г. Самара |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А65-20281/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2012 года по делу N А65-20281/2012 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г. Казань,
об оспаривании постановления N 2972/с по делу об административном правонарушении от 19.07.2012 г.,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казань (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г.Казань об оспаривании постановления N 2972/с по делу об административном правонарушении от 19.07.2012 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казань подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а следовательно, привлечен к административной ответственности незаконно, в связи с чем его права нарушены.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан N 2972/с от 19.07.2012 г. заявитель был привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение требований ст.ст.11, 21, 22 п.1, ст.39 п.3 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999г.; п.4.11., п.4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарно-эпидемиологические правила содержания территории населенных мест".
Нарушения выявлены в результате санитарно-гигиенического обследования площадок для временного складирования снега на территории Приволжского и Вахитовского районов г.Казани и выразившегося в несоблюдении заявителем экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: на территории площадки для временного (на зимний сезон 2011/2012 гг.) складирования снега муниципального образования г.Казани по ул.Портовая г.Казани обнаружен факт складирования загрязненного твердыми бытовыми отходами (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, отходы картона и иные отходы) снега вне территории границ отвода площадки для складирования снега, а именно: на площади прилегающих зеленых насаждений; на площадке для временного (на зимний сезон 2011/2012 гг.) складирования на окраине Березовой рощи жилого массива Мирный имеется скопление загрязненного снега твердыми бытовыми отходами, что обуславливает отрицательное воздействие на окружающую среду.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Исполнительным комитетом требований о признании указанного постановления по делу об административном правонарушении незаконным суд первой инстанции исходил из того, что на выделенных площадках под временное складирование (накопление) снега, а также на прилегающей к ним территории заявителем были допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, изложенное свидетельствует о наличии вины заявителя, выразившейся в не осуществлении контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на площадках временного хранения снега, а также в не организации работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории Вахитовского и Приволжского районов г.Казани.
Однако судом не учтено следующее.
Частью 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарно-эпидемиологические правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Однако, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани не осуществляет указанные виды деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по не осуществлению контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений указанной статьей КоАП РФ не предусмотрена.
Накопление отходов возникло не в результате хозяйственной деятельности заявителя, а следовательно, нельзя говорить о том, что заявитель осуществлял свою хозяйственную деятельность с нарушениями экологических требований, связанную с обращением отходов производства и потребления с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно протоколу об административном правонарушении выявлено несоблюдение заявителем экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: на территории площадки для временного (на зимний сезон 2011/2012 гг.) складирования снега муниципального образования г.Казани по ул.Портовая г.Казани обнаружен факт складирования загрязненного твердыми бытовыми отходами (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, отходы картона и иные отходы) снега вне территории границ отвода площадки для складирования снега, а именно: на площади прилегающих зеленых насаждений; на площадке для временного (на зимний сезон 2011/2012 гг.) складирования на окраине Березовой рощи жилого массива Мирный имеется скопление загрязненного снега твердыми бытовыми отходами.
Однако нарушение указанных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного другой статьей КоАП - ст. 6.3, а не 8.2 ответственность в соответствии с которой в данном случае применена обжалуемым постановлением по делу об административном правонарушении.
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.2011 года по делу N А65-25168/2010 и Постановлении Президиума ВАС РФ N 4433/10 от 20.07.2012 года.
Таким образом, материалами административного правонарушения не подтверждено наличие в действиях Исполнительного комитета состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права решение суда согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить и заявление Исполкома о признании незаконным постановления удовлетворить.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2012 года по делу N А65-20281/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении от 19.07.2012 г. N 2972/с о привлечении Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20281/2012
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань