г. Воронеж |
|
07 декабря 2012 г. |
Дело N А48-2540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
от управления по тарифам Орловской области: Рыков Ю.Ф., главный специалист отдела контроля по доверенности от 18.01.2010 N 01-10/82.
от открытого акционерного общества "Протон":
от открытого акционерного общества "Протон": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по тарифам Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 28.09.2012 по делу N А48-2540/2012 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению открытого акционерного общества "Протон" (ОГРН 1025700827283, ИНН 5753018359) к управлению по тарифам Орловской области (ОГРН 1025700827272, ИНН 5753026800) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Протон" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее также - ответчик) о признании незаконным решения об отказе в принятии к утверждению инвестиционной программы ОАО "Протон", выраженное в письме от 06.04.2012 г. исх.N 01-10/1114 и применении последствий признания незаконным решения органа регулирования в виде обязания Управления по тарифам Орловской области принять к утверждению инвестиционную программу ОАО "Протон" (с учетом уточненных требований от 14.09.2012).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление по тарифам Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, указывая следующее:
- как видно из писем ОАО "Протон" от 12.03.2012 N 24/1051 и от 23.03.2012, Общество не указывает, что срок реализации Инвестиционной программы на 2012-2015 годы является технической ошибкой. Направляя инвестиционную программу 23.03.2012, ОАО "Протон" подтверждает срок реализации программы с 2012 года;
- в отношении Инвестиционной программы регулирующим органом не могли быть совершены действия, указанные в п.5,14,15,17,19 Правил N 977, такие как проверка формы и содержания программы, направление на доработку, направление системному оператору и тем более утверждение, поскольку изначально такая инвестиционная программа не соответствовала п.3 Правил N 977;
- Управление по тарифам Орловской области не имеет правовых оснований для утверждения инвестиционной программы на 2013-2015 годы, поскольку, во-первых, Управление до 15 мая 2012 года уже представило в ФСТ РФ предельные уровни тарифов без учета указанной инвестиционной программы, во - вторых, инвестиционная программа не может быть утверждена, поскольку установленный Правительством срок утверждения даже на момент вынесения решения суда истек, в третьих, ФСТ РФ уже утвердило предельные уровни тарифов без учёта инвестиционной программы ОАО "Протон".
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеизложенным основаниям. Указал, что в п.13 Административного регламента, утв. Приказом Минэнерго России от 19.12.2011 N 606/1, содержится такое основание отказа в предоставлении государственной услуги как предоставление инвестиционной программы позднее 15 марта года, предшествующего периоду её реализации.
Представитель ОАО "Протон" в заседание апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном по электронной почте отзыве представитель ОАО "Протон" указал на то, что рассматриваемые правоотношения в полном объеме регулируются Правилами, утв. Постановлением Правительства N 977 от 01.12.2009 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", не предусматривающими право ответчика не принимать к рассмотрению инвестиционную программу.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав и обсудив пояснения представителя управления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Открытое акционерное общество "Протон" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025700827283 (т.1 л.д.92-96).
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 01.04.2011 г. N 43-2Л/А и договора аренды оборудования от 01.04.2011 г. N 42-2Л/А, заключенных ОАО "Протон" с ЗАО ФПК "Вторая линия", заявитель арендует для использования в своих производственных целях (сетевой организации) энергетическую подстанцию Приборная ПС-110/10/6 кВ, находящуюся пор адресу: г.Орел, ул.Игнатова, 12, и используемое на ней оборудование (Т.1 л.д.10-22). С целью обеспечения надежности и безопасной эксплуатации находящегося на подстанции Приборная ПС-110/10/6 кВ энергетического оборудования, непосредственно участвующего в электроэнергетическом режиме работы данной подстанции, пунктом 3.3. договора аренды от 01.04.2011 г. N 43-2Л/А установлена обязанность ОАО "Протон" своевременно и за свой счет производить капитальный ремонт объекта аренды, в том числе осуществлять планово-предупредительный ремонт в соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений". В соответствии с п.3.2 договора аренды оборудования от 01.04.2011 г. N 42-2Л/А с целью обеспечения надежности, безопасности и повышения энергоэффективности преданного в аренду оборудования, находящегося на подстанции Приборная ПС-110/10/6 кВ, и иного арендуемого оборудования, непосредственно задействованного в передаче электрической энергии, арендатор обязан своевременно и за свой счет производить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования, в том числе поддерживать оборудование в исправном состоянии и осуществлять его модернизацию для обеспечения соответствия требованиям действующих законодательных и нормативных актов РФ в области электроэнергетики.
