районе Пашина лога в аренду сроком на 5 лет для дачного строительства с правом возведения жилых домов и с правом регистрации проживания в них; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д.157 т.1).
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2002 г.: вид разрешенного использования - для строительства индивидуальных жилых домов.
Протоколом от 07.11.2008 г. N 19/08-88 выявлена техническая ошибка в части вида разрешенного использования, решением N 19/08-888 техническая ошибка устранена, и в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для дачного строительства, уточненная площадь - 12 248 кв.м. (л.д.155,156 т.1).
Указанный земельный участок включен в перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка земель Новосибирской области 2004-2005 г.г., результаты которой утверждены Постановлением Администрации Новосибирской области от 28.05.2005 года N 63 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Новосибирской области". При этом удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составил 556 руб. за 1 кв.м.
В соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222 (далее по тексту- Методические указания N22), заинтересованным лицом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8 определена исходя из средних удельных показателей кадастровой стоимости земель Новосибирской области и составляла 775,55 руб. за 1 кв.м. (копия кадастрового паспорта - л.д.13 т.1).
Заявитель, полагая, что определение кадастровой стоимости земельного участка на основании Методических указаний N 22 является незаконным, а при не установлении по результатам оценки кадастровой стоимости земельного участка, считает, что с 2010 года должна применяться нормативная цена земли, установленная нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с указанными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре) определено, что данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3 этого же правового акта, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
По общему правилу, закрепленному в статье 4 рассматриваемого закона, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном указанным законом порядке документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пунктов 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно указанным Правилам N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (Приказ от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222) применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Проанализировав вышеприведенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции, учитывая утверждение в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 556 руб. за 1 кв.м. и определение его кадастровой стоимости в размере 6 809 888 руб., приходит к выводу о том, что установление Управлением кадастровой стоимости этого участка, исходя из средних удельных показателей кадастровой стоимости земель Новосибирской области в размере 775 руб., является неправомерным, а требования заявителя в указанной части - подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо, обнаружив ошибку, руководствуясь пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исправил ее, что подтверждается протоколом выявления технической ошибки от 26.03.2012 г. N 1228 и 19.04.2012 г. N 1553, решениями от 26.03.2012 г. N 54/12-18069 и 19.04.2012 г. N 54/12-234/10 (л.д. 161-163 т.1), в соответствии которыми, Кадастровой палатой исправлена неверно рассчитанная кадастровая стоимость спорного земельного участка с 775,55 руб. за 1 кв.м. на 556 руб. за 1 кв.м., с даты утверждения кадастровой стоимости.
Следовательно, с 19.11.2008 года в государственном кадастре содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8 в размере 6 809 888 руб.
Ссылка Управления на отсутствие спорных сведений в государственном кадастре недвижимости на момент вынесения решения судом первой инстанции, апелляционным судом не принимается, так как последующее исправление Кадастровой палатой указанных сведений не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании действий заинтересованного лица незаконными, так ими были нарушены законные права и интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности, учитывая применение кадастровой стоимости земельного участка для определения арендной платы или земельного налога, уплачиваемых ЖСК "Пашин Лог".
Что касается второго требования заявителя, что оно не может быть удовлетворено по следующим основаниям.
На основании постановления администрации Новосибирской области от 28.12.2009 года N 486-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Новосибирской области" вступила в силу 01.01.2010 года новая оценка земель.
Новая оценка земель осуществлялась в отношении земельных участков с соответствующим разрешенным использованием на основании перечня, стоящих на кадастровом учете земельных участков по состоянию на 01.01.2008 года.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок не попал в указанный перечень, и, соответственно, не был оценен.
Заявитель, исходя из не установления с 2010 года кадастровой стоимости для спорного земельного участка, просит суд обязать второе заинтересованное лицо для данного земельного участка применять нормативную цену земли, а именно: согласно постановлению Администрации Новосибирской области от 19.01.1998 года N 22 "О нормативной цене земли" и постановлению Правительства Новосибирской области от 01.11.2011 года N 470 "О нормативной цене земли" за 2010 год в размере 5 рублей за квадратный метр, за 2011 год - в размере 5 рублей за квадратный метр, в 2012 году - в размере 60 рублей за квадратный метр.
