город Воронеж |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А14-11082/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области: Мещеряковой М.В. - специалиста-эксперта отдела правового, кадрового, информационно-аналитического, административно-хозяйственного обеспечения по доверенности б/н от 23.07.2012; Шевцовой О.О. - специалиста-эксперта отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета, доверенность б/н от 31.10.2012г.,
от общества с ограниченной ответственностью "СпортИндустрия-2002": Лазаренко И.А. - представителя по доверенности б/н от 15.05.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2012 по делу N А14-11082/2012 (судья В.В. Домарева) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпортИндустрия-2002" (ОГРН 1023601582003, ИНН 3663043170) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2009-2011 годы на общую сумму 85036,38 руб. и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов принятием решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2009-2011 годы на общую сумму 85036,38 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпортИндустрия-2002" (далее - заявитель, ООО "СпортИндустрия-2002", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (далее - Управление) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1- 4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года на общую сумму 85 036,38 руб., об обязании Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СпортИндустрия-2002", приняв решение о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года в сумме 85 036,38 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2012 заявленное требование удовлетворено, признаны незаконными действия Управления Росприроднадзора по Воронежской области по отказу в возврате ООО "СпортИндустрия-2002" излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года на сумму 85 036,38 руб., Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, приняв решение о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года на сумму 85 036,38 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Податель жалобы не соглашается с выводом суда области о том, что ООО "СпортИндустрия-2002" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Указывает, что Общество осуществляет хранение ТБО, что входит в понятие "размещение отходов". Полагает, что наличие договора, заключенного между заявителем и ООО "Каскад", оказывающим услуги по захоронению отходов, а также факт оплаты этих услуг не освобождает собственника отходов от бремени внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Управление ссылается на то, что в договоре N 291-ЗР не предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации с последующей обязанностью предоставления расчета платы за негативное воздействие и ее внесения. По мнению заявителя жалобы, доказательством наличия у Общества указанной обязанности явилось своевременное и добровольное представление в уполномоченный орган расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года, в котором указано начисление за размещение отходов производства и потребления.
В заседании апелляционного суда представители Управления доводы апелляционной жалобы поддерживают, просят решение отменить.
Представитель ООО "СпортИндустрия-2002" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене. В обоснование своих возражений указывает, что само по себе наличие утвержденных обязательных лимитов на размещение отходов не влечет возникновение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. Полагает, что данная обязанность возникает исключительно в силу Закона "Об охране окружающей среды", а единственным условием для возникновения обязанности является факт осуществления деятельности, негативно воздействующей на окружающую природную среду и ее компоненты, а не наличие утвержденных лимитов. Общество ссылается на то, что оно не осуществляло деятельность по размещению отходов, а значит вносить плату за негативное воздействие не обязано. Также указывает, что обжалуемое решение согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 и от 20.07.2010 N 4433/2010.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений) и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что ООО "СпортИндустрия-2002" за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года в Федеральную службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за соответствующие отчетные периоды.
За указанные периоды времени ООО "СпортИндустрия-2002" произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе за размещение отходов производства и потребления) в общей сумме 103 084,89 руб., что подтверждается представленными платежными поручениями (л.д. 12-23, т. 1) и не оспаривается Управлением.
7 марта 2012 заявитель обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области с требованием о возврате ошибочно перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 85 036,38 руб., ссылаясь на то, что Общество не осуществляет специализированное размещение отходов в специально оборудованных местах.
Письмом от 10.04.2012 N 1267/02 Управление Росприроднадзора по Воронежской области сообщило заявителю, что полномочия администратора доходов бюджета в части доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Управление только с 01.10.2010, до этой даты функция по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду была возложена на Верхне-Донское Управление Ростехнадзора. Кроме того, Управление разъяснило заявителю, что для принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет необходимо провести сверку расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду и направило соответствующие акты. Этим же письмом заявителю сообщено, что Управление не может признать излишне уплаченными платежи за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку ООО "СпортИндустрия-2002" осуществляло плату добровольно, на основании расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, заверенных печалью и подписью руководителя и главного бухгалтера.
Полагая незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Воронежской в возврате произведенных платежей, ООО "СпортИндустрия-2002" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая незаконным оспариваемый отказ Управления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для внесения заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 85 036,38 руб., поскольку ООО "Спорт-Индустрия-2002" не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда верной исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания оспариваемых действий незаконными, входит одновременно наличие двух факторов: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Таким образом, из анализа приведенных норм вытекает обязанность физических и юридических лиц по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 23 названного закона с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ об отходах производства и потребления установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N4433/2010, также с позицией Федерального арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 11.08.2011 по делу NА64-6223/2010.
В рассматриваемом случае доказательств осуществления Обществом в спорных периодах размещения отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления", равно как и доказательств осуществления заявителем специализированной деятельности по размещению отходов, а также оказания в процессе осуществления уставной деятельности какого-либо вредного воздействия на окружающую среду, Управлением не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ООО "Спорт-Индустрия-2002" в рассматриваемых периодах обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, платежи, предусмотренные Законом N 7-ФЗ, взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, и, по сути, они носят компенсационный характер.
Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В рассматриваемом деле уполномоченный орган не доказал осуществление Обществом такой деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
Таким образом, у заявителя отсутствовала в рассматриваемый период обязанность по оплате негативного воздействия на окружающую среду в связи с размещением отходов.
При этом факт добровольного внесения Обществом платы за негативное воздействие, с учетом установленных обстоятельств, не влечет возникновение у заявителя обязанности по внесению такой платы.
Довод Управления о наличии у заявителя утвержденных обязательных лимитов на размещение отходов не может быть принят судом во внимание, поскольку само по себе включение в лимит различных позиций отходов не изменяет вывода суда об отсутствии у Общества деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
Судом первой инстанции верно определено, что Управление Росприроднадзора по Воронежской области, как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, наделенный функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке правопреемства, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Воронежской области, является уполномоченным органом для принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлено отсутствие правовых оснований для внесения заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 85 036,38 руб., то данная сумма обоснованно признана излишне уплаченной.
В этой связи суд области правомерно удовлетворил заявленное требование, признав действия Управления незаконными.
Арбитражный суд первой инстанции в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества, в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, обоснованно обязал Управление Росприроднадзора по Воронежской области принять решение о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды за периоды 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, за 1-4 кварталы 2011 года в сумме 85 036,38 руб.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как необоснованные, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом области представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований подателя жалобы.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2012 по делу N А14-11082/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11082/2012
Истец: ООО "Спортиндустрия-2002"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ВО, УФС по надзору в сфере природопользования по Воронежской обл