Каким образом для целей налогообложения прибыли организаций: поставщика (продавца) и покупателя до и после 01.01.06 г. учитываются скидки (премии), предоставленные (выплаченные) поставщиком организации-покупателю с изменением и без изменения цены товара?
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что установленная соглашением сторон цена договора может быть изменена в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.
В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей.
Кроме того, в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых Деклараций периодов реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы.
Если же организация-продавец производит по окончании календарного года пересмотр суммы задолженности покупателя по рассматриваемому договору, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы, проданных покупателю товаров, то такая скидка на основании статей 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права.
В таком случае в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации сумма скидки до 2006 г. не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (основание: письмо ФНС РФ от 25.01.05 г. N 02-1-08/8@).
Федеральным законом РФ от 06.06.05 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" пункт 1 статьи 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.1 (вступающим в силу с 01.01.06 г.), в соответствии с которым расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, учитываются в качестве внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организацией-продавцом.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик-продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.
У организации-покупателя во всех случаях выплаты (предоставления) (до и после 01.01.06 г.) премия (скидка), полученная от продавца, в той же сумме является внереализационным доходом.
Методику применения скидок налогоплательщику-продавцу следует отразить в ценовой политике, а также в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Основание: письмо ФНС РФ от 25 января 2005 г. N 02-1-08/8@.
Г.Ч. Парфенова,
советник налоговой службы III ранга
1 октября 2007 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 16, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427