г. Киров |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А82-15651/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Востриковой Е.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя заявителя Андриановой С.С., действующей на основании доверенности от 10.05.2012,
представителя ответчика Хлебникова А.В. действующего на основании доверенности от 03.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
на Решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.06.2012 по делу N А82-15651/2011, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению Федерального государственного учреждения культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (ИНН: 7609006266,ОГРН: 1027601074368)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (ИНН: 7604067970, ОГРН: 1047600412310),
о признании недействительным раздела 6 Предписания по устранению выявленных нарушений
установил:
Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (далее - ГМЗ "Ростовский Кремль", Учреждение, Музей) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, (далее - ТУ Росфиннадзора) о признании недействительными (с учетом уточнения в судебном заседании первой инстанции) пунктов 1-3 и 12-17 раздела 6 Предписания ТУ Росфиннадзора от 26.05.2011 года N 23 по устранению выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.06.2012 года заявленные Учреждением требования удовлетворены в полном объеме.
ТУ Росфиннадзора с принятым решением суда не согласно в части признания недействительными пунктов 1-3 раздела 6 предписания, в связи с чем обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части и вынести новый судебный акт.
По мнению ТУ Росфиннадзора решение суда первой инстанции является необоснованным, поскольку в действиях проверяемого учреждения имелись нарушения бюджетного процесса, в связи с чем, оспариваемое Предписание в части 1-3 раздела 6 является законным и обоснованным.
ГМЗ "Ростовский Кремль", в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение дела откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТУ Росфиннадзора проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГМЗ "Ростовский Кремль" за 2008-2009 годы, результаты которой отражены в акте от 18 марта 2011 г.
По итогам ревизии директору ФГУК "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" выдано Предписание по устранению выявленных нарушений N 23 от 26 мая 2011 г.
В соответствии с разделом 6 Предписания Учреждение обязано устранить "иные финансовые нарушения" в течение 60 календарных дней с момента получения предписания. Невыполнение в установленный срок настоящего предписания влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разделом 6 Предписания зафиксированы следующие оспариваемые нарушения.
Пункт 1 - налоговая декларация по налогу на имущество за 2008 год недостоверна, а именно: начисление налога на имущество за 2008 год завышено на 129,114 тыс. рублей (отражено в декларации 485,707 тыс. рублей, начислено по данным учета ГМЗ "Ростовский Кремль" - 356,593 тыс. рублей); авансовые платежи по налогу на имущество занижены на 285,358 тыс. рублей (отражены в декларации 351,441 тыс. рублей, перечислено 636,799 тыс. рублей); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по состоянию на 01.01.2009 по декларации составляет 134,266 тыс. рублей, следовало отразить возмещение из бюджета 280,206 тыс. рублей.
Нарушено: статья 386 Налогового кодекса РФ.
Содержание требования: внести изменения в налоговую декларацию по налогу на имущество за 2008 год.
Пункт 2 - налоговая декларация по налогу на имущество за 2009 год недостоверна, а именно: начисление налога на имущество за 2009 год завышено на 104,998 тыс. рублей (отражено в декларации 418,477 тыс. рублей, начислено по данным учета ГМЗ "Ростовский Кремль" 313,479 тыс. рублей); авансовые платежи по налогу на имущество занижены на 101,516 тыс. рублей (отражены в декларации 313,479 тыс. рублей, перечислено 414,995 тыс. рублей); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по состоянию на 01.01.2010 по декларации составляет 104,998 тыс. рублей, следовало отразить возмещение из бюджета 101,516 тыс. рублей.
Нарушено: статья 386 Налогового кодекса РФ.
Содержание требования: внести изменения в налоговую декларацию по налогу на имущество за 2009 год.
