г. Москва |
|
26 ноября 2012 г. |
Дело N А41-12995/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Олимп Инвест" (ИНН: 5050048328, ОГРН: 1045010206713): Коршунов А.И., представитель по доверенности от 17.02.2012 г.,
от заинтересованного лица - Администрации Щелковского муниципального района Московской области (ИНН: 5050002154, ОГРН: 1035010204745): Маханек И.П., представитель по доверенности N 5-юр от 26.12.2011 г.,
от заинтересованного лица - Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области: Штырлов А.В., представитель по доверенности N 82-1 от 31.05.2012 г.,
от заинтересованного лица - МУ "Центр детского и специального питания" (ИНН: 5050021573): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-12995/12 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп Инвест" с участием в качестве заинтересованных лиц: Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области, муниципального медицинского учреждения "Центр детского и специального питания" о признании незаконными действий (бездествия) органа местного самоуправления и понуждении к совершению юридически значимых действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп Инвест" (далее - ООО "Олимп Инвест") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Щелковского муниципального района Московской области в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и выкупе нежилого помещения арендуемого заявителем по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, д.9, пом.7; обязании Администрации Щелковского муниципального района осуществить действия, установленные статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- принять решения об условиях приватизации арендуемого имущества;
- направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества (том 1 л.д.5-7).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Щелковского муниципального района Московской области и Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2012 года заявление "Олимп Инвест" удовлетворено в полном объеме (том 1 л.д.161-165).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Щелковского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 2 л.д.2-6).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 года апелляционная жалоба заявителя принята к производству суда (том 2 л.д.1).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса.
Указанным определением к участию в деле привлечено муниципальное медицинское учреждение "Центр детского и специального питания".
По материалам дела, в качестве основания возникновения у ООО "Олимп Инвест" как арендатора спорного имущества на его приватизацию в установленном нормами статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ порядке, заявитель указывает на обстоятельства заключения с Администрацией Щелковского муниципального района Московской области договора аренды недвижимого имущества N 1821 от 28.06.2005 г.
Исходя из предмета и оснований заявленных ООО "Олимп Инвест" требований, судом установлено, что в соответствии с заключенным между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области (арендодателем), ММУ "Центр детского и специального питания" (балансодержателем) и ООО "Олимп Инвест" (арендатором) договором аренды N 1821 от 28.06.2005 г. во временное владение и пользование арендатора сроком с 28.06.205 г. по 28.06.2015 г. передано муниципальное имущество - нежилое помещение в здании гражданского назначения: мебельный салон общей площадью 260,0 кв.м. (помещения NN 51, 69, 73, 74, 75) и часть нежилых помещений в здании молочной кухни общей площадью 133,6 кв.м. (помещения NN 18, 19, 21, 22, 23, 44) общей площадью 393,6 кв.м., расположенные по адресу: г.Щелково, ул.Сиреневая, дом 9 (том 1 л.д.42-45).
Таким образом, разрешение вопроса о приватизации указанного объекта затрагивает права и законные интересы балансодержателя - муниципального медицинского учреждения "Центр детского и специального питания", не привлеченного к участию в деле.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 09 августа 2012 года подлежит отмене по основаниям, предусмотренным в пункте 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормой части 6.1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, представитель заявителя уточнил требования и просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и выкупе нежилого помещения, арендуемого заявителем, а также бездействие Администрации Щелковского муниципального района в части совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения, арендуемого заявителем по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Сиреневая, д.9, пом. 7; обязать Администрацию Щелковского муниципального района осуществить юридически значимые действия, установленные в статье 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
- принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
- направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (том 2 л.д.39).
Представители Администрации Щелковского муниципального района Московской области и Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей муниципального медицинского учреждения "Центр детского и специального питания", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит заявленные ООО "Олимп Инвест" требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По материалам настоящего дела, основанием для обращения ООО "Олимп Инвест" в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления явились обстоятельства нарушения последним положений норм Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившегося в отказе заявителю как субъекту малого предпринимательства в реализации преимущественного права приватизации объекта недвижимого имущества.
