г. Хабаровск |
|
10 октября 2012 г. |
А04-2949/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" - Колягиной Т.Е., представителя по доверенности от 13.08.2012 N 15;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области - Швец Ю.А., представителя по доверенности от 01.02.2012 N 7;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
на решение от 25 июня 2012 года
по делу N А04-2949/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области
об оспаривании ненормативного правового акта
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Амурской области) об устранении нарушений в сфере санитарного законодательства от 02.04.2012 N 196.
Оспаривая законность предписания, заявитель считает, что общество как ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не отвечает за качество услуг во внутридомовых инженерных сетях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области".
Решением арбитражного суда от 25 июня 2012 года заявителю в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене предписания от 02.04.2012 N 196 об устранении нарушений в сфере санитарного законодательства, отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "Амурские коммунальные системы" одновременно является и ресурсоснабжающей организацией и исполнителем услуг по горячему водоснабжению многоквартирного дома, а потому в силу требований пунктов 3, 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, общество несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды, не только на границе сетей, входящих в состав общего имущества, но и конечному потребителю.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Амурские коммунальные системы" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Апелляционная жалоба предъявлена по доводам, аналогичным доводам, заявленным в суде первой инстанции.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области в письменном отзыве выразил согласие с обжалуемым судебным актом, апелляционную жалобу общества просил отклонить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ОАО "Амурские коммунальные системы" и Управления Роспотребнадзора по Амурской области настаивали каждый на своей позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения Управлением Роспотребнадзора по Амурской области административного дела N 108 и проведения административного расследования в отношении ОАО "Амурские коммунальные системы" послужило заявление гражданина Грязева Д.В. о ненадлежащем качестве предоставления услуги по горячему водоснабжению (г. Благовещенск, ул. Калинина, д.150 кв. 16А).
По результатам экспертизы установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора - в кухне, ванной комнате не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения".
В целях устранения выявленных нарушений и соблюдения обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Амурской области предписано (предписание от 02.04.2012 N 196) обеспечить потребителей дома N 150, расположенного по ул. Калинина г. Благовещенска коммунальной услугой (горячее водоснабжение) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения".
Оспаривая законность предписания, ОАО "Амурские коммунальные системы" считает, что не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, и не является исполнителем коммунальных услуг, несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, с выводами суда первой инстанции о том, что ОАО "Амурские коммунальные системы" отвечает за качество предоставляемой коммунальной услуги и обязано исполнить выданное ему законное предписание следует согласиться.
Статьей 5 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С (пункт 2.5 СанПин 2.1.4.2496-09)
Как следует из экспертного заключения N 34 от 24.02.2012 температура горячей воды на вводе в жилой дом (подвал) по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул.Калинина, 150 составляет +59 град.С.
Температура горячей воды в месте водоразбора - в кухне и в ванной комнате квартиры N 16А жилого дома по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 150 составляет +51 град.С, +49 град.С, что не соответствует гигиеническому нормативу (не ниже +60град.С и не выше +75 град.С), установленному п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, включая их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307, действовавшие в спорный период).
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг при непосредственном управлении многоквартирным домом может быть иная организация, в данном случае производящая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Таким образом, при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме и представлении коммунальных услуг собственникам жилых домов, ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальные услуги, но не обслуживающая внутридомовые инженерные системы, может быть признана исполнителем.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, на основании протокола от 27.01.2009 N 13 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Калинина, 150, собственниками выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом.
В соответствии с агентским договором от 24.07.2006 N 5/869, заключенным между ООО "Энергокомфорт". Единая Амурская сбытовая компания (далее - агент) и ОАО "Амурские коммунальные системы" (далее - принципал), принципал поручает, а агент берет на себя обязательства совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия по сбору платежей за услуги по теплоснабжению потребителям, юридическим лицам, а также по начислению, сбору платежей и выставлению квитанций на оплату услуг бытовым потребителям.
Принимая во внимание положения статей 540 ГК РФ и пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между собственниками многоквартирного дома и ОАО "Амурские коммунальные системы" фактически заключен договор на предоставление коммунальных услуг. Плату за оказанные услуги по тарифам, утвержденным постановлением от 14.01.2011 N 88, получает указанная организация.
В соответствии с частью 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжаюшую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что с ОАО "Амурские коммунальные системы" заключен договор на предоставление именно коммунальных услуг. Горячее водоснабжение входит в состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (пункт 6 Правил).
В связи с чем, доводы о том, что ОАО "Амурские коммунальные системы" не является исполнителем услуг по горячему водоснабжению, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Доказательств того, что ухудшение качества предоставления коммунальных услуг, произошло в результате обстоятельств непреодолимой силы, ОАО "Амурские коммунальные системы" не доказано.
Общество в суде первой инстанции заявляло о наличии погрешности в приборе - термометре, однако указанный довод обоснованно отклонен судом, поскольку даже при наличии погрешности в +/- один градус, что установлено в ходе заседания на основании данных паспорта термометра, исполнителем коммунальных услуг требования нормативов не обеспечены.
В апелляционной инстанции общество заявило о вине потребителя в несоответствии качества услуги, однако документально такие доводы не подтверждены, кроме того, обществом не доказано, что нарушения нормативного уровня связано именно с действиями потребителя. В ходе проверки уполномоченным органом установлено несоответствие температур и на границе балансовой принадлежности.
Остальные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25 июня 2012 года по делу N А04-2949/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2949/2012
Истец: ОАО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3706/13
30.05.2013 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2949/12
18.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-237/13
10.10.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4044/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2949/12