г. Хабаровск |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А04-1461/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.
при участии в заседании:
от НОУ Белогорская техническая школа ДОСААФ России: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Военного комиссариата Амурской области: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Министерства финансов РФ: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Министерства обороны РФ: Кириллова Н.В., представитель по доверенности от 22.09.2012 N 2-12/3157,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Амурской области на решение от 19.06.2012 по делу N А04-1461/2012 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Кравцовым А.В.
по иску негосударственного образовательного учреждения "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
к Военному комиссариату Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 3 315 660 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1022800713044) (далее - НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Военного комиссариата Амурской области (ОГРН 1022800528739) (далее - Комиссариат), а при недостаточности у ответчика денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) (далее - Минфин России) денежных средств в размере 3 315 660 рублей, составляющих задолженность за оказанные услуги по профессиональной подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) (далее - Минобороны России).
До принятия решения по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил взыскать задолженность с Военного комиссариата, а при недостаточности денежных средств - с Министерства обороны Российской Федерации, не отказавшись при этом от требований к Минфину РФ.
Уточнения иска приняты судом к рассмотрению.
Решением от 19.06.2012 уточненные требования удовлетворены, с Военного комиссариата в пользу НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России взыскано 3 315 660 рублей задолженности, а при недостаточности денежных средств взыскание произвести за счет средств казны Российской федерации в лице Минобороны России. В иске к Минфину России отказано.
Не согласившись с судебным актом, Военный комиссариат обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела.
В обоснование жалобы указано на то, что компенсация расходов, связанных с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям по направлению военного комиссариата, а также связанных с организацией и проведением призыва граждан РФ на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Ссылается также на пункт 44 приказа Министра обороны России N 202 от 03.05.2001 "Об утверждении инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", согласно которому финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны РФ на договорной основе за счет и в пределах средств, выделяемых для Министерства обороны России в федеральном бюджете на соответствующий год.
В отзыве на апелляционную жалобу Минобороны России доводы апелляционной жалобы поддержало, указав на то, что спорные расходы несет Военный комиссариат, а при недостаточности выделенных ему на эти цели денежных средств - Российская Федерация в лице Минфина России.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, дав соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, структурной организацией Общероссийской общественной организации "Российская оборонно-спортивная техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" - НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России производилась в период с 01.10.2008 по 24.03.2009 подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям на основании: Приказа начальника штаба Дальневосточного военного округа от 29.08.2008 N 4 "Об организации подготовки граждан Российской федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2009 году", Приказа Командующего войсками Дальневосточного военного округа N 374 от 26.09.2008 "О назначении военных экзаменационных комиссий в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) и начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации в 2008-2099 учебном году, закреплении за ними воинских частей для проведения военно-шефской работы", в том числе в Белогорской технической школе по специальностям ВУС-843 и ВУС-837, а также на основании утвержденного 04.09.2008 врио начальника штаба округа Плана проведения проверки подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ) и НПО в 2008-2009 учебном году.
Кроме того, Приказом Амурского областного совета РОСТО (ДОСААФ) N 68 от 10.09.2008 истцу поручено в 2008-2009 учебном году подготовить 210 человек - механиков водителей МТ-ЛБ и 50 человек - водителей категории "С"; Приказом начальника штаба Дальневосточного военного округа N 4 от 29.08.2008 военным комиссариатам и РОСТО (ДОСААФ) поручено выполнить подготовку специалистов по военно-учетным специальностям в 2008-2009 учебном году, в том числе по Амурской области - водители категории "С" - 309 человек, механик-водитель МТ-ЛБ - 210 человек.
Согласно акту от 24.03.2009 в Амурской области в 2008-2009 учебном году организацией РОСТО (ДОСААФ) подготовлено для Вооруженных Сил РФ 181 водитель категории "С" и 141 механик-водитель МТ-ЛБ на общую сумму 13 213 151 рублей. По акту оказанные услуги приняты Военным Комиссаром Амурской области (т.1 л.д.35).
Справкой от 18.06.2011 Амурского регионального отделения РОСТО (ДОСААФ) подтверждается оказание услуг НОУ Белогорской ТШ ДОСААФ России по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям на сумму 3 315 660 рублей (т.1 л.д.37).
Фактически истцом в указанный период согласно протоколам экзаменационных комиссий подготовлено для нужд Вооруженных Сил РФ 141 механик-водитель МТ-ЛБ (стоимость обучения механика-водителя - 19 990 рублей) и 21 водитель категории "С" (стоимость обучения одного водителя - 23 670 рублей), согласно калькуляции стоимость по их подготовке составила в общей сумме 3 315 660 рублей.
