г. Вологда |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А05-4441/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от Военного комиссариата Архангельской области Киприянова А.С. по доверенности от 20.09.2012 N 40,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2012 года по делу N А05-4441/2012 (судья Макаревич И.А.),
установил:
Военный комиссариат Архангельской области (ОГРН 1022900550408; далее - Комиссариат) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" (ОГРН 1022901353859; далее - Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" (ОГРН 1022901353474; далее - Комитет), муниципальному предприятию "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области (ОГРН 1042901303840; далее - Предприятие) о признании за ним права оперативного управления на относящиеся к федеральной собственности объекты: здание, расположенное по адресу: Архангельская обл., Красноборский муниципальный район, муниципальное образование "Алексеевское", с. Красноборск, ул. Плакидина, д. 28, строение 1, инвентарный номер 19004015; здание, расположенное по адресу: Архангельская обл., Красноборский муниципальный район, муниципальное образование "Алексеевское", с. Красноборск, ул. Плакидина, д. 28, инвентарный номер 19004016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприятие с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что после введения конкурсного производства конкурсным управляющим спорные здания включены в конкурсную массу должника. В данном случае недвижимое имущество должника может быть продано только с торгов, а денежные средства от продажи поступят в конкурсную массу должника.
Комиссариат в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация и Комитет в отзывах на апелляционную жалобу просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчики и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Красноборского районного Совета народных депутатов от 13.04.1988 N 91 вновь построенное здание по ул. Плакидина 30 в с. Красноборск передано под допризывный пункт с общежитием для допризывников и размещение райвоенкомата. Впоследствии почтовый адрес здания изменен на ул. Плакидина, д. 28. С этого времени здание находится во владении Комиссариата, который несет расходы по его содержанию.
Завершенные строительством в 1993 году помещения гаража по ул. Плакидина 28, стр. 1, в пос. Красноборск также с момента постройки находятся во владении Комиссариата.
Постановлением администрации Красноборского района от 02.09.1994 N 4/23 "О принятии на баланс административного и производственного зданий по ул. Плакидина 28" административное здание и производственные пристройки (гаражи, дизельная) по ул. Плакидина, 28, переданы с баланса администрации Красноборского района на баланс Красноборского производственного предприятия жилищно - коммунального хозяйства.
В пункте 2 постановления указано, что оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению административного здания и производственных построек производит райвоенкомат.
Постановлением Администрации от 20.12.2004 N 386 построенное в 1988 году здание Военного комиссариата и гаражи 1993 года постройки переданы Комиссариату в безвозмездное пользование.
Комиссариатом и Комитетом заключен договор от 02.02.2005 безвозмездного пользования зданиями райвоенкомата и помещениями гаража.
Оба объекта включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования"Красноборский муниципальный район".
На основании распоряжения Администрации от 31.08.2004 N 131 "О принятии на баланс муниципального имущества" в хозяйственное ведение Предприятия в составе другого имущества переданы административное здание и гараж, расположенные в с. Красноборск, ул. Плакидина, д. 28 и д. 28, стр. 1.
Полагая, что в реестр муниципальной собственности включено имущество, относящееся в федеральной собственности и принадлежащее Комиссариату на праве оперативного управления, Комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления на административное здание и помещения гаража.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными по праву.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Согласно пункту 1 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2, 3 к Постановлению N 3020-1.
На основании пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон "Об обороне") имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (далее - Положение), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4 Положения).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что оба здания по ул. Плакидина 28, в с. Красноборск с момента их постройки находятся во владении Комиссариата.
Административное здание построено в 1988 году, до разграничения государственной собственности. Гараж построен в 1993 году силами и средствами Красноборского райвоенкомата.
При таких условиях, установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество входило в имущественный комплекс вооруженных сил, суд первой инстанции правомерно сослался на пункт 2 раздела II приложения 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности и в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона "Об обороне" на праве оперативного управления у истца.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о признании за истцом права оперативного управления на спорные нежилые помещения, признав включение данного имущества в перечень муниципальной собственности противоречащим закону.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2012 года по делу N А05-4441/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4441/2012
Истец: Военный комиссариат Архангельской области
Ответчик: Администрация МО "Красноборский муниципальный район", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район", МП "Теплоснаб" МО "Красноборский муниципальный район", МП "Теплоснаб"МО "Красноборский район" АО
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области