город Воронеж |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А35-15184/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курская мостостроительная фирма "Строймост": Калинина М.И., представителя по доверенности N 6 от 22.03.2012; Финашкина Ю.В., представителя по доверенности от 10.02.2012;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: Овчинникова К.Н., представителя по доверенности N 02.2пр-01-20/49 от 10.01.2012;
от Территориального управления по распоряжению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курская мостостроительная фирма "Строймост" на решение Арбитражного суда Курской области от 20.07.2012 по делу N А35-15184/2011 (судья Морозова М.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Курская мостостроительная фирма "Строймост" к Комитету по управлению имуществом Курской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Территориальное управление по распоряжению государственным имуществом в Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска,
о признании незаконными действий комитета по управлению имуществом Курской области, выразившихся в уклонении от принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности;
об обязании комитета по управлению имуществом Курской области, переоформить право постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" путем заключения договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курская мостостроительная фирма "Строймост" (далее - Общество, заявитель, ООО общество "Курская мостостроительная фирма "Строймост") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - КУИ Курской области, Комитет), выразившихся в уклонении от принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности; об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области переоформить право постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" путем заключения договора купли-продажи, с учетом принятых судом уточнений.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.07.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований ссылается на то, что суд области неправильно определил объем прав и обязанностей участников спорного правоотношения, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применил нормы материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что оспариваемые действия Комитета не соответствуют положениям ст.ст. 2,3,10,11,28,29,36 ЗК РФ, Федерального закона от 27.07.2012 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Административного регламента по предоставлению комитетом по управлению имуществом Курской области государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного Приказом от 31.12.2009 N 01-17/69, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как создают препятствия по выполнению обязанности использовать земельный участок на основании надлежащим образом оформленных земельно-правовых отношений. Ссылается на то, что Общество является имущественным комплексом, который использует свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи считает, что оно имеет право по льготной цене приобрести земельный участок с кадастровым номером 46:29:103191:1, находящийся у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, путем переоформления прав пользования на право собственности. Податель жалобы указывает, что им Комитету были представлены все документы, необходимые для переоформления прав на земельный участок, согласно перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. При этом ссылается на положения ч. 5 ст. 36 ЗК РФ, запрещающие органам государственной власти требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным перечнем.
Кроме того, заявитель считает, что нерассмотрение Комитетом заявления Общества и непринятие по нему в установленные сроки решения о предоставлении участка в собственность либо об отказе в предоставлении такого участка свидетельствует о незаконности действий государственного органа. Применением судом первой инстанции положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" полагает необоснованным. Ссылается на отсутствие на спорном земельном участке бесхозяйных недвижимых объектов.
Представители подателя жалобы в судебном заседании апелляционного суда доводы своей жалобы поддерживают, просят обжалуемое решение отменить.
Представитель КУИ Курской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене. Указывает, что при изучении поступивших от Общества документов было установлено, что на испрашиваемом земельном участке помимо объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, расположены иные объекты недвижимости, на которые у заявителя отсутствовали правоустанавливающие документы. Учитывая поступившую от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска информацию о том, что ведется работа по оформлению права собственности муниципального образования "г. Курск" на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества, КУИ Курской области указал на невозможность предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка до определения собственников объектов недвижимости.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска, Территориальное управление по распоряжению государственным имуществом в Курской области доводы апелляционной жалобы не оспорили, отзывы на жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.09.2012 по 01.10.2012.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Администрации Курской области Решением N 01.18/205 от 01.09.1993 создал на базе структурного подразделения Мостоотряда N 109 акционерное общество открытого типа "КУРСКСТРОЙМОСТ". Также был сформирован уставной капитал Общества, основные средства поставлены на баланс.
Общим собранием коллектива организации 25.01.1993 был утвержден типовой план приватизации, содержащий в приложениях к плану перечень имущества предприятия, жилищного фонда, машин, оборудования, зданий и сооружений.
Постановлением главы Администрации г. Курска N 311 от 07.04.1995 АООТ "КУРСКСТРОЙМОСТ" (в настоящее время ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост") в постоянное пользование предоставлены земельные участки для производственно-хозяйственной деятельности: по ул. Строительная, 8, площадью 4,9225 га, по ул. Димитрова, 105, площадью 0,1624 га. Обществу выдан Государственный акт на право пользования землей.
06.07.2011 ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" обратилось в КУИ Курской области с заявкой на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости. В заявке указаны сведения об участке: кадастровый номер 46:29:103191:1, площадь 53 821 кв.м., адрес: г. Курск, ул. Экспедиционная, 9. Также Обществом в заявлении приведен перечень объектов недвижимости, расположенных на земельном участке: Участок подъездного подкранового ж/д пути N 4; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 5; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 7; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 8; Пропарочная камера (литер "Г2"); Нежилое здание (литер "В4"); Нежилое здание (литер "В1").
Комитете письмом N 04.1 пр-01-20/7034 от 29.07.2011 сообщил Обществу, что в целях приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения и сооружения, необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка, содержащий описание всех частей участка, занятых объектами недвижимости.
Во исполнение указанного сообщения Общество направило в адрес Комитета кадастровый паспорт земельного участка кадастровый номер 46:29:103191:1.
