г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2012 г. |
Дело N А42-999/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: Лаврущин С.С., доверенность от 06.04.2012; Пронозин А.А., доверенность от 05.10.2012;
от ответчика: 1, 2 - не явился, извещён;
от 3-го лица: Щевелев Р.О., доверенность от 01.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14404/2012) Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2012 по делу N А42-999/2011 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-е лицо: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"
о признании неправомерными действий
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области (ОГРН 1025100686819; адрес 184421, Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Никель, пр.Гвардейский, д.13; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (ОГРН 1045100220285; адрес: 183025, г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.22; далее - Управление), с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконными действий по определению, расчёту, внесению в государственный кадастр недвижимости и утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:03:0000000:131.
Определением суда от 22.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Мурманской области (далее - Кадастровая палата).
В связи с уточнением предмета спора определением суда от 13.04.2011 Кадастровая палата привлечена к участию в деле в качестве соответчика с учётом протокольного определения от 04.07.2011.
Определением суда от 13.04.2011 к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёно - открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906; 184507, Мурманская обл., г.Мончегорск-7; далее - Общество.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил требования и просил признать неправомерными действия ответчиков по определению, расчёту, внесению в государственный кадастр недвижимости и утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:03:0000000:131 по четвёртой группе видов использования земель промышленности.
Определением суда от 09.04.2012 (л.д.148, 149 т.4) произведена замена Кадастровой палаты на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 183025, г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.44).
Решением суда от 31.05.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что для отнесения спорного земельного участка к 4 оценочной группе необходимо наличие утвержденного проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения, поскольку Комитетом не представлено в материалы дела доказательств, что спорный земельный участок предназначен только для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, что позволяло бы отнести его ко второй оценочной группе.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. В обоснование свое позиции Кадастровая палата указывает, что в постановлении Администрации однозначно не определен вид разрешенного использования, в связи с чем, для отнесения спорного земельного участка к определенной группе видов использования земель потребовались дополнительные сведения относительно землепользования. В качестве таких сведений использована информация об уставной деятельности ОАО "Кольская ГМК", а также материалы землеустроительного дела. По мнению Кадастровой палаты, имеющихся в деле доказательств достаточно для отнесения земельного участка к четвёртой группе видов использования земель промышленности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции Общество указывает, что в соответствии с Методикой 4 группа включает в себя: земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. При этом наличие одновременно всех составляющих (горный отвод, проект рекультивации, восстановление ранее отработанных земель) является основанием для предоставления земельного участка под разработку полезных ископаемых, а не для его классификации по 4 группе земель промышленности. Классифицирующим признаком в данном случае является функциональное использование - разработка полезных ископаемых.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.09.2010 Комитет обратился в Управление с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка площадью 22.503.823+(-)8.301 кв.м с кадастровым номером 51:03:0000000:131.
Согласно кадастровому паспорту от 27.07.2005, земельный участок поставлен на кадастровый учёт 27.06.2005, отнесен к категории земель промышленности и имеет вид разрешённого использования "промплощадка", кадастровая стоимость участка не определена.
Спорный земельный участок входит в состав земель, предоставленных Комитетом в аренду Обществу по договору от 10.07.2006 N 07 для использования в целях производственной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость указанного участка не была определена, и в связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости о границах и площади этого участка, Управление, руководствуясь приказом Министерства экономического развития и торговли от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания), 06.10.2010 утвердило акт определения кадастровой стоимости рассматриваемого участка в размере 2.930.613 руб. (л.д.100 т.2). Данную стоимость рассчитала Кадастровая палата с учётом отнесения этого участка к четвёртой оценочной группе земель промышленности, определённой приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения" (далее - Методика оценки земель промышленности), и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 0,13 руб. за кв.м, значение которого для земель промышленности четвёртой оценочной группы Печенгского района Мурманской области утверждены Постановлением Правительства Мурманской области от 11.04.2007 N 179-ПП "Об утверждении минимального и среднего значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования на территории Мурманской области".
На основании акта от 06.10.2010 Кадастровая палата внесла в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, его удельный показатель кадастровой стоимости, об изменении его границ и площади (22.543.175+(-)3.323 кв.м). При этом сведения о категории земель и виде разрешённого использования участка не изменились, что подтверждается кадастровым паспортом от 25.10.2010 (л.д.25 т.1).