Согласно справке Военного комиссариата Амурской области от 08.06.2012 N 5658 лимиты бюджетных обязательств на указанные цели ему не выделяются.
Выполненные работы приняты Военным комиссариатом, однако в их оплате отказано со ссылкой на отсутствие выделения бюджетных средств на данные цели.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила от 01.12.2004 N 704).
Согласно подпункту 4 пункта 2, абзаца второго пункта 4 названных Правил компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
На основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются за счет средств федерального бюджета в силу прямого указания закона.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, на военные комиссариаты возложены задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (пункт 26 раздела II).
Факт оказания услуг и их неоплата ответчиком подтвержден материалами дела.
Между тем, отсутствие договорных отношений с военным комиссариатом в силу вышеизложенных правовых норм не может является основанием для отказа в возмещении имущественных потерь истца, поскольку Федеральный закон N 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных с его реализацией расходов с наличием такого договора.
Исходя из чего, отклоняется довод жалобы на отсутствие заключенного сторонами договора.
Согласно справке Военного комиссариата Амурской области от 08.06.2012 N 5658 лимиты бюджетных обязательств на указанные цели ему не выделялись.
Согласно сведениям, предоставленным Минобороны России от 19.11.2012 N 180/7/10935, года военному комиссариату Амурской области в 2008 выделялись следующие средства: по КБК 187 0201 208 6100 014 290 (целевые средства, выделяемые для мероприятий в области национальной обороны в целях модернизации ВС РФ и воинских формирований) - 21 501 000 рублей; по КБК 187 0203 208 6200 014 290 (целевые средства, выделяемые для проведения подготовки и переподготовки мобилизационного резерва и учебно-сборовые мероприятия) - 7 541 800 рублей;
В 2009 году выделялись следующие средства: по КБК 187 0201 208 6100 014 290 (целевые средства, выделяемые для мероприятий в области национальной обороны в целях модернизации ВС РФ и воинских формирований) - 22 336 600 рублей; по КБК 187 0203 208 6200 014 290 (целевые средства, выделяемые для проведения подготовки и переподготовки мобилизационного резерва и учебно-сборовые мероприятия) - 1 703 600 рублей.
Согласно сведениям Военного комиссариата Амурской области от 06.11.2012 N 10863 целевое назначение выделенных в 2008-2009 году бюджетных средств является компенсация расходов граждан, проходящим обучение по военно-учетной специальности в школах ДОСААФ России, за проживание, питание и проезд к месту обучения и обратно. Лимиты бюджетных обязательств на подготовку граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин Военному комиссариату Амурской области не выделялись.
Кроме того, согласно информации от 13.09.2012 N 23-09-15/72-1605, Министерству обороны РФ из федерального бюджета в 2008-2009 годах выделялись денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по КБК 187 0203 208 0200 в сумме 2 290 739 400 рублей в 2008 году и 1 500 000 000 рублей - в 2009 году.
Вместе с тем, доказательств достаточности выделения Минобороны России денежных средств на подготовку граждан по военно-учетным специальностям на 2008-2009 года либо их нецелевого использования Минфином России в материалы дела не представлено.
По правилам статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований (пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России.
С учетом приведенных разъяснений, принимая во внимание отсутствие доказательств достаточности выделения Минобороны России денежных средств из федерального бюджета на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в 2008-2009 годах, субсидиарным ответчиком по спорным обязательствам Минобороны России является Российской Федерации в лице Минфина России.
На основании указанных правовых норм, учитывая обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковое требование НОУТШ Белогорская ДОСААФ России о взыскании расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, в сумме 3 315 660 рублей подлежит удовлетворению за счет Военного комиссариата Амурской области, а при недостаточности средств - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение суда в части привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России и, соответственно, в части отказа в удовлетворении требований к Минфину России принято с нарушением норм материального права, судебный акт подлежит изменению.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Государственная пошлина перераспределению не подлежит, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.06.2012 по делу N А04-1461/2012 изменить.
Взыскать с Военного комиссариата Амурской области (ОГРН 1022800528739), а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1022800713044) убытки в сумме 3 315 660 рублей, судебные расходы в сумме 39 587,30 рублей.
В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Возвратить Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12,70 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 20.03.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1461/2012
Истец: Негосударственное образовательное учреждение Белогорская техническая школа ДОСААФ России
Ответчик: Военный комиссариат Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской обл., Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ФГКУ ВРУПО Министерства обороны РФ, Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ Кондратьевой А. В.
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 4259/13
27.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4259/13
25.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4259/13
27.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4259/13
26.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-238/13
23.11.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3974/12
19.06.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1461/12