город Ростов-на-Дону |
|
26 ноября 2012 г. |
дело N А32-12625/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Данилова А.С. по доверенности от 20.03.2012 N 2-4/201,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 августа 2012 года по делу N А32-12625/2012
по иску закрытого акционерного общества "Тандер"
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица федерального государственного унитарного предприятия "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им П.Р. Поповича" в лице южного филиала
об установлении рыночной стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик), в котором просило: установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 площадью 1537 кв.м. (категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства и эксплуатации продовольственного рынка") местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан, 111/1, в размере 15 829 402 руб.; обязать ответчика в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ЗАО "Тандер" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0136042:625. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населённых пунктов Краснодарского края" с 01.01.2011 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 44 049 451 руб. 69 коп.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Действующее законодательство не содержит прямой нормы, регламентирующей порядок приведения кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной стоимостью участка. Однако судебная практика, закреплённая в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, выработала подход к данному вопросу, согласно которому права лица, нарушенные несоответствием внесённой в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, установленную в рамках искового производства. При этом установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта, а не с момента определения кадастровой стоимости, как это происходит в случае обжалования результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон N 135-ФЗ). В связи с этим, оценка рыночной стоимости земельного участка для установления её в судебном порядке определяется не на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, а на текущую дату. Согласно отчёту N 315-12/19 от 05.04.2012 ООО "Аврора", получившему положительное заключение N 12/09-12 от 09.04.2012 СОО "НП Межрегиональный союз оценщиков", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30.03.2012 составляет 15 829 402 руб.
Определением от 13.07.2012 Арбитражный суд Краснодарского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлёк ФГУП "Госземкадастрсъёмка ВИСХАГИ" (т. 2 л.д. 51-53).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2012 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что из положений пункта 3 статьи 66 Закона N 135-ФЗ, действующих в редакции Федерального закона Российской Федерации N 167-ФЗ от 22.07.2010, следует, что кадастровая стоимость по своей природе, является рыночной стоимостью. Особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
На ЗАО "Тандер", как на истце, лежала процессуальная обязанность доказать то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.
Истцу предлагалось решить вопрос о назначении судебной экспертизы по вопросу о соответствии отчета об индивидуальной рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО "Аврора", требованиям Закона N 135-ФЗ, однако истец соответствующее ходатайство не заявил.
Суд указал, что отчет N 315-12/19, содержащий сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 30.03.2012, не свидетельствует о действительной рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена на 01.01.2011.
Доказательств того, что по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость спорного участка соответствовала ее стоимости на 30.03.2012, истец в материалы дела не представил.
Данные о рыночной стоимости земельного участка ЗАО "Тандер" на 01.01.2011 в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим, суд пришёл к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что имеется несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что могло бы свидетельствовать о нарушении прав ЗАО "Тандер".
С принятым судебным актом не согласилось ЗАО "Тандер", в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- суд первой инстанции неверно определил момент начала нарушения субъективного права истца. Из правовой позиции ЗАО "Тандер" следует, что нарушение прав общества возникло не с момента внесения в ГНК сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определённой на 01.01.2011, а только с марта 2012, когда рыночная стоимость земельного участка уменьшилась. Истец не оспаривал, что до марта 2012 года кадастровая стоимость земельного участка соответствовала его рыночной стоимости, в связи с чем, права ЗАО "Тандер" не нарушались. Только с изменением экономической обстановки в марте 2012 года рыночная стоимость земельного участка уменьшилась, что привело к её несоответствию с размером кадастровой стоимости, внесённой в ГКН;
- суд необоснованно применил к спорным правоотношениям положения статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, так как исковые требования были направлены не на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, определённой на 01.01.2011, а на установление новой рыночной стоимости участка на текущую дату. Применение статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ не позволит восстановить нарушенные субъективные права истца, так как рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011, в любом случае, была выше рыночной стоимости участка, существующей в настоящее время;
- исходя из фактических оснований заявленного иска, суд необоснованно пришёл к выводу о том, что истец должен был доказать, что нарушение его прав началось с 01.01.2011, то есть с момента внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка;
- суд неверно истолковал положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.04.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), положения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, так как указанные акты не содержат привязки определения рыночной стоимости к определённой кадастровой стоимости, а закрепляют правило изменения кадастровой стоимости путём её приравнивания к рыночной стоимости земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленный иск удовлетворить в полном объёме.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В отношении указанных лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.11.2012 объявлялся перерыв до 20.11.2012. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Тандер" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N КрФ-4/761/11 от 08.07.2011 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 общей площадью 1537 кв.м. (категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства и эксплуатации продовольственного рынка"), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан, 111/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2011 N 23-23-01/646/2011-025 (т. 1 л.д. 93-99).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 25.01.2012 N 2343/12/12-19646 участок имеет кадастровую стоимость 44 049 451 руб. 69 коп., определённую на дату 01.01.2011 и установленную на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 (т. 1 л.д. 100-101).
По заданию ЗАО "Тандер" оценочной компанией ООО "Аврора" подготовлен отчёт N 315-12/19 от 05.04.2012, согласно которому по состоянию на 30.03.2012 рыночная стоимость земельного участка составляет 15 829 402 руб.
(т.1 л.д. 102-188).
В связи с этим, 05.05.2012 ЗАО "Тандер" обратилось к ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о внесении в ГНК сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 15 829 402 руб. (т. 2 л.д. 3-4).
В письме N 05658/01-10 от 22.05.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" разъяснило ЗАО "Тандер" порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и порекомендовало обществу по данному вопросу обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (т. 2 л.д. 5-6).
11.05.2012 ЗАО "Тандер" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просило установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136042:625 в размере 15 829 402 руб. В качестве обоснования своих требований общество представило отчёт ООО "Аврора" N 315-12/9 от 05.04.2012 (т. 2 л.д. 10-11).
Письмом N 14-313/2501-5уп от 21.05.2012 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю отказала в приёме заявления ЗАО "Тандер" к рассмотрению, указав, что обществом не представлен отчёт независимого оценщика, определяющий рыночную стоимость земельного участка на 01.01.2011 (на дату определения размера кадастровой стоимости земельного участка) (т. 2 л.д. 12-13).
Из правовой позиции ЗАО "Тандер" по настоящему делу следует, что в качестве основания обращения с иском в арбитражный суд выступает не неверное определение кадастровой стоимости земельного участка на дату 01.01.2011 (общество указывает на то, что оно не оспаривает соответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости на дату 01.01.2011), а несоответствие сведений о кадастровой стоимости, внесённых в ГКН, рыночной стоимости земельного участка, определённой на дату 30.03.2012 (общество указало, что в связи с изменением экономической обстановки рыночная стоимость земельного участка за период времени с 01.01.2011 по 30.03.2012 значительно уменьшилась). Сохранение в ГКН прежних сведений о кадастровой стоимости земельного участка нарушает права ЗАО "Тандер", так как последнее фактически вынуждено уплачивать завышенные налоговые платежи за использование земельного участка.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости дополнительно вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Содержание понятия "кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества" закреплено в пункте 3 статьи 3 Закона N 135-ФЗ, согласно которому под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Назначение определения кадастровой стоимости земельных участков закреплено, в том числе, пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно общему правилу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Непосредственно порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регламентирован подзаконными нормативными актами.
Так согласно пунктам 1, 2, 9, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Из приведённых норм права следует, что государственная кадастровая оценка земельных участков, является законодательно регламентированной, поэтапной процедурой, осуществляемой компетентным органом (ФГБУ "ФКП Росреестра") с учётом установленных методических указаний, завершаемой утверждением результатов такой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В отличие от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (пункт 2 статьи 3 Закона N 135-ФЗ).
Рыночная стоимость объекта недвижимости является более "подвижной" величиной, так как формируется по принципу "на настоящий момент" и зависит от множества факторов, существующих на определённое время на соответствующем рынке недвижимого имущества. Рыночная стоимость призвана отражать наиболее вероятную цену вещи, сформировавшуюся на соответствующем рынке с учётом существующих спроса и предложения.