Приказом Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2011 г. N 1386-т "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год для взаиморасчетов между сетевыми организациями и определению долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на 2012-2014 годы" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ОАО "Протон" - ОАО "МРСК Центра" (филиал ОАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго") (т.1 л.д.23-28).
12.03.2012 г. ОАО "Протон" представило в администрацию Орловской области и Управление по тарифам Орловской области для утверждения инвестиционную программу на 2012-2015г.г. вместе с программой энргосбережения на 2012-2014г.г. и бухгалтерским балансом на 31.12.2010 г. (т.1 л.д.29-51).
Письмом от 19.03.2012 г. N 01-10/822 Управление по тарифам Орловской области сообщило ОАО "Протон", что представленная им инвестиционная программа на 2012 г.-2015г.г. не принимается к утверждению, поскольку период действия данной программы составляет с 2012 года по 2015 год, при этом на 2012 год инвестиционная программа для ОАО "Протон" утверждена не была, а также Обществом не представлено аудиторское заключение, предусмотренное п.3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (т.1 л.д.52).
23.03.2012 г. ОАО "Протон" с сопроводительным письмом от 23.03.2012 г. N 24/2018 в целях устранения замечаний регулирующего органа относительно комплектности документов направило в Управление по тарифам Орловской области аудиторское заключение (т.1 л.д.53).
Письмом от 28.03.2012 г. N 01-10/939 Управление по тарифам Орловской области сообщило заявителю о том, что представленная им инвестиционная программа не может быть принята к утверждению, поскольку началом ее реализации является 2012 г., то есть текущий период регулирования, в то время как согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" в срок до 15.03.2012 г. ОАО "Протон" должно было направить в адрес Управления по тарифам Орловской области инвестиционную программу с началом срока реализации в 2013 г. (т.1 л.д.54).
ОАО "Протон" с письмом от 02.04.2012 г. N 24/2200, в котором Общество указало, что инвестиционная программа не была возвращена ему для устранения замечаний, направило в адрес Управления по тарифам Орловской области откорректированную инвестиционную программу с учетом предъявленных органом регулирования замечаний (т.1 л.д.55).
Письмом от 06.04.2012 г. N 01-10/1114 Управление по тарифам Орловской области сообщило Обществу, что его инвестиционная программа на период реализации 2013-2015г.г. не может быть принята к утверждению в связи с нарушением срока ее представления (до 15.03.2012 г.), а также несоответствием требованиям п.38 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", устанавливающего, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки организации. Кроме того, ответчиком было указано, что направленная письмом от 12.03.2012 г. N 24/1051 инвестиционная программа с началом реализации в 2012 г., который является текущим периодом регулирования, не принималась к утверждению и, следовательно, не направлялась на доработку (т.1 л.д.56).
Не согласившись с решением об отказе в принятии к утверждению инвестиционной программы, ОАО "Протон" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что инвестиционная программа ОАО "Протон" по форме соответствовала требованиям Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2010 N 114, содержание программы ответчиком не исследовалось, в том числе приложения, оговоренные в п.3 Правил; на несоответствие инвестиционной программы требованиям п.38 Основ ценообразования ответчик указал в рекомендательных целях, данное обстоятельство не являлось основанием для непринятия к утверждению инвестиционной программы.
Довод ответчика о том, что ОАО "Протон" нарушен срок представления инвестиционной программы, установленный п.3 Правил, отклонён судом области как не соответствующий представленным по делу доказательствам.
Арбитражный суд области указал на то, что Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики не предоставлено органу исполнительной власти субъекта РФ право не принимать к рассмотрению инвестиционную программу.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд области, применив положения п.4 ст.21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" п.1, пп.34 п.4 Положения об Управлении по тарифам Орловской области, утв. Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 г. N 27, п.п.б п.2 Критериев отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования), утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 (далее - Критерии), сделал правильный и мотивированный вывод о том, что Управление по тарифам Орловской области обладает полномочиями по утверждению представленной ОАО "Протон" инвестиционной программы.
Порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, соответствующих Критериям, определяется Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Правила).
Под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации или реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов (п.2 Правил).