В письмах от 23.11.2011 N 04.1пр-01-20/11598 и от 08.02.2012 N 02.2-01-20/1409 КУИ Курской области сообщил Обществу о том, что из представленных документов усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, в том числе не принадлежащие заявителю и являющиеся бесхозяйными вещами. Также Комитет указал, что уполномоченными органами проводится работа по уточнению собственников таких объектов, и до определения собственников имущества у Комитета отсутствуют правовые основания для предоставления ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что действия Комитета по управлению имуществом Курской области свидетельствуют об уклонении от принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1, предоставленного Обществу, на право собственности, что является нарушением прав и законных интересов заявителя, последний обратился в суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Комитета отсутствовали законные основания для предоставления в собственность спорного земельного участка, ввиду нахождения на нем объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю. Суд учел, что наличие у лица права постоянного бессрочного пользования на земельный участок не означает, что у такого лица автоматически возникает право на выкуп полностью всего земельного участка, если на нем расположен принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества. Суд области исходил из недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции по существу верным исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное наличие указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Иные юридические лица, помимо указанных выше, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года.
Согласно примечанию к вышеназванной статье, переоформление права на земельный участок включает в себя:
- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 данной статьи;
- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также предусмотрено, что при переоформлении права постоянного пользования участком на право аренды юридическому лицу необходимо руководствоваться положениями статьи 36 ЗК РФ.
Названная статья регулирует отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируются статьей 36 ЗК РФ.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу пункта 5 данной статьи, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статья 29 закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В данном случае полномочиями распоряжаться спорным земельным участком обладает Администрация Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (действовавшим на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность) утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, возложена обязанность в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в месячный срок с даты принятия указанного решения - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из анализа приведенных положений закона следует, что в действующем законодательстве закреплена единая процедура для предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки - в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Вместе с тем, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.03.2006 N 14711/05 сформировал правовую позицию, заключающуюся в следующем: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 названного Закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Указанное также отражено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8155/10 по делу N А14-8163/2009187/10, содержащем указание на общеобязательность изложенного в Постановлении толкования правовых норм при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют, в частности из кадастрового паспорта от 29.09.2011 N 46/11-1-63220 усматривается, что у ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок площадью 53 821 +/- 18 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, ул. Экспедиционная, д.9. Также Обществу на праве собственности принадлежат расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимости: Участок подъездного подкранового ж/д пути N 4; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 5; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 7; Участок подъездного подкранового ж/д пути N 8; Пропарочная камера (литер "Г2"); Нежилое здание (литер "В4"); Нежилое здание (литер "В1").
Поскольку ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" владеет как земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, так и расположенными на этом участке объектами недвижимости на праве собственности, то оно, с одной стороны, обязано в силу пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ по собственному выбору переоформить это право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 01.07.2012, а с другой стороны, вправе реализовать свое исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или права его аренды.
Из содержания и наименования заявки Общества от 06.07.2011 усматривается, что ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" обратилось в КУИ Курской области с целью приобретения в собственность спорного земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, то есть на основании ст. 36 ЗК РФ.
Указанное свидетельствует, что условием приобретения участка явилось наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, а также исключительный характер такого права на приватизацию земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости.
Из содержания ответов КУИ Курской области от N 04.1 пр-01-20/7034 от 29.07.2011, от 23.11.2011 N 04.1пр-01-20/11598, от 08.02.2012 N 02.2-01-20/1409, из перечня запрошенных Комитетом у заявителя документов также видно, что предметом рассмотрения уполномоченного органа явилось заявление Общества, поданное в порядке ст. 36 ЗК РФ, в целях приобретения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
При этом ОАО "Курская мостостроительная фирма "Строймост" в КУИ Курской области с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право собственности, свидетельствующим об исполнении Обществом возложенной на него пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ обязанности, не обращалось. Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
В этой связи, рассматривая заявленное Обществом требование о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - КУИ Курской области, Комитет), выразившихся в уклонении от принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности, у Арбитражного суда Курской области отсутствовали основания для оценки действий Комитета, направленных на рассмотрение заявки Общества от 06.07.2012, поданной в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Принимая во внимание, что Общество с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в уполномоченный орган не обращалось, КУИ Курской области такое заявление фактически не рассматривал, решения по данному вопросу не принимал, основания для признания незаконными действий Комитета, выразившихся в уклонении от принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования испрашиваемого земельного участка на право собственности, а также для обязания Комитета переоформить право постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103191:1 на право собственности, у арбитражного суда отсутствуют, поскольку такие действия Комитета не имели место быть.
Имея ввиду, что Арбитражным судом Курской области вынесено решение, которым в удовлетворении заявленного требования отказано, вывод суда об отсутствия у Комитета законных оснований для предоставления в собственность спорного земельного участка, ввиду нахождения на нем объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю, не повлиял на принятие правильного решения по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся необоснованности выводов, содержащихся в мотивировочной части решения суда области, апелляционным судом не принимаются во внимание.
С учетом указанных обстоятельств, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
Общество за рассмотрение апелляционной жалобы платежным поручением N 2782 от 08.08.2012 уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей. Поскольку по смыслу пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы организацией подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, госпошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная заявителем, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.07.2012 по делу N А35-15184/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курская мостостроительная фирма "Строймост" - без удовлетворения.
Выдать ОАО "Строймост" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета, уплаченной платежным поручением N 2782 от 08.08.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-15184/2011
Истец: ОАО "Курская мостостроительная фирма"Строймост"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Курской области
Третье лицо: КУМИ г. Курска, Территориальное управление по распоряжению государственным имуществом в Курской области, ТУ по распоряжению государственным имуществом Курской обл., Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска