город Омск |
|
09 ноября 2012 г. |
Дело N А46-14988/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.
судей Гладышевой Е.В., Литвинцевой Л.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Зинченко Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8285/2012) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2012 по делу N А46-14988/2009 (судья Мельник С.А.), принятое по результатам рассмотрения жалобы Федеральной налоговой службы на действия (бездействие) конкурсного управляющего Некоммерческого партнерства "Содействие развитию строительства "Омскагрострой" Калашникова Андрея Анатольевича в рамках дела о несостоятельности (банкротстве),
при участии в судебном заседании представителей:
от Федеральной налоговой службы - Лореш И.А. по доверенности от 18.05.2012;
от конкурсного управляющего Некоммерческого партнерства "Содействие развитию строительства "Омскагрострой" Калашникова А.А. - не явился, извещён
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.09.2010 по делу N А46-14988/2009 некоммерческое партнерство "Содействие развитию строительства "Омскагрострой" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Калашников Андрей Анатольевич (далее - Калашников А.А.).
11 мая 2012 года в арбитражный суд поступила жалоба Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) на действия (бездействие) конкурсного управляющего Калашникова А.А., в которой заявитель просит признать:
- действия конкурсного управляющего должника Калашникова А.А. не соответствующими статье 20.3. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и нарушающими права ФНС России;
- не достоверным, не соответствующим статье 143 Закона о банкротстве отчёт, представленный собранию кредиторов и в арбитражный суд, не отвечающим принципам полноты;
- действия конкурсного управляющего не соответствующими пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве, выразившиеся в неуплате в бюджет текущих платежей - НДФЛ.
Определением арбитражного суда от 20.08.2012 в удовлетворении жалобы ФНС России отказано.
Не согласившись с принятым определением суда, ФНС России подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт о признании действий конкурсного управляющего, выразившихся в неуплате в бюджет текущих платежей - НДФЛ, не соответствующими пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве.
В обоснование своей жалобы ФНС России указывает, что конкурсный управляющий в нарушение требований Закона о банкротстве не производил удержание НДФЛ как текущих платежей с даты конкурсного производства (21.09.2010). В то время как в отчёте конкурсного управляющего по состоянию на 26.12.2011 и в выписке филиала ОАО "УРАЛСИБ" г. Омска о движении денежных средств на расчётном счёте должника от 11.03.2012 имеются сведения об удовлетворении требований кредиторов по текущим платежам на сумму 1 206 148 руб., об удовлетворении требований кредиторов второй очереди на сумму 15 299 348 руб. Доказательств, свидетельствующих о соблюдении конкурсным управляющим Калашниковым А.А. требований пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве в суд первой инстанции не представлено.
От конкурсного управляющего Калашникова А.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель конкурсного управляющего Калашникова А.А., извещенного о судебном заседании надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 30.10.2012 до 01.11.2012.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, а также на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (картотека арбитражных дел).
После перерыва рассмотрение апелляционной жалобы завершено с участием представителя ФНС России.
Заслушав пояснения представителя ФНС России, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Порядок рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве установлен в статье 60 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве арбитражным судом рассматриваются жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.
По смыслу указанной нормы основанием удовлетворения жалобы на действия арбитражного управляющего является установление арбитражным судом факта несоответствия этих действий действующему законодательству и нарушения конкретными действиями арбитражного управляющего тех или иных прав и законных интересов кредиторов. Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, ФНС России в силу статьи 65 АПК РФ должна доказать суду то обстоятельство, что обозначенные в жалобе действия (бездействие) конкурсного управляющего не соответствуют требованиям закона и нарушают её права и законные интересы как кредитора должника.
Суд первой инстанции, исследовав доводы жалобы и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении жалобы кредитора.
ФНС России, обжалуя принятое судом первой инстанции определение от 20.08.2012, по сути выразила несогласие с данным определением лишь в части отказа в удовлетворении её жалобы о признании действий конкурсного управляющего не соответствующими пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве, выразившихся в неуплате в бюджет текущих платежей - НДФЛ.
В связи с чем суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая настоящий вопрос, проверяет в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого судом определения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
По смыслу названной нормы в обязанности конкурсного управляющего должника входит удержание, в частности, подоходного налога при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства.
Следовательно, ФНС России, указывая на неисполнение конкурсным управляющим обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 134 Закона о банкротстве, в подтверждение доводов своей жалобы прежде всего должна доказать, сколько работников и с каким размером оплаты труда продолжает осуществлять трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, сколько работников и с каким размером оплаты труда было принято уже в ходе в конкурсного производства, какая сумма НДФЛ удержана и не перечислена в бюджет либо не удержана при выплате заработной платы.
Установление данных обстоятельств необходимо в целях последующего установления факта, какой размер оплаты труда указанных работников был фактически выплачен конкурсным управляющим на стадии конкурсного производства для определения, возникла ли у конкурсного управляющего обязанность исполнить положения пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве или нет, и в каком размере в таком случае он должен был удержать подоходный налог с заработной платы работников.
Между тем, в отчёте конкурсного управляющего о своей деятельности от 26.12.2011, на который в жалобе ссылается и ФНС России (л.д. 94-109), в разделе "Сведения о работниках должника" отсутствуют сведения о работниках, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, напротив отражены сведения об увольнении 4 работников со ссылкой на приказ от 29.11.2010.
Если даже исходить из того, что процедура конкурсного производства была открыта в отношении должника решением от 21.09.2010, а работники должника были уволены 29.11.2010, то в таком случае ФНС России как заявитель жалобы должна была обосновать:
- имело ли место начисление конкурсным управляющим указанным лицам в процедуре конкурсного производства заработной платы в период с 21.09.2010 по 29.11.2010,
- была ли фактически выплачена данным работникам заработная плата для целей применения пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве.
Однако указанные обстоятельства ФНС России не доказаны.
В обоснование своей жалобы ФНС России ссылается лишь на наличие сведений, отражённых в отчёте конкурсного управляющего от 26.12.2011 и банковской выписке о движении денежных средств на расчётном счёте должника, которые не позволяют установить, была ли произведена конкурсным управляющим выплата оплаты труда именно той категории работников, о которой идёт речь в пункте 5 статьи 134 Закона о банкротстве и в каком конкретно размере.
Так, ФНС России в жалобе в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, указывает, что в отчёте конкурсного управляющего по состоянию на 26.12.2011 и в выписке филиала ОАО "УРАЛСИБ" г. Омска о движении денежных средств на расчётном счёте должника от 11.03.2012 имеются сведения об удовлетворении требований кредиторов по текущим платежам на сумму 1 206 148 руб., об удовлетворении требований кредиторов второй очереди на сумму 15 299 348 руб.
Однако, само по себе указание конкурсным управляющим в отчёте от 26.12.2011 в разделе "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" сведений об осуществлении им расходов в размере 1 206 148 руб. 68 коп. на погашение задолженности по текущим платежам, а также расходов в размере 15 299 348 руб. 06 коп. заработной платы, не может выступать достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о возникновении у конкурсного управляющего обязанности по удержанию с указанных сумм подоходного налога.
ФНС России не представила суду доказательств, подтверждающих, что несение конкурсным управляющим вышеперечисленных расходов действительно связано с оплатой труда работников, продолжающих осуществлять свою трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также связано с оплатой труда работников, принятых в ходе конкурсного производства.
Относительно содержания банковской выписки о движении денежных средств должника (л.д. 7-93), копия которой представлена в материалы дела, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из назначения платежа по операции усматривается, что в рамках дела о банкротстве поименованным в назначении платежа физическим лицам была произведена выплата заработной платы.
Вместе с тем, в назначении платежа отсутствуют сведения, за какой период была осуществлена такая выплата, что исключает возможность установить то обстоятельство, являются ли данные физические лица работниками должника в ходе конкурсного производства.
Исходя из сказанного суд апелляционной инстанции считает, что ФНС России не доказала факта наступления у конкурсного управляющего обязанности по исполнению пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве и размера подоходного налога, который должен быть им удержан по правилам названной нормы.
Доводы апелляционной жалобы ФНС России судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются по вышеизложенным мотивам.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
В связи с чем апелляционная жалоба ФНС России удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2012 по делу N А46-14988/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14988/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Ответчик: Некоммерческое партнерство"Омскагрострой"
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Открытое акционерное общество СПК "Омскагропромстрой-3", Общество с ограниченной ответственностью "Сибэлектромонтаж - комплект", Общество с ограниченной ответственностью "Родник ЛТД", Федеральной государственное унитарное предприятие "Государственное учреждение "Инстрой", Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал", Открытое акционерное общество "ОТП Банк", Открытое акционерное общество "ОТП Банк", Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление капитального строительства", Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжение - А", Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Временный управляющий Кущенко Юлия Александровна, Конкурсный управляющий Калашников Андрей Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-14988/09
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-14988/09
13.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1234/13
01.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6055/10
28.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10521/12
28.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6524/10
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6055/10
09.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8285/12
05.11.2012 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-14988/09
17.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6669/12
10.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8285/12
25.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6669/12
10.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1971/12
05.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1971/12
10.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9838/2010
02.12.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9838/10
12.11.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8802/10
12.11.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9838/10
11.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6524/2010
02.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6622/2010
11.10.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8802/10
01.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-14988/2009
30.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-14988/2009
30.09.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6524/10
30.08.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6622/10
30.07.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6524/10
30.07.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6622/10