Между тем, пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заявителем с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Вместе с тем, арбитражный суд, разрешая спор по существу, должен правильно квалифицировать взаимоотношения сторон, определить круг юридических фактов, имеющих значение для дела, процессуальное положение лиц, участвующих в деле, исследовать доказательства, относящиеся к спору, правильно применить нормы материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
Как следует из взаимосвязанных положений статьи 49 и статьи 125 АПК РФ и разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, изменении либо прекращении его.
В соответствии статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству арбитражный суд должен определить характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
По смыслу статьи 6, пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленные требования по существу, исходя из фактических правоотношений.
Вышеизложенное предоставляет суду возможность после установления подлежащих применению норм права предложить истцу уточнить заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, исходя из задач судопроизводства в арбитражных судах: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской деятельности (статья 2 АПК РФ), суд апелляционной инстанции предложил Кооперативу уточнить предмет заявленных требований (определении от 10.09.2012 года).
При этом апелляционная инстанция обратила внимание заявителя на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Однако, определение суда оставлено заявителем без внимания, в связи с чем, апелляционный суд рассматривает требования заявителя в указанной части, исходя из избранного им способа защиты нарушенного права.
ЖСК "Пашин Лог", обращаясь с соответствующими требованиями, должен доказать наличие нарушенного права или законного интереса, а также то, что именно заявленные им требования приведут к восстановлению нарушенного права.
Так свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы, ООО "Пашин Лог" неоднократно изменял материально-правовые требования, сформулировав их как возложение обязанности на Кадастровую палату применять для земельного участка нормативную стоимость земли ("уточнение заявления о признании действий незаконными" -л.д.76-77т.1).
В качестве правового основания указан пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.57-58 т.1), в соответствии с которым, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
По мнению суда апелляционной инстанции, в пункте втором резолютивной части уточенного заявления, исходя из буквального толкования его формулировки, заявитель таким образом просит именно обязать Кадастровую палату внести в сведения ГКН о земельном участке с кадастровым номером 54:19:072602:8 его нормативную цену. Иной трактовки, учитывая полномочия органа кадастрового учета, установленные Законом о кадастре, Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, заявитель не предложил, а апелляционный суд не усматривает. Так как орган кадастрового учета не правомочен ни рассчитывать арендную плату, ни земельный налог на основании нормативной цены земли.
Однако внесение сведений о нормативной цене земли в государственный кадастр недвижимости не соответствует вышеприведенным нормам права, в соответствии с которыми в государственном кадастре недвижимости могут содержаться исключительно сведения о кадастровой стоимости земельной участка либо о его рыночной стоимости, определенные в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах, оснований для требования заявителя в данной части апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежит взыскания с Управления в пользу заявителя.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2012 года по делу N А45-10380/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по определению кадастровой стоимости в размере 775,55 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8, расположенного в районе Пашиного Лога, МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, незаконными.
В удовлетворении требований Жилищно-строительному кооперативу "Пашин Лог" о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, г. Новосибирск для земельного участка с кадастровым номером 54:19:072602:8, расположенного в районе Пашиного Лога, МО Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, применить нормативную цену земли, согласно постановлению Администрации Новосибирской области от 19.01.1998 года N 22 "О нормативной цене земли" и постановлению Правительства Новосибирской области от 01.11.2011 года N 470 "О нормативной цене земли" за 2010 год в размере 5 рублей за квадратный метр, за 2011 год - в размере 5 рублей за квадратный метр, в 2012 году - в размере 60 рублей за квадратный метр Ж
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в пользу Жилищно-строительного кооператива "Пашин Лог", г. Новосибирск государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10380/2012
Истец: АНО ЖСК "Пашин лог"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Третье лицо: АНО ЖСК "Пашин лог", ФГБУ филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" г. Москва, ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Новосибирской области