город Омск |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А75-2196/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7379/2012) открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2012 по делу N А75-2196/2012 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.02.2012 года N 284-ОК/34 года о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 51-ОК/34 от 16.02.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" - Мальцев М.А. по доверенности N 01-Д/12 от 20.01.2012 сроком действия до 31.01.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу
Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, административный орган) от 16.02.2012 N 284-ОК/34 года о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 51-ОК/34 от 16.02.2012.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2012 по делу N А75-2196/2012 в удовлетворении заявленных ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дел факта того, что Общество в течение длительного времени осуществляет деятельность по захоронению бурового шлама с нарушением экологических и санитарно-гигиенических требований в объекте размещения отходов (шламовом амбаре), который не отвечает установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к объектам захоронения производственных отходов, не проводит мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов - шламовых амбаров и в пределах их воздействия на окружающую среду, не проводит работы по восстановлению нарушенных земель (ликвидацию объектов размещения отходов), что свидетельствует о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованности оспариваемого представления.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о не осуществлении Обществом рекультивации и ликвидации шламовых амбаров как объектов размещения отходов и не принятии ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" мер по ликвидации шламового амбара, поскольку суд не принял во внимание ряд доказательств, представленных заявителем в материалы дела.
Податель жалобы также считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что на предприятии не ведется мониторинг за состоянием окружающей среды, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
По мнению Общества, судом первой инстанции необоснованно не учтено, что на сегодняшний день специальный порядок проведения мониторинга федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходов не установлен, и действия недропользователей в части мониторинга состояния окружающей среды не определены. При этом у Общества имеется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" 2010 года, согласованный Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, который устанавливает проведение мониторинга состояния окружающей среды, в том числе в части подземных вод.
Податель апелляционной жалобы также отмечает, что арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание, что действие санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 распространяется только на населенные пункты и только на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в материалы дела поступили также письменные объяснения, в которых заявитель указал на отсутствие у него обязанности по ликвидации и рекультивации шламовых амбаров, расположенных на кустовых площадках N N 32, 16, 35аб, 3б,3а Хохряковского месторождения.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, письменные пояснения заявителя, выслушав представителя ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Нижневартовским нефтегазодобывающим предприятием" в процессе осуществления хозяйственной деятельности эксплуатируются шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных отходов - бурового шлама. Отходы - буровой шлам размещен и хранится в шламовых амбарах на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовом амбаре на ЦПС Хохряковского месторождения нефти. Согласно представленным обществом приложений к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов количество размещенных отходов в шламовых амбарах составляет: шламовый амбар N 3а Хохряковского месторождения - 800 тонн вид отходов-шлам буровой: шламовый амбар N 3б Хохряковского месторождения - 960 тонн вид отходов шлам буровой: шламовый амбар N 35аб Хохряковского месторождения - 1080 тонн вид отходов - шлам буровой: шламовый амбар N 32 Хохряковского месторождения - 700 тонн вид отходов - шлам буровой: шламовый амбар N 16 Хохряковского месторождения - 1260 тонн вид отходов - шлам буровой: шламовый амбар N22 - вместимость 12726.4 тонн вид отходов - шлам буровой: шламовый амбар на ЦПС Хохряковского месторождения- вместимость ОРО 8857.6 тонн.
13.01.2012 Центром лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу произведен отбор проб отходов производства и потребления (нефтешлама на шламовом амбаре ЦПС Хохряковского месторождения. Согласно протоколу компонентного состава отхода N 27 от 26.01.2012 компонентный состав отхода (нефтешлама) составил: Нефть и нефтепродукты 83.226%; механические примеси - 16.360 %. хлоридо - ионы 0.014%: вода - 0.400%. Расчет класса опасности отхода показал, что отход (нефтешлам) на шламовом амбаре ЦПС Хохряковского месторождения относится к 3 классу опасности. При осмотре и отборе проб нефтешлама со шламового амбара (шламонакопителя) установлено размещение нефтешлама в шламонакопителе. При осмотре, каких либо систем ведения мониторинга (наблюдательных скважин) в месте размещения объекта размещения опасных отходов, не установлено.
По данному факту определением от 08.12.2011 N 1920 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 2 л.д. 122-123).
Согласно заявок поступивших от ОАО "Нижневартовскго нефтегазодобывающего предприятия" (письмо ОАО "ННП" от 19.08.2011) объекты размещения отходов на Хохряковском месторождения нефти внесены в реестр объектов размещения отходов, с присвоением регистрационного номеров: куст 32 регистрационный номер -14301: куст 16 регистрационный номер - 14302: куст 22 регистрационный номер -1403: Шламовый амбар на ЦП С Хохряковского месторождения- регистрационный номер N 14312: куст 35аб регистрационный номер -14304: куст 36 - регистрационный номер -14305. Условием регистрации являлось предоставление в адрес управления Росприроднадзора фактических данных о состоянии объектов, объемах размещенных отходов, системах защиты окружающей среды, а также видах мониторинга окружающей среды на объектах размещения отходов.
