г. Владивосток |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А24-2718/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачёва,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод"
апелляционное производство N 05АП-7313/2012
на решение от 31.07.2012 года
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2718/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод" (ИНН 4101017329, ОГРН 1024101018413)
об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 23.05.2012 N 12/04-436 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу: Ковалева Д.С., представитель по доверенности от 07.12.2011 N 07-17/5065, сроком действия до 07.12.2012; удостоверение N 1659.
ЗАО "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод" не явилось
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округа (далее - Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, административный орган) от 23.05.2012 N 12/04-436 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением от 31.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с решением суда первой инстанции не согласилось и обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 23.05.2012 N 12/04-436.
Заявитель полагает, что судом необоснованно не учтен тот факт, что общество не могло произвести очистку территории до начала проведения проверки административным органом из-за наличия льда, шуги, снега и отсутствия подъезда к земельному участку. Также суд не учет тот факт, что в ходе проведения осмотра ртутные лампы были убраны, бочки вывезены на металлолом в день проверки 16.05.2012, что подтверждается замечаниями представителя общества по доверенности в протоколе осмотра территории от 16.05.2012. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы ссылается на добровольное выполнение вынесенного в отношении него предписания N 12/03-436 "об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды", что в силу пункта 7 статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель общества не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, судебная коллегия, рассмотрела апелляционную жалобу общего в отсутствие его представителя, по имеющимся в деле документам.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу считает доводы общества не подлежащими удовлетворению в полном объеме, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании распоряжения начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.03.2012 N 166 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования водных объектов, а также в области использования земель и их охраны.
В ходе проведения проверки выявлено захламление обществом отходами производства и потребления (обрывки тросов, обрывки полиэтиленовой цветной пленки, детали металлических узлов и конструкций, пустой корпус бытового холодильника, ртутные лампы и т.д.) принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 41:01:010132:132, расположенного в водоохраной зоне Авачинской губы. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 16.05.2012.
18.05.2012 государственным инспектором по Дальневосточному округу по охране природы Неженцем Н.А. в отношении общества составлен протокол N 12/04-436 об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
23.05.2012 вышеуказанным должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 12/04-436, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются в том числе юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 22 Закона N 89-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Согласно пунктам 3.2, 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках; хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 N 511, люминесцентные лампы ртутьсодержащие отнесены к отходам 1-го класса опасности. Собранные отходы хранятся в специальном месте временного размещения для последующей транспортировки на утилизацию.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этих цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп; хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в специальной таре.
Материалам административного дела (протокол об административном правонарушении N 12/04-436 от 18.05.2012, протокол осмотра от 16.05.2012, фотоматериалы) подтверждается захламление обществом отходами производства и потребления (обрывки тросов, обрывки полиэтиленовой цветной пленки, детали металлических узлов и конструкций, пустой корпус бытового холодильника, ртутные лампы и т.д.) принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 41:01:010132:132, расположенного в водоохраной зоне Авачинской губы. Названные доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Вина общества в совершенном административном правонарушении выразилась в том, что оно имело возможность и было обязано принять все зависящие от него меры по недопущению нарушений действующего законодательства в области обращения отходов при использовании принадлежащего ему земельного участка и не допустить захламление данного участка отходами производства и потребления. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Довод общества об отсутствии у него возможности произвести уборку и очистку береговой полосы из-за наличия льда, шуги, снега, отсутствия подъезда к земельному участку, опровергается имеющимися в материалах дела фотоматериалами.
То обстоятельство, что в ходе проведения осмотра ртутные лампы были убраны, бочки вывезены на металлолом не опровергает факт правонарушения на момент проверки для целей наличия оснований для привлечения к административной ответственности.
Ссылка общества на добровольное выполнение им вынесенного в отношении него предписания N 12/03-436 "об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды" не является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание назначено правонарушителю в соответствии с требованиями статьи 3.5 КоАП РФ и санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае размер санкции по статье 8.2 КоАП РФ применен административным органом к заявителю в минимальном размере (100000 рублей), что соответствует положениями статьи 4.1 КоАП РФ.
Срок привлечения общества к административной ответственности не пропущен.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, судебной коллегией не установлено.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия - нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.07.2012 года по делу N А24-2718/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Г.М. Грачёв |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2718/2012
Истец: ЗАО "Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу