г. Пермь |
|
23 августа 2010 г. |
Дело N А50-8593/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гребенкиной Н. А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л. Р.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Зеленый генерал": Лобанов Р. А., доверенность от 07.04.2010, паспорт,
от ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
Общества с ограниченной ответственностью "Зеленый генерал"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 июня 2010 года
по делу N А50-8593/2010,
вынесенное судьей Гуляевой Е. И.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Зеленый генерал"
к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми
о признании незаконным отказа в выборе земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый генерал" (далее - ООО "Зеленый генерал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее - ответчик, департамент) о заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в выборе земельного участка площадью 41802,34 кв.м., находящегося по адресу: г.Пермь, ул.Окраинная, для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 19.03.2010, и об обязании департамент обеспечить выбор указанного земельного участка для строительства, оформить акт о выборе земельного участка.
Решением суда от 15.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ООО "Зеленый генерал" просит об отмене решения суда, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указал, что, отказывая в выборе земельного участка департамент сослался на заключение Комитета по физической культуре и спорту о необходимости предоставления земельного участка путем проведения торгов, в то время как Комитет по физической культуре и спорту не является органом, уполномоченным давать рекомендации о порядке предоставления земельных участков. Предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка Администрации Мотовилихинского района г. Перми под размещение снежного полигона, отрицательные заключения функциональных органов Администрации г. Перми о возможности выбора земельного участка не являлись основанием оспариваемого отказа; суд при рассмотрении спора не применил закон, подлежащий применению - ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменные обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. На заявление ООО "Зеленый генерал" от 31.08.2009 отрицательные заключения о выборе земельного участка составлены 16.12.2009, а отказ в выборе земельного участка датирован 19.03.2010, то есть с нарушением установленного срока, что нарушает права заявителя на приобретение прав на земельный участок.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик в отзыве указал, что в соответствии с п. 4.3. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется при наличии положительного заключения соответствующих функциональных органов администрации г. Перми; поскольку функциональными органами администрации г. Перми даны отрицательные заключения, оснований для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не имелось. Также в отзыве ответчик просил провести судебное заседание суда апелляционной инстанции в отсутствие представителя департамента.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
31.08.2009 ООО "Зеленый генерал" обратилось в департамент с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 41802 кв.м. по ул.Окраинная для предоставления в аренду под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (вх.N 22-02-03-9073, л.д. 34).
Департамент земельных отношений администрации г.Перми отказал заявителю в выборе земельного участка примерной площадью 41802 кв.м. по ул.Окраинная для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, указав на то, что указанный участок не подлежит предоставлению в целях строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, может быть предоставлен посредством проведения торгов.
Считая данный отказа департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне смешанной застройки индивидуальными жилыми домами не выше 4 этажей (Ж-3), одним из видов разрешенного использования в данной зоне является физкультурно-оздоровительные сооружения с ограничением по времени работы; вместе с тем доказательств выдачи функциональными органами Администрации г. Перми положительных заключений о строительстве; ответчик, отказывая в выборе земельного участка для строительства, исходил из отсутствия соответствующих положительных заключений, при этом действия и решения указанных функциональных органов по выдаче отрицательных заключений заявителем не оспорены, судом незаконными (недействительными) не признаны.
Данные выводы суда являются в достаточной мере обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом незаконным только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Для приобретения прав на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в порядке, установленном статьями 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315
Согласно п. 4.3. указанного Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации г.Перми.
Из сообщения Департамента планирования и развития территории г.Перми от 02.06.2010 N И-22-01-06/07-2963 (л.д. 27-29) следует, что в карте градостроительного зонирования, утвержденной решением Пермского городской Думы от 26.01.2010 N 16 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Перми", земельный участок по ул.Окраинная площадью 41802 кв.м. расположен в зоне смешанной застройки индивидуальными жилыми домами не выше 4 этажей (Ж-3), одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в данной зоне является физкультурно-оздоровительные сооружения с ограничением по времени работы. То есть, с учетом зонирования территории на указанном земельном участке возможно строительство физкультурно-оздоровительного центра.
Функциональными органами Администрации г.Перми выданы отрицательные заключения о строительстве на данном участке физкультурно-оздоровительного комплекса в порядке, установленном ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, п.4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (л.д.39,40, 41, 42).
Регламентом взаимодействия Департамента планирования и развития территории г. Перми с функциональными подразделениями, функциональными и территориальными органами Администрации г. Перми по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2008 N 1293, урегулирован порядок подготовки функциональными подразделениями, функциональными и территориальными органами Администрации города Перми к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно пункту 3.1 указанного Регламента в течение 3 календарных дней с даты поступления заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, Департамент планирования и развития территории города Перми направляет копию заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для подготовки заключения о возможности размещения объекта в обязательном порядке в следующие функциональные подразделения, функциональные органы администрации города Перми: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми; департамент земельных отношений администрации города Перми; управление внешнего благоустройства администрации города Перми и территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится указанный земельный участок.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений в течение 5 календарных дней Департамент планирования и развития территории города Перми подготавливает ответ, в том числе об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается в случаях наличия в заключении Департамента земельных отношений администрации г. Перми информации об обременении земельного участка правами третьих лиц, за исключением заключений о возможности размещения инженерных коммуникаций (сооружений), при невозможности размещения объекта согласно выданным заключениям.
Постановление Администрации г. Перми от 31.12.2008 N 1293 утратило силу с 01.11.2009 в связи с изданием Постановления Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 "Об утверждении Регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент)", которым в настоящее время регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 3.1. Регламента Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней с даты поступления заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта проверяет отсутствие прав третьих лиц в отношении указанного в заявлении земельного участка, отсутствие задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель.
В случае отсутствия нарушения прав третьих лиц департамент направляет запрос с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения о возможности размещения объекта в обязательном порядке в следующие функциональные и территориальные органы: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент планирования и развития территории города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится указанный земельный участок.
В соответствии с п. 3.2. Регламента функциональные и территориальные органы Администрации г. Перми в течение 10 календарных дней с даты поступления запроса департамента оформляет заключение о возможности размещения объекта на указанном в заявлении земельном участке.
Департамент в течение 5 календарных дней рассматривает заявления физических и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с учетом поступивших заключений (п. 4.1. Регламента).
Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключении функциональных и территориальных органов Администрации г. Перми.
Ответчиком представлены доказательства того, что в отношении земельного участка площадью 41802 кв.м. соответствующими органами Администрации г.Перми были даны отрицательные заключения о возможности выбора данного земельного участка для строительства (заключение Администрации Мотовилихинского района г.Перми от 16.12.2009, заключение Департамента планирования и развития территории г.Перми от 16.12.2009, заключение Комитета по физической культуре и спорту администрации г.Перми от 12.01.2010, заключение Управления внешнего благоустройства администрации г.Перми без даты).
В материалах дела имеются положительные заключения о возможности размещения физкультурно-оздоровительного комплекса по ул.Окраинная в г.Перми, выданные Департаментом земельных отношений администрации г.Перми 09.09.2009, Администрацией Мотовилихинского района г.Перми 09.09.2009, Управлением по экологии и природопользованию администрации г.Перми 31.08.2009 (л.д. 32, 33, 36). Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось при рассмотрении апелляционной жалобы, что указанные заключения выданы в отношении размещения физкультурно-оздоровительного центра на ином земельном участке площадью 3355 кв.м., расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Окраинная, что подтверждается содержанием данных заключений.
Поскольку функциональными и территориальным органами Администрации г.Перми были даны заключения о невозможности размещения объекта на земельном участке площадью 41 802,34 кв.м., Департамент земельных отношений Администрации г.Перми обоснованно принял решение об отказе в выборе земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался с заявлением о выборе земельного участка площадью 41 802 кв.м. для размещения физкультурно-оздоровительного центра, что подтверждается подлинным заявлением ООО "Зеленый генерал от 27.08.2009, имеющим незаверенные исправления (назначение объекта изменено с "автостоянки для хранения легковых автомашин" на "физкультурно-оздоровительный комплекс со спортивными сооружениями, гостевыми домами и автостоянкой"), а также заключениями функциональных органов Администрации г. Перми, и содержанием оспариваемого отказа.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для отказа в выборе земельного участка, о нарушении срока рассмотрения заявления судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку действия соответствующих органов местного самоуправления по выдаче заключений о невозможности размещения объекта на земельном участке заявителем не оспорены, в судебном порядке недействительными не признаны, при наличии вышеуказанных заключений у ответчика не имелось оснований для оформления акта выбора.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда от 15.06.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2010 года по делу N А50-8593/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8593/2010
Истец: ООО "Зеленый генерал"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми