г. Чита |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А58-546/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сбербанк России" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2012 года по делу N А58-546/2012 по заявлению Открытого акционерного общества "Сбербанк России" (адрес места нахождения: г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) к Национальному банку Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Кирова, 17; ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции судья Евсеева Е. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Якутского отделения N 8603 (далее заявитель, Банк, ОАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Национальному банку Республики Саха (Якутия) (далее административный орган, Национальный банк) о признании незаконным и отмене постановления от 26 декабря 2011 года N 98-11-Ю/0010/3110 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Сбербанк России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ и соблюдении Национальным банком порядка привлечения Банка к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Сбербанк России" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что совершенное правонарушение явилось результатом технического сбоя программного обеспечения, которое должно в автоматическом режиме проводить выборку операций клиентов подлежащих обязательному контролю.
В отзыве на апелляционную жалобу Национальный банк выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Сбербанк России" зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027700132195.
В соответствии с генеральной лицензией N 1481 от 30 августа 2010 года (т. 1, л.д. 40-42) ОАО "Сбербанк России" предоставлено право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Согласно кредитового авизо N 982521 от 26.04.2011 г., клиенту Нюрбинского отделения N 5038 Сбербанка России (филиал, не передающий самостоятельно сообщений в уполномоченный орган, далее филиал) зачислены денежные средства на счет, открытый в операционной кассе вне кассового узла Филиала в с. Малыкай, поступившие от ООО "Спортлото" в виде выигрыша в лотерею "Вперед к победе" в размере 1 000 000 руб.
Сообщение о проведении данной операции направлено в уполномоченный орган позднее рабочего дня, следующего за днем ее совершения.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом административного органа 13 декабря 2011 года в отношении Банка протокола об административном правонарушении N 98-11-Ю/0010/1020 о нарушении ОАО "Сбербанк России" подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Правил внутреннего контроля и программы его осуществления, утвержденные постановлением Правления Сбербанка России ОАО N 387 параграф 7а от 12.05.2010 г. и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Постановлением Национального банка от 26 декабря 2011 года N 98-11-Ю/0010/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ОАО "Сбербанк России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
На основании статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) кредитные организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее. К таким операциям относится, в частности, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2011 года) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
- вид операции и основания ее совершения;
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ установлено, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, осуществляется в виде отчета в виде электронного сообщения (ОЭС) через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.
Согласно пункту 2.11 Положения N 321-П при совершении операций, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, кредитная организация формирует и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий сведения о таких операциях, до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего соответственно за днем совершения или за днем выявления таких операций. По согласованию с территориальным учреждением время получения ОЭС территориальным учреждением может быть увеличено, но не позднее чем до 17.30 местного времени рабочего дня, следующего за днем совершения или за днем выявления таких операций.
Действующими в ОАО "Сбербанк России" Правилами внутреннего контроля (пункты 5.2 и 5.7.3) также предусмотрено, что сотрудники Банка при отнесении банковской операции или сделки, осуществляемой клиентом, к операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, обязаны сформировать и направить Контролеру Сообщение о совершении операции или сделки в срок, позволяющий направить указанное Сообщение до 16 часов рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции (сделки). На основании полученных Сообщений Контролер не позднее дня, следующего за днем совершения операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, формирует и представляет в территориальное учреждение Банка России сведения о данных операциях (сделках) в порядке, предусмотренном Положением N 321-П.
Как уже отмечалось, в рассматриваемом случае операция по зачислению денежных средств на счет клиента Нюрбинского отделения N 5038 Сбербанка России, открытый в операционной кассе вне кассового узла Филиала в с. Малыкай, поступивших от ООО "Спортлото" в виде выигрыша в лотерею "Вперед к победе" в размере 1 000 000 руб., была совершена 26 апреля 2011 года. Следовательно, Банк был обязан предоставить в уполномоченный орган сведения об этой операции не позднее 28 апреля 2011 года, но фактически сделал это только 11 июля 2011 года, то есть с существенным нарушением установленного Законом N 115-ФЗ срока.
Следовательно, в действиях (бездействии) Банка наличествует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. То есть в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении (т. 1 л.д. 21-24), Письмо Центрального Банка РФ от 12.08.2011 г. о размещении массива информации (т. 1 л.д. 88-89), письмо Центрального Банка от 16.08.2011 г. об отправке отчетов (т. 1 л.д. 90-92), кредитное авизо (т. 1 л.д. 94), мотивированное заключение (т. 1 л.д. 95-98), письменные объяснения Банка от 12.12.2011 года (т. 1 л.д. 19-20), суд апелляционной инстанции полагает, что они являются достаточными для квалификации противоправного деяния ОАО "Сбербанк России" по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Каких-либо нарушений порядка привлечения Банка к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела ОАО "Сбербанк России" было извещено заблаговременно и надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами Национального банка, то есть положения статей 23.74 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Административный штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях Банка вины в совершенном правонарушении по причине технического сбоя материалами дела не подтвержден. Сам же по себе отчет доказательством технического сбоя не является.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на Банк административный штраф не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2012 года по делу N А58-546/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2012 года по делу N А58-546/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-546/2012
Истец: ОАО "Сбербанк России" в лице Якутского отделения N 8603
Ответчик: Национальный Банк Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1767/12