В ходе административного расследования предприятием не были представлены предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары, где размещены опасные отходы) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов. Административным органом установлено, что: контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод; объекты размещения опасных отходов - шламовые амбары на кустовых площадках на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, не рекультивированы, не ликвидированы и не сданы комиссии по приемке рекультивации земель в соответствии с Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Определением 09.12.2011 у Общества истребованы сведения, касающиеся кустовой площадки и шламового амбара кустов N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламового амбара на ЦПС Хохряковского месторождения нефти, в том числе журнал учета размещенных отходов, объем и виды размещенных отходов, котроые Общество представлены не были.
По факту выявленных нарушений административным органом 06.02.2012 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 3 л.д. 26-32).
Представлением от 16.02.2012 N 51-ОК/34 обществу указано на необходимость в течение месяца устранить выявленные нарушения (т. 3 л.д. 45-46).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 16.02.2012 вынесено постановление N 284-ОК/34 о назначении административного наказания, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т. 2 л.д. 24-28).
Полагая, что постановление от 16.02.2012 N 284-ОК/34 и представление от 16.02.2012 N 51-ОК/34 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
06.06.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ОАО "Нижневартовским нефтегазодобывающим предприятием" в процессе осуществления хозяйственной деятельности эксплуатируются шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных отходов - бурового шлама. Отходы - буровой шлам размещен и хранится в шламовых амбарах на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовом амбаре на ЦПС Хохряковского месторождения нефти.
Как следует из материалов административного производства, основанием для привлечения ОАО "Нижневартовскго нефтегазодобывающего предприятия" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили установленные в ходе административного расследования факты того, что ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" не представлены в полном объеме предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объекту размещения отходов (шламовый амбар, где размещены опасные отходы) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод. Кроме того, указанный объект размещения опасных отходов не рекультивирован, не ликвидирован и не сдан комиссии по приемке рекультивации земель, тем самым Обществом нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", пункт 3.6. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", раздел 7 СанПин 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", пункт 5.7 СанПиНа 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса Российской Федерации". СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". ГОСТ 17.1.3.06-82 "Общие требования к охране подземных вод", часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 7.2. статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", пункт 2.8. пункт 2.11. приложения 5 (пункт 7.1.2.) Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации), утвержденных Письмом Минприроды России от 21.07.1994 N 01-15/29-22115.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Организация и проведение экологического мониторинга и производственного контроля осуществляется на основе Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с целью обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления, своевременного выявления источников риска и предотвращения влияния на население и объекты окружающей среды.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспонировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 данной статьи запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающим к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как утверждает податель апелляционной жалобы, на сегодняшний день специальный порядок проведения мониторинга федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходов не установлен, а действия недропользователей в части мониторинга состояния окружающей среды не определены.
Податель жалобы считает, что соблюдает необходимые требования, установленные законодательством для владельца объекта размещения отходов, поскольку на предприятии утвержден и исполняется Проект системы локального экологического мониторинга Хохряковского лицензионного участка от 17.01.2006, согласованный Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО-Югры от 24.08.2006 года и ФГУ ЦЛАТИ по Уральскому ФО по ХМАО от 25.08.2006 Согласно указанному проекту Общество осуществляет мониторинг состояния окружающей среды (в том числе и по подземным водам) в целом по лицензионному участку в рамках исполнения Проекта системы локального экологического мониторинга Хохряковского лицензионного участка, а также Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25.10.2010.
Изложенная позиция подателя апелляционной жалобы, по убеждению суда апелляционной инстанции, не может служить основанием для освобождения ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" от административной ответственности в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, проект ведения системы локального мониторинга в границах Хохряковского лицензионного участка обществом был разработан в 2006 году в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО от 29.07.2003 N 302-П "Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО" (далее Требования).
В силу пункта 2.1. вышеуказанных Требований для определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка территории ХМАО необходимо:
а) провести инвентаризацию основных источников и зон антропогенного воздействия на природную среду в границах лицензионного участка, включая источники сторонних организаций.
б) подготовить проект определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка, с обоснованием количества и местоположения пунктов опробования сред, периодичности и перечня контролируемых показателей;
в) провести в соответствии с проектом определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, снежном покрове, поверхностных водах, донных отложениях и почвах, подлежащих исследованию в обязательном порядке;
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Требований "Проект определения исходной загрязненности лицензионных участков должен основываться на результатах инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка". Обязательной инвентаризации подлежат: Кустовые площадки; Шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации).