В силу статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества установлен в статье 4 указанного Закона и предусматривает принятие органом местного самоуправления соответствующего решения об условиях приватизации арендуемого имущества и направление в адрес арендатора - субъекта малого и среднего предпринимательства предложения о заключении договоров купли-продажи муниципального имущества с приложением проекта договора.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 9 данного Закона субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении данного заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным апелляционным судом, на основании договора аренды N 1821 от 28.06.2005 г., заключенного между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области (арендодателем), ММУ "Центр детского и специального питания" (балансодержателем) и ООО "Олимп Инвест" (арендатором), во временное владение общества было передано муниципальное недвижимое имущество - нежилые помещения в здании гражданского назначения: мебельный салон общей площадью 260,0 кв.м. (помещения NN 51, 69, 73, 74, 75) и часть нежилых помещений в здании молочной кухни общей площадью 133,6 кв.м. (помещения NN 18, 19, 21, 22, 23, 44) общей площадью 393,6 кв.м., расположенные по адресу: г.Щелково, ул.Сиреневая, дом 9 (том 1 л.д.42-45).
В соответствии с постановлением Главы Щелковского муниципального района N 3304 от 25.09.2008 г. "О продаже на аукционе муниципального имущества Щелковского муниципального района - нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Сиреневая, дом 9" часть арендуемых ООО "Олимп Инвест" помещений - мебельный салон общей площадью 260,0 кв.м. (помещения NN 51, 69, 73, 74, 75) была продана Семенцу С.В. по договору купли-продажи N 249 от 10.11.2008г.
В результате осуществления технической инвентаризации находящихся в аренде у ООО "Олимп Инвест" и отчужденных в пользу Семенца С.В. нежилых помещений N N 51, 69, 73, 74, 75, 18, 19, 21, 22, 23, 44 были сформированы обособленные объекты недвижимости - помещение N 5 площадью 249,1 кв.м. и помещение N 7 площадью 131,6 кв.м.
Соответствующие изменения в договор аренды N 1821 от 28.06.2005 г. внесены не были.
ООО "Олимп Инвест" 07.11.2011 г. обратилось к Главе Администрации Щелковского муниципального района с заявлением о выкупе нежилого помещения общей площадью 133,5 кв.м., расположенного в здании по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Сиреневая, дом 9, арендуемого в соответствии с договором аренды N 1821 от 28.06.2005 г., со ссылкой на нормы статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ (том 1 л.д.28).
Повторное обращение было направлено заявителем 10.11.2011 г.
В ответ на обращение исх. N 3796-с от 10.11.2011 г. Администрация Щелковского муниципального района Московской области сообщила заявителю о внесении на рассмотрение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области прогнозного плана приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год, с содержащимся в нем пунктом о преимущественном праве арендатора - ООО "Олимп Инвест" на приобретение истребуемого объекта, и отсутствии возможности для приватизации данного объекта в 2012 году в связи с утверждением решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 253/41 от 20.12.2011 г. "О принятии решения Совета депутатов Щелковского муниципального района "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год" плана приватизации в редакции без указанного пункта (том 1 л.д.13-14).
Не согласившись с отказом Администрации Щелковского муниципального района Московской области, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Одновременно, решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 253/41 от 20.12.2011 г. "О принятии решения Совета депутатов Щелковского муниципального района "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год" и производное от него решение N 253/41-102-НПА от 20.12.2011 г. "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год" (том 1 л.д.37) ООО "Олимп Инвест" в установленном законом порядке не оспорено.
Предусмотренное нормой пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ право арендатора - субъекта малого и среднего предпринимательства ООО "Олимп Инвест" не реализовано.
Доказательства обращения ООО "Олимп Инвест" в орган местного самоуправления с заявлением о соответствии общества условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
При этом арбитражным апелляционным судом также принято во внимание, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав имеется запись о праве собственности Щелковского муниципального района Московской области в отношении нежилого помещения в здании - помещения, назначение: нежилое, общая площадь 131,6 кв.м., этаж 1, адрес объекта: Московская область, г.Щелково, ул.Сиреневая, дом 9, пом. 7, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 222128 от 17.12.2008 г., вместе с тем в договор аренды N1821 от 28.06.2005 г. соответствующие изменения не внесены.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения заявления ООО "Олимп Инвест" по заявленным предмету и основаниям не имеется.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2012 года по делу N А41-12995/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12995/2012
Истец: ООО "Олимп Инвест"
Ответчик: Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского района
Третье лицо: ММУ "Центр детского и специального питания", Совет депутатов щелковского муниципального района, Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5227/13
24.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2314/13
18.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2314/13
21.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2314/13
26.11.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8115/12
09.08.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-12995/12