г. Саратов |
|
12 октября 2012 г. |
Дело N А12-15177/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор" (400131, г.Волгоград, ул.Коммунистическая, д.5, ОГРН 1023403448232, ИНН 3444046796)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "08" августа 2012 года
по делу N А12-15177/2012 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор" (400131, г.Волгоград, ул.Коммунистическая, д.5, ОГРН 1023403448232, ИНН 3444046796)
к Отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Калачевскому району Волгоградской области (404507, Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул. 9 Мая, д.103),
заинтересованное лицо:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д.5, ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Калачевскому району Волгоградской области - Полищук С.В. по доверенности от 26.09.2012, паспорт,
от областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор" - Терских А.В. по доверенности от 15.06.2012,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор" (далее - ОГУП "Волгоградавтодор", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями к Отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Калачевскому району Волгоградской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2012 N 34 СП 000003 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 08.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОГУП "Волгоградавтодор не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29.08.2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.05.2012 при проведении специальной проверки действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) на территории Калачевского района Волгоградской области в порядке, предусмотренном пунктом 10.4.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", при обследовании маршрута движения школьного автобуса N 22 нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
В отношении ОГУП "Волгоградавтодор" составлен протокол от 01.06.2012 N 34 АА 024013 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ.
Постановлением от 08.06.2012 N 34 СП предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание - административный штраф в размере 20 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции указал, что административным органом установлен состав вменённого правонарушения в деянии заявителя, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено существенных нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Статьёй 12.34. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Апелляционная коллегия считает, что заявитель является субъектом правонарушения, поскольку на основании договора подряда он принял на себя обязанность обеспечивать надлежащее состояние и ремонт улично-дорожной сети в указанных районах Волгоградской области.
Объектом правонарушения является безопасность дорожного движения.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам. Данная обязанность возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности (статья 13 Федерального закона N 196-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93). Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что определённые стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам. Данная обязанность возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Обследуемый маршрут движения школьного автобуса проходит из пос. Приканальный в пос. Комсомольский Калачевского района. Часть данного маршрута проходит по автодороге Червленое - Калач-на-Дону км 50-54.
На 54 км автодороги Червленое - Калач -на- Дону дорога проходит по мосту через Волго-Донской судоходный канал (далее - ВДСК). Подъездные пути к данному мосту оборудованы удерживающими боковыми ограждениями для автомобилей тросового типа, которые имеют повреждения, разрывы, скрутки, провисание. Поверхность ограждений имеет продукты коррозии. Стойки ограждений изготовлены из труб, двутавров, частей рельс и установлены не ровно. Кроме того, на обочине автодороги Червленое - Калач-на-Дону на 54 км с правой стороны в направлении железнодорожного переезда 326 км ст. Мариновка - ст. Кривая Музга от моста ВДСК находятся 4 железобетонные сваи 12 метров длиной каждая, расположенные между бровкой земляного полотна дороги и удерживающими боковыми ограждениями для автомобилей тросового типа.
В соответствии с условиями Государственного контракта N 0129200001911002661-0041044-01 от 20.12.2011 (далее - Государственный контракт) Управление автомобильных дорог Администрации Волгоградской области поручило, а Областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор" приняло на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Городищенском, Калачевском, Котельниковском, Октябрьском, Светлоярском, Суровикинском и Чернышковском муниципальных районах Волгоградской области в 2012 - 2014 годах, общей протяженностью 2013,88 км.
Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Государственного контракта, предусмотрено, что эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения; работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями всех действующих на данный момент нормативных и технических документов и обеспечивать допустимый уровень содержания.
Судом первой инстанции установлено, что автомобильная дорога Червленое -Калач-на-Дону включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области. Техническим заданием предусмотрено, что в перечень работ, подлежащих выполнению в рамках комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения ё Городищенском, Калачевском, Котельниковском, Октябрьском, Светлоярском, Суровикинском и Чернышковском муниципальных районах Волгоградской области в 2012 - 2014 годах, в числе прочих включены и следующие виды: замена отдельных секций металлического барьерного ограждения; замена троса тросового ограждения; замена металлических стоек тросового ограждения; замена железобетонных стоек тросового ограждения; натяжение троса тросового ограждения; ремонт натяжного устройства тросового ограждения.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них утверждена Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (далее - Классификация от 12.11.2007 N 160).
Согласно пункту 12 Классификации от 12.11.2007 N 160 в состав работ по содержанию входят (по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода): поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах; планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); устройство дренажных прорезей; противопаводковые мероприятия; срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах; восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 м2; ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах; поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода; ликвидация последствий обвалов, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия.
Пунктом 15 Классификации от 12.11.2007 N 160 установлено, что в прочие работы по содержанию входят диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Пунктами 4.8, 4.16 Государственного контракта предусмотрено, что подрядчик обязан сообщать государственному заказчику о фактах хищения, порчи, разрушения элементов обустройства и конструкций автомобильных дорог, сооружений и дорожного имущества в течении суток с момента обнаружения по установленной форме, подрядчик обязан составлять и предоставлять государственному заказчику формы статистической отчетности, а так же необходимую информацию для анализа выполнения условий названного контракта и создания банка данных по вопросам содержания автомобильных дорог, информацию о транспортно - эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, информацию о необходимости проведения ремонта на автомобильных дорогах.
Согласно пункту 6.2 Государственного контракта подрядчик несет ответственность за обеспечение безопасности движения по автомобильной дороге при выполнении работ по содержанию, предусмотренных в техническом задании.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно главе 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Наличие на обочине дороги четырех железобетонных свай между бровкой земляного полотна и удерживающим боковым ограждением для автомобилей тросового типа угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 4.9 ГОСТ Р 52606 - 2006 "Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений" энергия удара дорожных удерживающих ограждений тросового типа гасится за счет натяжения и прогиба тросов. Провисание тросов, а также наличие разрывов тросов не может соответствовать уровню удерживающей способности и исполнять свое предназначение в случае возникновения нештатной ситуации, что также представляет угрозу безопасности дорожного движения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт нарушения заявителем вышеуказанных требований законодательства при содержании автомобильной дороги подтверждается протоколом об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом 34 АА 024013 от 01.06.2012, постановлением по делу об административном правонарушении 34 СП 000003 от 08.06.2012, следовательно, образует событие административного правонарушения по статьей 12.34 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судами обеих инстанций установлено, что ОГУП "Волгоградавтодор" нарушены обязательства, принятые по государственному контракту. Не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований и условий законодательства, регламентирующие организацию безопасного дорожного движения с применением соответствующих по значению знаков дорожного движения, либо информирование участников дорожного движению в указанном районе иными информационными методами. В данном случае, действиями заявителя нарушены положения законодательства о безопасности дорожного движения, задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что вина предприятия в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, выражена в том, что заявитель не принял всех мер для обеспечения безопасности дорожного движения в границах вверенного района.
Доказательств объективной невозможности принятия соответствующих мер по обеспечению содержания дорог заявителем не представлено.
Поэтому с учётом требований статьи 2.1. КоАП РФ административный орган обоснованно привлёк ОГУП "Волгоградавтодор" к ответственности. Избранная мера ответственности адекватна совершённому деянию.
При определении наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. КоАП РФ, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области 08.08.2012 по делу N А12-15177/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15177/2012
Истец: ОГУП "Волгоградавтодор"
Ответчик: ОГИБДД ОМВД по Калачевскому району Волгоградской области, ОГИБДД Отдела МВД России по Калачевскому району Волгоградской области
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области