Пунктом 3 Правил установлено, что субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду ее реализации. Инвестиционная программа содержит в том числе:
а) перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы, в том числе инвестиционных проектов, предусматривающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, создание систем противоаварийной и режимной автоматики, систем телемеханики и связи, а также установку устройств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности (далее - перечень инвестиционных проектов);
б) краткое описание инвестиционной программы по основным направлениям инвестиционных проектов, в том числе с указанием необходимости и целей их реализации, вводимой мощности, вида используемого топлива и места расположения объекта, срока ввода и вывода мощности, полной и остаточной стоимости инвестиционных проектов, показателей энергетической эффективности оборудования;
в) графики строительства объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов, включая их наименования, планируемые сроки и объемы выполнения работ по инвестиционным проектам, а также планируемые объемы финансирования по кварталам, составленные по форме, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации;
г) финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования;
д) отчет об исполнении финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы (при реализации инвестиционной программы в предыдущем и текущем годах);
е) финансовую (бухгалтерскую) отчетность субъекта электроэнергетики на последнюю отчетную дату, а также аудиторское заключение;
ж) программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (при наличии таковой);
з) план финансирования инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы;
и) отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы с указанием введенной мощности, объемов финансирования и их источников (при реализации инвестиционной программы в предыдущем и текущем годах).
Инвестиционная программа представляется по форме, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам (п.4 Правил).
Форма инвестиционной программы утверждена Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2010 N 114 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций".
Согласно п.5 Правил, инвестиционная программа в случае ее представления не в полном объеме или не по установленной форме подлежит не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возврату субъекту электроэнергетики для устранения замечаний (с указанием причин возврата).
Субъект электроэнергетики повторно представляет инвестиционную программу не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний Министерства энергетики Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает инвестиционную программу в срок не более 50 дней.
В случае если инвестиционная программа, подлежащая утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусматривает строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, но не более 220 кВ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления направляет копию инвестиционной программы на заключение системному оператору (п.15 Правил).
Системный оператор в течение 30 календарных дней со дня поступления копии инвестиционной программы, предусматривающей строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, но не более 220 кВ, направляет заключение (включая при необходимости перечень предложений по доработке представленной инвестиционной программы) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.16 Правил).
Согласно п. 17 Правил при наличии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также системного оператора замечаний и предложений по инвестиционной программе указанный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления замечаний и предложений системного оператора направляет их субъекту электроэнергетики.
Субъект электроэнергетики в срок не более 15 календарных дней со дня поступления замечаний и предложений представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доработанную инвестиционную программу (п.18 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы (п.19 Правил).
Исходя из приведённых правовых норм, арбитражным судом области сделан правильный вывод о том, что Управлению не предоставлено право не принимать к рассмотрению инвестиционную программу.
Арбитражным судом установлено, что инвестиционная программа ОАО "Протон" по форме соответствовала требованиям Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2010 N 114, содержание программы им не исследовалось, в том числе приложения, оговоренные в п.3 Правил. Как следует из письменных объяснений ответчика от 21.09.2012 (л.д.18-19 т.2), довод о несоответствии инвестиционной программы требованиям п.38 Основ ценообразования указан им в рекомендательных целях, данное обстоятельство не являлось основанием для непринятия к утверждению инвестиционной программы.
Довод ответчика о том, что ОАО "Протон" нарушен срок представления инвестиционной программы, установленный п.3 Правил, обоснованно отклонён судом области, поскольку из материалов дела следует, что инвестиционная программа ОАО "Протон" представлена 12.03.2012 (т.1 л.д.29). То обстоятельство, что представленная инвестиционная программа содержала период действия - 2012-2015 гг., то есть ошибку по установленной форме влечёт возврат субъекту электроэнергетики для устранения замечаний (с указанием причин возврата). Оснований для непринятия к рассмотрению программы законодательством не предусмотрено. В связи с этим срок подачи программы следует исчислять с даты её первоначального направления - 12.03.2012.
Суд приходит к выводу о том, что ссылки заявителя жалобы на п.13 Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.12.2011 N 606/1, как на основание для отказа в предоставлении государственной услуги являются несостоятельными.
Ответчиком в нарушение ч.1 ст.65 и ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено доказательств законности своего бездействия, т.е. не совершения действий, указанных в п.п.5, 14, 15, 17, 19 Правил в установленные сроки, после получения инвестиционной программы ОАО "Протон" 12.03.2012.
Действия ответчика, выраженные в отказе в принятии к утверждению инвестиционной программы, нарушают права и законные интересы ОАО "Протон" в сфере предпринимательской деятельности (обеспечение надежности функционирования подстанции) и создают препятствия в выполнении им обязательств по реконструкции подстанции "Приборная" 110/10/6 кВ, приводят к нарушению договорных обязательств перед ОАО "СО ЕЭС".
Установив необходимую совокупность обстоятельств, установленную ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд области принял правильное решение о признании незаконным отказа Управления по тарифам Орловской области в принятии к утверждению инвестиционной программы ОАО "Протон", выраженного в письме от 06.04.2012 г. исх.N 01-10/1114.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Орловской области от 28.09.2012 по делу N А48-2540/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2540/2012
Истец: ОАО "Протон"
Ответчик: Управление по тарифам Орловской области