Пункт 3 - налоговая декларация по налогу на прибыль за 2009 год недостоверна, а именно: начисление налога на прибыль за 2009 год занижено на 0,027тыс. рублей (отражено в декларации 227,911 тыс. рублей, начислено по данным учета ГМЗ "Ростовский Кремль" 227,938 тыс. рублей); авансовые платежи по налогу на прибыль занижены на 209,213 тыс. рублей (отражены в декларации 229,476 тыс. рублей, перечислено 438,689 тыс. рублей); сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2010, составляет 0,157 тыс. рублей, сумма налога к возмещению из областного бюджета составляет 1,408 тыс. рублей, следовало отразить возмещение из бюджета 210,751 тыс. рублей.
Нарушено: статья 289 Налогового кодекса РФ.
Содержание требования: внести изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 год.
Как установлено судом, в отношении пунктов 1 - 3 контролирующим органом сделаны выводы о недостоверности деклараций в результате сверки аналитических данных бухгалтерского учета и сведений, отраженных в декларациях; первичные документы и достоверность учета не проверялись. Согласно позиции Управления Росфиннадзора, сумма налога, подлежащего к уплате по итогам налогового периода, должна исчисляться (и отражаться в декларации) с учетом излишне уплаченных платежей в течение года.
Заявитель оспаривает недостоверность деклараций, в ряде случаев указывает на необходимость внесения исправлений в учет, а не в декларации.
Принимая во внимание, что недостоверность налоговых деклараций не подтверждена первичными документами учета, суд первой инстанции счел недоказанной недостоверность рассматриваемых деклараций и признал недействительным предписание Управления Росфиннадзора в этой части.
Не согласившись с данным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 166.2 Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 284 Бюджетного кодекса РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса, обладают следующими полномочиями:
- принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;
-привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, согласно которому Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- пункт 5.1. - осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- пункт 5.14. - в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. N 89н в целях реализации постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 утверждено Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, согласно которому территориальные управления Росфиннадзора наделены теми же полномочиями в финансово-бюджетной сфере.
Приказом Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. N 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно положениям Административного регламента Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок. Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункты 3,4).
Согласно пункту 121 Административного регламента, по результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.
Согласно пункту 122 Административного регламента, на основании доклада Росфиннадзора (территориального органа) и материалов ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем Росфиннадзора (территориального органа) порядка реализации материалов ревизии (проверки). В предписании перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение; способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; сроки принятия мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенных нормативных положений суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что территориальным управлением Росфиннадзора по итогам ревизии (проверки) может быть выдано обязательное для исполнения предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса РФ нарушение бюджетного законодательства - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации влечет применение к нарушителю мер принуждения.
В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 283 Бюджетного кодекса определены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечень оснований является открытым и допускает иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
На основании изложенных выше нормативных положений, Территориальное управление Росфиннадзора уполномочено на выдачу по итогам ревизии обязательного для исполнения предписания, неисполнение которого влечет применение мер ответственности, по устранению выявленных нарушений только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств, но не любых, установленных в ходе проверки нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, правил делопроизводства и т.п.). Данный вывод обоснованного и правомерно сделан судом первой инстанции в оспариваемом решении.
Пункты 1 - 3 включены в раздел 6 оспариваемого предписания "Иные финансовые нарушения". Как правильно установлено судом первой инстанции, нарушения требований Налогового Кодекса РФ при составлении налоговых деклараций (даже при условии документального подтверждения этих нарушений) не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения предписание и влечь за собой применение мер принуждения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В нарушение указанных норм ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие превышение расхода бюджетных денежных средств, их нецелевое использование.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о недоказанности материалами дела факта недостоверности налоговых деклараций, факта нарушения бюджетного законодательства и не усматривает оснований для переоценки указанных выводов и наличия оснований для вынесения пунктов 1-3 предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Таким образом, предписание в осприваемой части не соответствует выше указанным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениям Административного регламента, нарушает права и законные интересы проверяемого Учреждения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ), в силу чего является недействительным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, а также выводов, сделанных судом по результатам рассмотрения дела. Суд апелляционной инстанции, не усматривает оснований для их переоценки.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.06.2012 по делу N А82-15651/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15651/2011
Истец: ФГУ культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3602/13
21.03.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2471/13
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5885/12
03.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5474/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-15651/11