Комитет, получив 02.12.2010 выписку из кадастрового плана спорного земельного участка, полагая, что у Кадастровой палаты и Управления не было оснований для определения кадастровой стоимости спорного участка по его заявлению об уточнении его местоположения, его границ и площади, и что спорный участок относится не к четвёртой оценочной группе земель промышленности в Печенгском районе, а ко второй оценочной группе, обратился в арбитражный суд, с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении, учитывая постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2012, указывающее на необходимость проверить, как используется спорный земельный участок, какие объекты на нём расположены и к какой оценочной группе он относится, пришел к вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционная инстанция, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствовавших в заседании лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
По смыслу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названными актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 8 названных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвитие) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
В пункте 13 Правил проведения оценки указано, что при проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешённого использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил проведения оценки Минэкономразвитие утвердило Методические указания, которыми установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков. В пункте 1.2 Методических указаний перечислены случаи, в которых должна быть определена кадастровая стоимость земельных участков. В числе прочих указано, что подлежит определению кадастровая стоимость участка в случае изменения его площади при упорядочении его границ. Кадастровая стоимость земельных участков в этом случае определяется земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (пункт 1.3 Методических указаний).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на ведение кадастровых записей (пункт 1.4 Методических указаний). В настоящее время такими полномочиями наделены территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
С учётом приведённых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу том, что у Кадастровой палаты и Управления были правовые основания для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с получением заявления Комитета об уточнении местоположения его границ и площади.
Как подтверждается материалами дела, при постановке спорного участка на кадастровый учёт в 2005 году не были определены ни его кадастровая стоимость, ни удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Между тем, в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район от 19.12.2008 N 444, которым утверждено Положение "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", размер арендной платы за землю на территории Печенгского района подлежит расчёту исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В целях реализации Правил проведения оценки Федеральная служба земельного кадастра России утвердила Методику оценки земель промышленности, которая письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.04.2003 N 07/3354-ЮД признана не нуждающейся в государственной регистрации. Согласно пункту 1.3 данной Методики для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются, в том числе, на земельные участки промышленности - участки, которые используются или предназначены для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности (2-я группа); разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (4-я группа).
В зависимости от применяемых методологических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в пункте 1.3 названной Методики объединяются в четыре группы. Так, вторая группа включает в себя, в том числе земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; четвёртая группа - земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (раздел 2 Методики оценки земель промышленности).
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о том, что из буквального понимания приведённых групп следует, что вторая группа предназначена исключительно для размещения объектов недвижимости в сфере промышленности, а четвёртая - разработки и добычи полезных ископаемых, при этом наличие либо отсутствие на земельном участке объектов недвижимости не является критерием для отнесения к четвёртой оценочной группе, поскольку важны назначение и фактическое использование этого земельного участка.
Пунктом 2.1.4 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтённого земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесённого Методикой оценки земель промышленности к первой - четвёртой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путём умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвёртой групп на площадь земельного участка.
Правительство Мурманской области в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Методическими указаниями на основании результатов государственной оценки земель всех категорий, а также расчётов, представленных Управлением Роснедвижимости по Мурманской области, постановлением от 11.04.2007 N 179-ПП утвердило минимальное и среднее значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования на территории Мурманской области.
В отношении земель промышленности и иного специального назначения, расположенных в Печенгском районе, для четвёртой оценочной группы удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен в размере 0,13 руб. за кв.м.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Поскольку указанный в документах кадастрового учёта спорного участка вид разрешённого использования ("промплощадка") не позволял однозначно определить, к какой оценочной группе, установленной Методическими указаниями, может быть отнесён спорный земельный участок, Кадастровая палата и Управление учли дополнительные сведения: землеустроительное дело, содержащее экспликацию земель и сведения о границах горного отвода для разработки Обществом месторождения полезных ископаемых - медно-никелевых руд, основной вид деятельности Общества - поиск, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, и отнесли данный участок к четвёртой оценочной группе, для которых удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен Постановлением Правительства Мурманской области от 11.04.2007 N 179-ПП в размере 0,13 руб., и определили кадастровую стоимость участка с учётом его площади в размере 2 930 613 руб.
Довод подателя жалобы о том, что для отнесения спорного земельного участка к 4 оценочной группе необходимо наличие утвержденного проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель отклоняется апелляционным судом, поскольку сводится к неверному толкованию указанной нормы.
Апелляционный суд считает, что классифицирующим признаком в данном случае является функциональное использование - разработка полезных ископаемых
В подтверждение того, что спорный земельный участок используется исключительно для добычи медно-никелевых руд и осуществления деятельности по поиску, разведке и разработке месторождения указанных полезных ископаемых, Общество представило в материалы дела действующие горноотводные акты, выданные ему уполномоченным органом к лицензии на право пользования недрами, с координатами горных отводов, рабочие проекты ликвидации карьеров в Печенгском районе с планом рекультивации земель.
Кроме того, Обществом представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, которые по своему назначению могут быть использованы только для добычи полезных ископаемых.
Комитетом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный участок площадью 22.543.175+(-)3.323 кв.м предназначен только для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.
При изложенных обстоятельствах, действия ответчиков по отнесению спорного земельного участка к четвёртой оценочной группе основаны на законе, в связи с чем в удовлетворении требований Комитета правомерно отказано.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2012 по делу А42-999/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-999/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области
Ответчик: Управление Росреестра по Мурманской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области", ФГУ " Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14404/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-999/11
17.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-247/12
10.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15741/11