Таким образом, понятия "кадастровая стоимости объекта недвижимого имущества" и "рыночная стоимость объекта недвижимого имущества" не являются абсолютно идентичными и не совпадают по своему целевому назначению их определения, а также содержания процедуры формирования.
Как указывалось ранее, спорный земельный участок относится к категории земель населённых пунктов.
Согласно пункту 5 Правил кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно пунктам 3, 6, 12 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утверждённого приказом Минэкономразвития России N 508 от 22.10.2010, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
Из положений приведённых норм права следует, что по общему правилу при определении кадастровой стоимости земельных участков, прежде всего, подлежит использованию метод массовой оценки земель.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе, в том числе принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
При осуществлении государственного кадастрового учёта земельных участков указанный принцип актуальности сведений государственного кадастра недвижимости проявляется в следующих двух основных его аспектах:
- во-первых, согласно пункту 3 Правил кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Указанная норма права устанавливает временные рамки, в которых орган кадастрового учёта обязан проводить корректировку сведений ГКН (временной критерий);
- во-вторых, хотя при определении кадастровой стоимости земельных участков используется метод массовой оценки, указанная стоимость должна быть максимально приближенной к величине рыночной стоимости земельных участков, как если бы на дату проведения оценки она определялась для каждого из земельных участков в индивидуальном порядке (стоимостной критерий).
Действующее законодательство не содержит в себе норм, согласно которым на орган кадастрового учёта возлагалась бы обязанность по осуществлению непрерывного мониторинга изменения рыночной стоимости каждого из земельных участков, состоящих на кадастровом учёте, и обязанность по внесению соответствующих изменений в ГКН при каждом изменении показателей рыночной стоимости объектов недвижимости.
Вводя понятие "кадастровая стоимость земельного участка" законодатель, по сути, установил правовую презумпцию, согласно которой внесённые в ГКН сведения о стоимости земельного участка предполагаются актуальными до осуществления следующей государственной кадастровой оценки земель.
Как указывалось ранее, в ГКН в отношении объектов недвижимого имущества подлежат включению сведения именно о кадастровой стоимости данных объектов, при этом применительно к земельным участкам определение кадастровой стоимости является нормативно установленной (формализованной) процедурой.
Вместе с тем, согласно пунктам 1, 2 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из системного толкования положений приведённых норм права следует, что законодатель, по сути, установил правило о том, что в сведения ГКН в качестве кадастровой стоимости земельного участка подлежит внесению его рыночная стоимость, определённая в индивидуальном порядке, лишь в следующих случаях:
- при недостаточности рыночной информации для построения модели массовой оценки земель (пункт 12 ФСО N 4), то есть, когда отсутствует возможность проведения государственной кадастровой оценки с соблюдением порядка её осуществления;
- когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается арбитражным судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть, когда при определении кадастровой стоимости земель органом кадастрового учёта не были соблюдён критерий максимальной приближенности кадастровой стоимости объекта недвижимости к его рыночной стоимости либо были допущены нарушения норм права, регламентирующих порядок проведения государственной кадастровой оценки.
При этом в ГКН в качестве кадастровой стоимости земельного участка подлежат внесению сведения о его рыночной стоимости на ту дату, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земель соответствующей административной территории (муниципального округа). Такие сведения презюмируются актуальными до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в связи с тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится и кадастровая, и индивидуальная рыночная оценка определенного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результаты таких оценок будут только тогда, когда стоимость участка и в том и в другом отчете определена на одну и ту же дату. Таким образом, основания для удовлетворения требования о пересмотре кадастровой стоимости будут иметься лишь в том случае, когда истец представит отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в акте исполнительного органа субъекта РФ, и этот отчет будет признан судом достоверным.
Во-первых, об этом прямо указано в положениях статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, в силу которой, с одной стороны, для пересмотра кадастровой стоимости должен быть представлен отчет о рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, а с другой - в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Во-вторых, о необходимости соблюдения единства уровня цен, на основе которых определяется кадастровая стоимость, свидетельствует и тот факт, что кадастровая стоимость вновь образованных, вновь выявленных, измененных земельных участков определяется не на дату соответственно их учета, выявления, изменения, а исходя из результатов ранее проведенной государственной кадастровой оценки: с использованием удельных показателей, средних удельных показателей кадастровой стоимости на дату определения кадастровой стоимости всех участков, подвергнутых государственной кадастровой оценке.
В-третьих, Международные стандарты оценки определяют массовую оценку как практику оценки по множеству объектов имущества на данную дату путем систематического и единообразного применения методов оценки и методик, которые учитывают статистическое обозрение и анализ результатов. Следовательно, можно говорить об общепризнанном принципе массовой оценки - принципе установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, в силу которого невозможна как "актуализация" кадастровой стоимости (определение ее на иную, более позднюю дату) в индивидуальном порядке, так и применение в конкретном деле кадастровой стоимости, установленной на дату, предшествовавшую последней государственной кадастровой оценке.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебную защиту в порядке арбитражного судопроизводства могут получить лишь субъективные права и законные интересы лица, которые непосредственно подвергаются нарушению со стороны ответчика.
Применительно к рассматриваемому спору, учитывая выше приведённые нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что на ЗАО "Тандер", как на истце, лежала процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы были нарушены ФГБУ "ФКП Росреестра" именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.
Вместе с тем, из правовой позиции ЗАО "Тандер" следует, что оно не оспаривает и признаёт в качестве верной (соответствующей рыночной стоимости) кадастровую стоимость земельного участка, определённую ФГБУ "ФКП Росреестра" на дату 01.01.2011. Исковые требования ЗАО "Тандер" сводятся к требованию об обязании ответчика отразить в ГКН сведения о рыночной стоимости земельного участка, определённые независимым оценщиком на дату 30.03.2012.
Вместе с тем, истец не учёл, что действующее законодательство не содержит в себе норм, в силу которых лица, использующие земельные участки, по своему усмотрению могли бы, не оспаривая результаты проведённой государственной кадастровой оценки земель, требовать от органа кадастрового учёта внесения в ГКН сведений об уточнённой рыночной стоимости земельных участков посредством предоставления соответствующих отчётов независимых оценочных компаний, составленных на иные даты, нежели на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Допущение иного свидетельствовало бы о нарушении императивных норм действующего законодательства в области проведения государственной кадастровой оценки земель и ведения ГКН, что является недопустимым.
Таким образом, ЗАО "Тандер" не представило доказательств нарушения его субъективных прав ФГБУ "ФКП Росреестра", вызванных несоблюдением последним норм действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что сохранение в ГКН прежних сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определённых на дату 01.01.2011, нарушает его субъективные права, так как ЗАО "Тандер" фактически вынуждено уплачивать завышенные налоговые платежи за использование земельного участка.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
ЗАО "Тандер" не представило доказательства того, что кадастровая стоимость земельного участка на дату 01.01.2011 была определена с нарушением норм действующего законодательства, а также доказательства наличия у ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности по внесению в ГКН сведений об индивидуальной рыночной стоимости земельного участка, определённой на дату 30.03.2012. В связи с этим, уплата ЗАО "Тандер" земельного налога, исчисленного исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в ГКН в настоящее время, в полной мере соответствует положениям налогового законодательства.
Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, направленной на проверку вопроса о правильности определения кадастровой стоимости земельного участку на дату 01.01.2011 ЗАО "Тандер" не заявило.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ЗАО "Тандер".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 августа 2012 года по делу N А32-12625/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12625/2012
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Госземкадастрсъемка ВИСХАГИ, ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им П. Р. Поповича" в лице южного филиала, Данилов Алексей Сергеевич (представитель ЗАО "Тандер"), Федеральное государственое бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления государственой регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4445/14
26.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1104/14
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12625/12
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8379/12
26.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13227/12
23.08.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12625/12