Из вышеприведенных положений Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО от 29.07.2003 N 302-П "Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО" следует, что обязанность по определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка территории ХМАО в соответствии с указанным выше алгоритмом действий, включающего проведение обязательной инвентаризации кустовых площадок и шламовых амбаров, а также основных источников и зон антропогенного воздействия на природную среду в границах лицензионного участка; подготовку проекта определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка с соответствующим обоснованием; определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, снежном покрове, поверхностных водах, донных отложениях и почвах, подлежащих исследованию, возложена на недропользователей.
В рассматриваемом случае какая-либо информация о шламовых амбарах на кустовых площадках N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовом амбаре на ЦПС Хохряковского месторождения в Проекте системы локального экологического мониторинга Хохряковского лицензионного участка Обществом не отражена.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также не содержит сведений об имеющихся на Хохряковском лицензионном участке шламовых амбарах как объектах размещения отходов, а содержит информацию только лишь по полигону ПО и ТБО Хохряковского месторождения.
Следовательно, Общество не могло вести мониторинг состояния окружающей среды на вышеуказанных шламовых амбарах Хохряковского месторождения по данному проекту, так как им не были выполнены требования указанные в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского АО от 29 июля 2003 года N 302-П "Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО".
При этом согласование Проекта системы локального экологического мониторинга Хохряковского лицензионного участка с Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО-Югры и ФГУ ЦЛАТИ по Уральскому ФО по ХМАО не свидетельствует об освобождении Общества от обязанности осуществлять
контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод и вести мониторинг состояния окружающей среды на вышеуказанных шламовых амбарах Хохряковского месторождения в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Более того, Проект системы локального экологического мониторинга Хохряковского лицензионного участка, не может подтверждать доводы ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" об отсутствии необходимости проведения мониторинга подземных вод из скважин или объектов, расположенных на территории Хохряковского месторождения нефти, поскольку спорные шламовые амбары поставлены на учет как объект размещения отходов в период с 2009-2010 годы, что следует из письма Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре N 03-1/6406 от 13.10.2011 (т. 2, л.д. 188-121).
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, при строительстве скважин применялся амбарный способ бурения, то есть бурение со сбором и последующим захоронением отходов бурения в шламовом амбаре. Таким образом, шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовый амбар на ЦПС Хохряковского месторождения нефти, являются объектами размещения отходов бурения, что подтверждает и факт их включения в соответствующий реестр (т. 2, л.д. 118-119).
Следовательно, данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
Статьёй 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлена, в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Следовательно, общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (СанПиН 2.1.7.1322-03).
Согласно пункту 1.3 указанных СанПиН требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией указанных объектов (мест захоронения отходов) и рекультивацией земель.
Следовательно, поскольку шламовые амбары предназначены для захоронения отходов производства (отходов бурения), то они относятся к объектам размещения отходов и на них распространяются требования данных санитарных норм и правил.
Гигиенические требования к охране подземных вод при организации и эксплуатации объектов размещения отходов, в том числе промышленных, установлены Санитарными правилами "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения СП 2.1.5.1059-01", утвержденными главным государственным врачом Российской Федерации 16.07.2001.
В силу пункта 1.3 указанных Санитарных правил они обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в облает охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 3.1 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов.
Согласно пункту 3.2 СП 2.1.5.1059-01 мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов
Согласно пункту 3.6 указанных Санитарных правил выбуренный шлам, твердые отходы производства, материалы и реагенты, непригодные к дальнейшему использованию, должны направляться в шламоотвалы и на полигоны захоронения промышленных отходов в зависимости от класса опасности отходов. На соответствие гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламоотвалов и полигонов захоронения промышленных отходов и их обустройства органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При этом соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.
Поскольку шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовый амбар на ЦПС Хохряковского месторождения нефти, являются объектами размещения опасных отходов - бурового шлама, к ним и применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе в части предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01, СанПин 2.1.7.1322-03.
На необходимость соблюдения требований указанных санитарных норм и правил и было указано в оспариваемом постановлении Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Нефтяной шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды безусловно вызывает их загрязнение. При этом по смыслу вышеуказанных Санитарных правил обязательность производственного контроля предусматривается со стороны юридических лиц, деятельность которых может прямо и косвенно оказывать влияние на качество подземных вод.
Таким образом, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, данные Санитарные правила обязательны для соблюдения не только при осуществлении деятельности связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, но и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, что имеет место быть в рассматриваемой ситуации.
Пункт 5.2 раздела V "Требования к организации контроля за охраной подземных вод" СП 2.1.5.1059-01 также предусматривает обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Пунктами 5.3, 5.4. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в обязательном порядке при эксплуатации объектов складирования твердо-бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями, для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод.
Согласно пунктам 5.6, 5,7 указанных Санитарных правил периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Такая программа ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" представлена не была.
