г. Томск |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А67-3767/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е. В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Покидова А. В. по дов. от 16.02.2010,
от административного органа: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Артышука Геннадия Викторовича на решение Арбитражного суда Томской области от 25.07.2012 по делу N А67-3767/2012 (судья Гелбутовский В. И.) по заявлению конкурсного управляющего Артышука Геннадия Викторовича, г. Томск, к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 9 от 17.05.2012,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Артышук Геннадий Викторович (далее - Артышук Г.В., арбитражный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее также - Томскстат, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 9 от 17.05.2012, согласно которому арбитражный управляющий признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 25.07.2012 постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области по делу об административном правонарушении N 9 от 17.05.2012 признано незаконным и отменено в части наложения на Артышука Геннадия Викторовича административного штрафа в сумме 2 000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, арбитражный управляющий Артышук Г.В. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление административного органа отменить и прекратить производство по делу.
По мнению арбитражного управляющего в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, поскольку Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность вести хозяйственную деятельность предприятия должника и, соответственно, не возлагает на него обязанность вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность.
Административный орган в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей административного органа.
Представитель арбитражного управляющего в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя арбитражного управляющего, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.12.2011 ООО "СУ-13" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Артышука Г.В., являющегося членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий".
Определением Арбитражного суда от 16.04.2012 конкурсным управляющим ООО "СУ-13" утвержден Артышук Г.В.
Как следует из материалов дела, 25.04.2012 прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка ООО "СУ-13" по вопросу соблюдения законодательства, в части исполнения обязанности по представлению статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "СУ-13" имеет задолженность по заработной плате в размере 2 948 000 руб., между тем конкурсным управляющим ООО "СУ-13" Артышуком Г.В. не представлены в Томскстат сведения о наличии задолженности по заработной плате по состоянию на 01.04.2012.
25.04.2012 прокурором Советского района г. Томска в отношении конкурсного управляющего ООО "СУ-13" Артышук Г.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 13.19 КоАП РФ.
Указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении для рассмотрения по существу направлено руководителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области.
17.05.2012 заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 9, в соответствии с которым арбитражный управляющий Артышук Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 КоАП РФ и последнему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, арбитражный управляющий обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что в действиях арбитражного (конкурсного) управляющего ООО "СУ-13" Артышука Г.В. усматривается состав вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.19 КоАП РФ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении материалов дела приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение).
Согласно пунктам 3 и 4 Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанным в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2009 N 138 утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения N 3-ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", сведения по которой заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам.
Таким образом, юридическое лицо обязано представлять статистическую отчетность до момента своей ликвидации.
Установив данные обстоятельства, а также тот факт, что конкурсным управляющим ООО "СУ-13" Артышуком Г.В. в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области сведения о наличии задолженности по заработной плате по состоянию на 01.04.21012 не представлены, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях арбитражного (конкурсного) управляющего ООО "СУ-13" Артышук Г.В. состав вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.19 КоАП РФ.
Между тем судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, является должностное лицо, ответственное за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 27 Закона N 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Между тем, установленный законом объем прав и обязанностей временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего различен.
Так, если статьей 99 Закона N 127-ФЗ прямо предусмотрена обязанность внешнего управляющего вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, то полномочия конкурсного управляющего в соответствии с целями конкурсного производства определены законом иначе.
Обязанности конкурсного управляющего определены пунктом 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Таким образом, Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность вести статистический учет и отчетность, соответственно, представлять статистическую отчетность.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о том, что конкурсный управляющий ООО "СУ-13" Артышук Г.В. обязан был представить в орган статистики статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, неверным.
При таких обстоятельствах, проанализировав перечисленные выше нормы права, в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что основания для привлечения конкурсного управляющего Артышука Г.В. к административной ответственности отсутствуют, постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - изменению.
Руководствуясь статьей 156, частью 5.1 статьи 211, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 25.07.2012 по делу N А67-3767/2012 изменить, изложив в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области по делу об административном правонарушении N 9 от 17.05.2012".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3767/2012
Истец: Артышук Геннадий Викторович
Ответчик: Прокурор Советского района г. Томска, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области
Третье лицо: Прокурор Томской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 14223/12
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14223/12
14.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14223/12
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14223/12
02.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7290/12
25.07.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3767/12