При этом государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств. Пунктом 6.3 раздела 6 "Требования к оформлению результатов отбора проб" ГОСТ 51592-2000 установлено, что результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб, с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия при отборе проб; температуру воды при отборе пробы (при необходимости; метод подготовки к хранению (при необходимости; цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Таким образом, в силу изложенного хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов в шламовом амбаре, обязан проводить мониторинг данного объекта размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также контроль за данным объектом размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха. При этом порядок проведения такого мониторинга, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, установлен процитированными нормами.
Материалами дела подтверждается, что мониторинг за состоянием окружающей среды, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод на шламовых амбарах, расположенных на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовом амбаре на ЦПС Хохряковского месторождения нефти в соответствии с вышеуказанными нормативными актами заявителем не ведется, что по существу им не оспаривается.
Помимо этого, согласно пункту 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, в разделе ПНООЛР "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды: если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора: результатов контрольных замеров за последние 2-3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды. Сведения о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке. По общепринятым нормам осуществление мониторинга предполагает отбор проб и их анализ в лаборатории, аккредитованной на такие виды работы. Объем определяемых показателей и периодичность проб обосновываются в проекте мониторинга, разрабатываемым для каждого объекта размещения отходов отдельно.
Согласно пункту 4.6. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных письмом Минприроды России от 21.07.1994 N 01-15/29-22115, для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях.
В нарушение названных природоохранных требований обществом не были представлены журнал учета размещения отходов. Кроме того, у общества отсутствует паспорт отходов, размещаемых на объектах размещения отходов Хохряковского месторождения нефти.
Как уже отмечалось выше, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" также вменяется в вину то, что шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 32, 16, 22, 35аб, 3б, 3а, шламовый амбар на ЦПС Хохряковского месторождения нефти не рекультивированы, не ликвидированы и не сданы комиссии по приемке рекультивации земель.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает основные цели охраны земель:
- земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности;
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно подпунктам 2, 6 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель и рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов разрешенного использования лесов, при этом, по верному замечанию суда первой инстанции, Лесной кодекс не предусматривает использование земель лесного фонда под размещение отходов, тем более под захоронение.
Согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1, 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" в целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство Российской Федерации постановило, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденных Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы, в том числе и на проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных Основных положений о рекультивации земель ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" не осуществило в полностью ликвидацию объекта, надобность в котором миновала (шламовый амбар), не осуществило очистку рекультивируемой территории от производственных отходов (бурового шлама).
Вместе с тем согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в материалы дела представлены следующие документы:
- договор аренды земельного участкаN N2135/ННП35/0006/07 от 29.12.2006 (т.1 л.д. 146-149) устанавливающий обязанность общества по истечении срок действия договора передать участок арендодателю в состоянии, пригодном для дальнейшего использования по назначению, при этом в случае нарушения земель в период их использования общество обязано вернуть земли в рекультивированном состоянии Срок действия данного договора установлен до 25.11.2013;
- договор аренды лесного участка N 335/09-08-КА от 21.10.2009 (т.3 л.д.94-970, устанавливающий обязанность общества как арендатора осуществить рекультивацию земель на используемом по договору лесном участке на основании части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, а также передать лесной участок арендодателю в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования, в случае прекращения действия данного договора, в том числе при его досрочном расторжении (пункт 4.4). Срок действия данного договора установлен до 16.09.2014;
С учетом содержания указанных договоров податель апелляционной жалобы полагает, что непроведение рекультивации до истечения срока действия названных договоров не должно считаться нарушением, и указанное свидетельствует об отсутствии вины в действиях общества.
Актом итогового контроля от 10.10.2011 подтверждается, что рекультивация земель расположенных под шламовым амбаром на кустовой площадке 32 Хохряковского месторождения производилась силами своего собственного подразделения УНП-1 в соответствии с Типовым проектом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции частично принимает доводы апелляционной жалобы ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" и полагает возможным согласиться с позицией заявителя об отсутствии его вины в действиях по неликвидации рассматриваемых шламовых амбаров и нерекультивации прилегающих к нем земельных участков.
Таким образом, поскольку обществом не были представлены в полном объеме предусмотренные законодательством результаты мониторинга по объекту размещения отходов (шламовый амбар) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, и материалами дела подтвержден тот факт, что контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод обществом не ведется, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи основания для признания незаконным оспариваемого представления Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, выданного последним обществу в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также отсутствуют.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом административного органа в отсутствие представителя ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", надлежащим образом извещенного о времени и месте его вынесения, в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено Управлением в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере (100 000 руб. 00 коп.).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" требований в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2012 по делу N А75-2196/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2196/2012
Истец: ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханю-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югра